Урок русского языка в 3 классе "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Совтус Светлана Михайловна

Конспект урока "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" с приложением

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс                                                Урок русского языка                                Дата_________________

СЛОВА С УДВОЕННОЙ БУКВОЙ СОГЛАСНОГО, ПРИШЕДШИЕ ИЗ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ.

Цель урокаформировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.

Планируемые результаты:

  • Предметные: точно употреблять и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков;
  • Личностные: развитие орфографической зоркости, речи и любознательности учащихся к уроку русского языка.
  • Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др.

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный этап

1-2 слайды

Здравствуйте, ребята, встали ровно подравнялись! Садитесь. Начинаем урок русского языка.

Приветствовать учителя

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

II

Проверка домашнего задания

3 слайд

III

Актуализация опорных знаний.

4 слайд

5 слайд -ИД

 

Откройте  тетради и запишите, число классная работа.

Минутка чистописания. (Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).

 нн         пп         лл

– Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный) 
– Запишите данные соединения себе в тетрадь, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Проверка. 
– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? 
(Согласные, удвоенные).

Фронтальная работа

На интерактивной доске работа .Выполняют.

Какая орфограмма у этих словах осенний, ранний, длинный?

А какая орфограмма ещё есть нами изученная об удвоенных согласных?

 Поиграем в игру «Доскажи словечко»

1) Где доска и парты есть, 
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … 
(класс)

2) Простудился я вчера
Голова болит с утра
Я закашлялся, охрип
У меня наверно … 
(грипп)

3) Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее
Этот путь зовут … 
(аллея)

– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного? 

Определяют тему по наводящим вопросам

Удвоенный согласный на стике частей слова

Удвоенный согласный в словах

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

К: выслушивать разные точки зрения

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

IV

Сообщение темы урока.

6 слайд

Нам эта тема знакома?

Предположите тему сегодняшнего урока.

Слова с удвоенной  буквой согласного, пришедшие из других языков.

Сформулируйте цели урока.

Определяют тему по наводящим вопросам

Называют тему урока. Ставят цели на урок.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

V

Открытие нового знания

7 слайд

8-10 слайды

Мы попадаем с вами в город удвоенные согласные.

Вспомните слова,  в которых встречаются эти удвоенные согласные: на  -ММ-, на  -СС-, НА –РР-, НА –НН-, НА –ЛЛ-.

 Прочитайте слова на доске:

Баллада

ванна

группа

Что общего у этих слов? (удвоенная согласная)

Откройте учебники на стр. 68 и скажите, из каких языков пришли эти слова.

Запишите эти слова в тетрадь.

Какой корень у этих слов?

Ваши предположения.

Мы с вами изучали слова, которые пришли из французского языка.

Как эти слова будут звучать во французском языке?

Что у них добавилось, когда они пришли в русский язык? (окончание а)

Какой корень будет в словах баллада и ванна?

Какой корень будет в слове группа?

Подберите однокоренные слова.

Значение, какого слова вам неизвестно? (баллада)

Прочитайте в учебнике определение этого слова.

С какими словами мы познакомились?  Придумайте и запишите с каждым из них словосочетание. Поставьте ударение. Выделите орфограмму. Проверяем. Молодцы.

Грамм килограмм грамматика орфограмма телеграмма

Миллион тонна шоссе пассажир бассейн терраса

Читать слова на доске

Определять, что у них общего и узнавать из каких языков пришли эти слова

Записывать слова, определять корень в этих словах

Придумывают и записывают с каждым из них словосочетание. Ставят  ударение. Выделяют орфограмму.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
принимают освоенные способы действия.

Л: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

VI

Физультминутка

11 слайд

А теперь немного отдохнем.

Видеоролик

Выполнять упражнения

выполнение действия по образцу

VII

Включение нового знания

12-13 слайд

14 слайд

15 слайд

Самостоятельная работа

 Работа по группам.

С какими словами мы познакомились?  

1 группа: Придумайте и запишите с каждым из них словосочетание. Поставьте ударение. Выделите орфограмму. Проверяем. Молодцы

2 группа: составить предложения с выписанными словами (баллада, ванна, группа) 

3 группа: вставить изученные слова в текст по смыслу.

Результат работы в группах.

С какими словами мы познакомились?

Какая орфограмма в этих словах?

Учащиеся составляют словосочетания с выученными словами.

Учащиеся составляют предложения с выученными словами.

Учащиеся вставляют выученные слова в деформированный текст.

Отчёт ответственного в группе.

Л:ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л: формируем мотивацию к обучению

Фронтальная работа.

Каким образом  мы на слух определяем написание удвоенных согласных?

Каким образом переносить слова с удвоенной согласной?

Напишите слова-отгадки, разделяя их для переноса.

Двойные согласные
в слове пиши

когда при произношении согласный произносится долго.

При переносе двойные согласные надо разделять.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

VIII

Итог урока.

16 слайд.

Поиграем в игру «Помоги Незнайке»

Зачем ещё учить слова,        

Ведь класс помог уже вчера.                            

И я теперь смогу на «пять»    

Их, без сомненья, написать:

Алея, касса, сон  и тона,

Перрон, шосе, хоккей, колонна,                  

Гррупа, русккий, аккуратно,      

Ну что, друзья, тут непонятно?

Прав ли Незнайка?

Учащиеся находят ошибки, исправляют их.

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.

Рефлексия

17 слайд

Какие цели мы ставили в начале урока?

 Кто считает, что справился с целями, поднимите руку.

 На уроке было все понятно и все получилось, нарисуйте зеленый кружок на полях.

Нужна помощь- желтый кружок.

Анализировать свою деятельность

Вспоминать цели и осуществить самоконтроль

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.

Х

Домашнее задание.

18 слайд

Выставление оценок.

ДЗ - Составить с новыми словами предложения, учебник стр. 68

Анализировать свою деятельность

Вспоминать цели

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать об...

Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информац...

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...