конспект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мишурова Екатерина Григорьевна

                                          МБОУ НОШ г. Покров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Конспект урока русского языка по программе «Школа России»

                                                           (2 класс)

                        Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Мишурова Е.Г.

 

 

 

 

 

                                          Урок по русскому языку

                                                    в 2 классе

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цель: - создать условия для обобщения знаний детей по изученным произведениям раздела «Страна детства»;

- развивать нравственные качества (доброту, правдивость, внутреннюю красоту, любознательность, воспитанность);

- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логические цепи рассуждений, доказательств, искать и выделять необходимую информацию.

 

                                                              Ход урока:

 

1. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2

Учитель: -Посмотрите на слайд. О чём он нам говорит?

-А может быть, лучше поиграть с друзьями?

Дети: Отвечают на вопросы

-Сейчас я буду учиться, буду узнавать что-то новое.

Учитель: - Итак: нам предстоит большая работа,

Всё, что мы делаем-нужно,

Значит, мы будем трудиться

Усердно и дружно!

Дети: Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Учитель:

Слайд 3

-Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть?

Слайд 4

Девиз урока: Всё получится!

Почему сегодня у нас такой девиз?

-Да, вы правы, сегодня у нас урок открытия нового знания.

-Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

Дети: Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности «Что я не знаю?», «Сам найду способ».

Учитель: - С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для "открытия" нового знания.)

Дети: Проговаривают последовательность действий на уроке.

Учитель: 1. – Я называю слово, вы определяете число, в котором употреблено это слово и записываете его в другом числе.

Поёт, летит, журчит, вьёт.

Дети: Записывают слова в тетрадь.

Учитель: Слайд 5.

-Проверьте записанные вами пары слов.

-Какое задание вы бы предложили к данным словам?

Дети: Самопроверка

-Выделить орфограммы.

Учитель: - Что можно сказать о данных слова?

Дети: - Это глаголы.

Учитель: - Расскажите друг другу, что вы знаете о глаголах.

-О ком или о чём можно сказать, используя в речи любой из этих глаголов?

Дети: Работа в паре. Проговаривают, что повторили.

Учитель: -Какой темой можно объединить эти слова?

Дети: - Темой весны.

Учитель: - Послушайте пословицу: Одна ласточка весны не делает.

-Как вы понимаете смысл пословицы?

Дети: Высказывают свои мнения.

Учитель: 2.Выполнение пробного действия.

- Запишите её в тетрадь.

3.Фиксация индивидуального затруднения.

Дети: Выполняют задание.

Учитель: Слайд 6

- У нас получились разные варианты. Почему?

не делает

неделает

Дети: Фронтальная проверка. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

3.Выявление места и причины затруднения.

Учитель: - В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

Дети: Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

- При написании НЕ с глаголом.

- Мы не знаем как пишется НЕ с глаголом.

Учитель: Слайд 7

- Какую цель ставим?

-Наметим наш план действий:

Дети: С помощью учителя, ставят цель урока.

- Узнать, как пишется не с глаголом.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Учитель: Слайд 8

1.Сами попробуем выполнить задание: узнать чем является слово Не.

Написание Не с глаголами.

2.Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3.Устраним затруднение.

4.Применим новое знание.

Результаты исследования будем оформлять в виде схемы, которая находится в карте исследования.

-Что нам поможет?

-Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка.

Дети: Называют средства

-Свой опыт, учебник, учитель. Выполняют движения.

5.Реализация построенного проекта

Учитель: Для ответа на вопрос:

Чем является слово Не,

Выполним 1 задание.

Выполните задания, нужную букву впишите в кружок.

Дети: Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Учитель: 1.Исследуйте ряд букв – ш, ж, ч, ц, подчеркните «лишнюю» букву.

2.Разгадайте ребус, выделите орфограмму.

3.Подберите антоним к слову темнота, почеркните в нём первую букву.

4.Подчеркните орфограмму в слове крот.

5.Исправьте ошибку в слове стрежи, выделите орфограмму.

6.Отгадайте загадку

Букву «пэ» перевернули,

Справа хвостик пристегнули,

Завернули на конце,

Получилась буква…

7.Вставьте и подчеркните пропущенную букву щ…вель

Дети: Работа в паре (карта исследования).

Учитель: Слайд 9

Вывод: НЕ-это частица

Запишите вывод в схему

Дети: Самопроверка. Заполняют схему. Отвечают на вопросы. Фронтальная работа.

Учитель: - Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?

-Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Дети: - Нет, не можем.

Учитель: - Что вы знаете о самостоятельных частях речи?

Дети: - Они отвечают на вопросы, являются членами предложения.

Учитель: - Назовите самостоятельные части речи?

Дети: - Существительное, прилагательное, глагол.

Учитель: - А служебные?

Дети: - К ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении.

