Урок русского языка во 2 классе Тема:"Разделительные ь и ъ знаки. Обобщение.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Табунщикова Светлана Николаевна

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Разделительные ь и ъ зники. Обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2.doc90.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Разделительный Ь и Ъ знаки. Обобщение"

Цель: Отработка умения правильно писать разделительные Ь и Ъ знаки.

В процессе работы формируются:

  • регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; познавательные- умение различать написание слов с «ъ» и «ь», развиваем мыслительную деятельность;
  • коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;
  • личностные: формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

На уроке были использованы методы проблемного диалога, эвристического обучения.

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания о правописании разделительных Ь и Ъ знаков.
  2. Дать возможность оценить свои достижения по изучаемой теме русского языка, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
  3. Развивать коммуникативные навыки: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, умение обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!
У нас необычный сегодня урок.
Выяснить надо, кто в классе знаток.

Зрительный диктант.

Дарья   Воробьева   съела   всё варенье.

По слайду проверка. Что можете сказать о написанном на экране? ( предложение) Какая орфограмма на слуху в данном предложении?

2. Формулирование темы и цели

Сформулируйте тему нашего урока?

Поставьте цели и задачи урока? Начните словами  Я…..

Сегодня мы завершаем изучение темы «Разделительные Ь и Ъ знаки». На уроке вы покажите свои знания, умение работать в группе и  в паре  Вспомним правила работы в группе.

  1. Выслушать мнение каждого участника.
  2. Постараться прийти к общему мнению.
  3. Представить одного выступающего.

Работать сегодня будем на специальных  листах с заданиями. Лист есть у каждого учащегося.

3. Словарная работа

Вставьте пропущенные буквы в словарных словах.

Кла…

Л…пата

обл…ко    

уч…ник

с…бака       

н…род

м…локо

…рбуз

…кно

 

с...рень

 

Проверьте с экраном.

У кого все правильно? Поднимите руку.

Чья группа не ошиблась?

Подчеркните первые буквы. Прочитайте, что получилось. (Космос, Луна) А если бы это было стихотворение как бы оно называлось? ( акростих)  Апрель месяц  знаменит 12 числом, а что произошло 12 апреля1961 года? А ещё 22 апреля ребята объявлен  Всероссийским днём Земли.

. Чтобы  всё у нас сегодня получилось , необходима дружная работа в команде. И в итоге мы узнаем, какая команда самая дружная, знающая, грамотная.

4. Теоретическая минутка 

Каждой команде по два  вопроса.

  1. Какие знаки мы называем разделительными? (Ъ и Ь разделительные знаки)
  2. Какие буквы разделяют Ъ и Ь разделительные знаки? (Согласные и гласные буквы)
  3. Где пишется разделительный мягкий знак в словах? (В корне слова или после корня)
  4. После какой части слова пишется разделительный твердый знак? (Сразу после приставки)
  5. После каких приставок пишется разделительный твердый знак? (После приставок, которые оканчиваются на согласную букву)
  6. Перед какой частью слова пишется разделительный твердый знак? (Перед корнем)
  7. Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И)
  8. Перед какими буквами пишется разделительный твердый знак? (Перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я)
  9. Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я которые идут за разделительным мягким или твердым знаками? (Два звука, один из которых [й'])
  10. В чем сходство написания разделительных знаков? (Они пишутся перед буквами Е, Ё, Ю, Я и показывают, что следом за ними идет буква, обозначающая два звука: звук [й'] и звуки [э], [о], [у], [а])
  11. В чем различие написания разделительных знаков? (Они пишутся в разных местах слова: Ь – в корне или после корня, а Ъ – после приставок, оканчивающихся на букву согласного. Разделительный мягкий знак пишется перед буквой И, а разделительный твердый знак перед буквой И не пишется)
  12. Почему, чтобы не ошибиться в написании этих знаков, нужно хорошо знать состав слова?          (Потому что знаки пишутся в корне или после приставки)

Поднимите руку, кто уже хорошо знает, где надо писать разделительные Ь и Ъ знаки и не ошибается при написании?