Учитель: Вывод: частица НЕ-служебная часть речи. Запишите вывод в схему.

Дети: Значит, частица-служебная часть речи. Заполняют схему.

Учитель: Слайд 10

-Какие будут предположения: как писать не с глаголом?

-Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка.

Дети: Высказывают предположения.

Учитель: Гордую частицу не полюбил благородный Глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.

Дети: Чтение текста-сказки (карта исследования). Работа в паре.

Учитель: -Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке?

-Правописание частицы НЕ с глаголами-это орфограмма.

Запишите вывод в схему.

Дети: - НЕ с глаголами пишется отдельно. Заполняют схему.

Учитель: -Какое значение придаёт предложению частица НЕ?

-Какое значение придаёт глаголу НЕ?

Дети: - Отрицательное.

Учитель: - Оформите это утверждение в схеме.

Дети: - Отрицает действие. Заполняют схему.

Учитель: - Ребята, наша схема полностью заполнена. Что это значит?

-Зачитайте результаты нашего исследования.

Дети: - Мы закончили исследование. Работа по схеме.

Учитель: Прочитайте, как в учебнике написано о частице НЕ.

Дети: Читают правило с. 78

Учитель: Устранения затруднения. Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать предложение.

Дети: Фиксируют новое знание в речи.

Учитель: Одна ласточка весны не делает.

-Исправьте ошибку, если вы её допустили.

Дети: Индивидуальная работа.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Слайд 11

1.стр.78 № 136

Дети: Выполняют задания в тетрадях (индивидуально)

Учитель: 2.В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл.

Дети: Работа в паре.

Учитель: Откладывай безделье, да откладывай дело.

Не стыдно знать, стыдно учиться.

Дети: Самопроверка.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: Слайд 12

- Выберите задание, которое вы хотите выполнить

1.Запиши пословицу

Как (не)злись метелица, весной повевает.

2.Собери пословицу

Весною, (не)вернёшь, день, упустишь, годом.

3.Составить правила поведения весной.

Дети: Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Учитель: Самопроверка.

Дети: Выполняют самопроверку по эталону.

Учитель: Слайд 13

-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В чём причина?

Дети: Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку с помощью смайликов.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: -Какая тема урока была?

-Какую цель ставили? Достигли цели?

-Чему вы научились на уроке?

Слайд 14

Расскажите по схеме:

            -знаю

Я         -запомнил

            -смог

-Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Дети: Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Выполняют самооценку.

Учитель: Слайд 15

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                          МБОУ НОШ г. Покров

          Конспект урока русского языка по программе «Школа России»

                                                           (2 класс)

                        Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

                                                                                              Мишурова Е.Г.

                                          Урок по русскому языку

                                                    в 2 классе

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цель: - создать условия для обобщения знаний детей по изученным произведениям раздела «Страна детства»;

- развивать нравственные качества (доброту, правдивость, внутреннюю красоту, любознательность, воспитанность);

- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логические цепи рассуждений, доказательств, искать и выделять необходимую информацию.

                                                              Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2

Учитель: -Посмотрите на слайд. О чём он нам говорит? 

-А может быть, лучше поиграть с друзьями?

Дети: Отвечают на вопросы

-Сейчас я буду учиться, буду узнавать что-то новое.

Учитель: - Итак: нам предстоит большая работа,

Всё, что мы делаем-нужно,

Значит, мы будем трудиться

Усердно и дружно!

Дети: Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Учитель:

Слайд 3

-Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть?

Слайд 4

Девиз урока: Всё получится!

Почему сегодня у нас такой девиз?

-Да, вы правы, сегодня у нас урок открытия нового знания.

-Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

Дети: Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности «Что я не знаю?», «Сам найду способ».

Учитель: - С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для "открытия" нового знания.)

Дети: Проговаривают последовательность действий на уроке.

Учитель: 1. – Я называю слово, вы определяете число, в котором употреблено это слово и записываете его в другом числе.

Поёт, летит, журчит, вьёт.

Дети: Записывают слова в тетрадь.

Учитель: Слайд 5.

-Проверьте записанные вами пары слов.

-Какое задание вы бы предложили к данным словам?

Дети: Самопроверка

-Выделить орфограммы.

Учитель: - Что можно сказать о данных слова?

Дети: - Это глаголы.

Учитель: - Расскажите друг другу, что вы знаете о глаголах.

-О ком или о чём можно сказать, используя в речи любой из этих глаголов?

Дети: Работа в паре. Проговаривают, что повторили.

Учитель: -Какой темой можно объединить эти слова?

Дети: - Темой весны.

Учитель: - Послушайте пословицу: Одна ласточка весны не делает.

-Как вы понимаете смысл пословицы?

Дети: Высказывают свои мнения.

Учитель: 2.Выполнение пробного действия.

- Запишите её в тетрадь.

3.Фиксация индивидуального затруднения.

Дети: Выполняют задание.

Учитель: Слайд 6

- У нас получились разные варианты. Почему?

не делает

неделает

Дети: Фронтальная проверка. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

3.Выявление места и причины затруднения.

Учитель: - В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

Дети: Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

- При написании НЕ с глаголом.

- Мы не знаем как пишется НЕ с глаголом.

Учитель: Слайд 7

- Какую цель ставим?

-Наметим наш план действий:

Дети: С помощью учителя, ставят цель урока.

- Узнать, как пишется не с глаголом.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Учитель: Слайд 8

1.Сами попробуем выполнить задание: узнать чем является слово Не.

Написание Не с глаголами.

2.Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3.Устраним затруднение.

4.Применим новое знание.

Результаты исследования будем оформлять в виде схемы, которая находится в карте исследования.

-Что нам поможет?

-Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка.

Дети: Называют средства

-Свой опыт, учебник, учитель. Выполняют движения.

5.Реализация построенного проекта

Учитель: Для ответа на вопрос:

Чем является слово Не,

Выполним 1 задание.

Выполните задания, нужную букву впишите в кружок.

Дети: Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Учитель: 1.Исследуйте ряд букв – ш, ж, ч, ц, подчеркните «лишнюю» букву.

2.Разгадайте ребус, выделите орфограмму.

3.Подберите антоним к слову темнота, почеркните в нём первую букву.

4.Подчеркните орфограмму в слове крот.

5.Исправьте ошибку в слове стрежи, выделите орфограмму.

6.Отгадайте загадку

Букву «пэ» перевернули,

Справа хвостик пристегнули,

Завернули на конце,

Получилась буква…

7.Вставьте и подчеркните пропущенную букву щ…вель

Дети: Работа в паре (карта исследования).

Учитель: Слайд 9

Вывод: НЕ-это частица

Запишите вывод в схему

Дети: Самопроверка. Заполняют схему. Отвечают на вопросы. Фронтальная работа.

Учитель: - Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?

-Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Дети: - Нет, не можем.

Учитель: - Что вы знаете о самостоятельных частях речи?

Дети: - Они отвечают на вопросы, являются членами предложения.

Учитель: - Назовите самостоятельные части речи?

Дети: - Существительное, прилагательное, глагол.

Учитель: - А служебные?

Дети: - К ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении.

Учитель: Вывод: частица НЕ-служебная часть речи. Запишите вывод в схему.

Дети: Значит, частица-служебная часть речи. Заполняют схему.

Учитель: Слайд 10

-Какие будут предположения: как писать не с глаголом?

-Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка.

Дети: Высказывают предположения.

Учитель: Гордую частицу не полюбил благородный Глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.

Дети: Чтение текста-сказки (карта исследования). Работа в паре.

Учитель: -Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке?

-Правописание частицы НЕ с глаголами-это орфограмма.

Запишите вывод в схему.

Дети: - НЕ с глаголами пишется отдельно. Заполняют схему.

Учитель: -Какое значение придаёт предложению частица НЕ?

-Какое значение придаёт глаголу НЕ?

Дети: - Отрицательное.

Учитель: - Оформите это утверждение в схеме.

Дети: - Отрицает действие. Заполняют схему.

Учитель: - Ребята, наша схема полностью заполнена. Что это значит?

-Зачитайте результаты нашего исследования.

Дети: - Мы закончили исследование. Работа по схеме.

Учитель: Прочитайте, как в учебнике написано о частице НЕ.

Дети: Читают правило с. 78

Учитель: Устранения затруднения. Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать предложение.

Дети: Фиксируют новое знание в речи.

Учитель: Одна ласточка весны не делает.

-Исправьте ошибку, если вы её допустили.

Дети: Индивидуальная работа.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Слайд 11

1.стр.78 № 136

Дети: Выполняют задания в тетрадях (индивидуально)

Учитель: 2.В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл.

Дети: Работа в паре.

Учитель: Откладывай безделье, да откладывай дело.

Не стыдно знать, стыдно учиться.

Дети: Самопроверка.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: Слайд 12

- Выберите задание, которое вы хотите выполнить

1.Запиши пословицу

Как (не)злись метелица, весной повевает.

2.Собери пословицу

Весною, (не)вернёшь, день, упустишь, годом.

3.Составить правила поведения весной.

Дети: Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Учитель: Самопроверка.

Дети: Выполняют самопроверку по эталону.

Учитель: Слайд 13

-У кого всё правильно?

-У кого есть ошибки?

-В чём причина?

Дети: Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку с помощью смайликов.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: -Какая тема урока была?

-Какую цель ставили? Достигли цели?

-Чему вы научились на уроке?

Слайд 14

Расскажите по схеме:

            -знаю

Я         -запомнил

            -смог

-Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Дети: Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Выполняют самооценку.

Учитель: Слайд 15 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...