А кто еще затрудняется?

Чья команда полностью ответила на все вопросы правильно?

5. Закрепление

Задание 1 (от Миши)

Миша составлял из букв слова, но забыл, куда поставить разделительные Ъ и Ь знаки. Помогите ему, ребята, сделать это. Поставьте Ъ и Ь знаки на свои места!

С…езд, счаст…е, л…ется, пере…ехал, обез…яна, от…езд.

Каждая команда объясняет орфограммы, по 1 слову

Чья команда правильно выбрала разделительные знаки во всех словах?

Задание 2 (от Маши)

Устраните в каждой цепочке лишнее слово. Ответ обоснуйте. Для этого вставьте пропущенные буквы.

  1. под…езд, на…езд, об…езд, раз…езд;
  2. руч…и, в…юга, сер…ги, друз…я;
  3. в…ёт, в…ехал, с…ел, с…ехал.

Чья команда ответила правильно?

Задание 3 (от Маши и Миши)

Отгадайте пропущенные слова в пословицах. Объясните их смысл.

  • Ученье - путь к … . (Ученье – путь к уменью.)
  • Хочется рыбку …, да не хочется в воду лезть. (Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.)
  • Птица сильна …, а человек дружбой. (Птица сильна крыльями, а человек дружбой.)

Какая орфограмма в пропущенных словах? (Разделительные Ь и Ъ знаки)

Запишите пропущенные слова. Подчеркните орфограмму.

Проверьте по экрану.

Чья команда полностью написала правильно?

Физкультминутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

Задание 4 (от Анишит Йокоповны)

Прочитайте.

Лесник илья подехал клесу. Грачи вют гнёзда на диревях. под елью ожывают мурави.

Что заметили?

Исправьте допущенные ошибки.

Спишите без допущенных ошибок.

Проверяем по цепочке с экраном.

Чья команда полностью написала правильно?

Капитаны команд бросают кубик и делают ход.

Задание 5 (от Анишит Йокоповны)

  • 1 команда. Фонетический разбор слова «Илья».
  • 2 команда. Разбор по составу слов «лесник, муравьи, грачи». Подобрать родственные слова.
  • 3 команда. Выделить основу второго предложения. Найти командиров, показать словосочетания.

По одному человеку от каждой команды у доски. Если учащийся у доски правильно выполнит задание, то команда получает право сделать ход.

Проверка с доской.

Учащиеся, работавшие у доски и правильно выполнившие задание, бросают кубик.

Задание 6

Тест «Разделительные знаки» 

  1. Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком +
  • сразу после приставок;
  • в корне и после корня слова.
  1. Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком +
  • сразу после приставок;
  • в корне и после корня слова.
  1. С каких букв должен начинаться корень? Отметь знаком +
  • с гласных;
  • с согласных.
  1. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +
  • на согласную;
  • на гласную.
  1. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы.
    А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.
  2. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.
    А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.
  3. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный мягкий знак
    а) жизн…
    б) счаст…е
    в) б…ет
    г) пис…мо
  4. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный твёрдый знак:
    а) у…ехал
    б) пред…явить
    в) в…ёт
    г) об…яснить

Проверка. Все учащиеся встают. Правильные ответы появляются на экране. Если у учащегося ответ правильный, то он стоит. А если неверный ответ, то садится на свое место.

Чья команда полностью выполнила тест правильно?

Капитаны команд бросают кубик и делают ход.

6. Итог урока

Какая цель была поставлена на уроке? (обобщить знания по теме «Разделительные знаки»)

Как вы считаете, она достигнута?

Кто хорошо понял тему «Разделительные знаки»?

Кто сумеет различить, где писать разделительный Ъ или Ь знак?

А кто еще затрудняется?

Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?

Какая команда смогла долететь до Луны?

Награждение команд, долетевших до Луны и всех остальных учащихся.

7. Рефлексия

За время нашего полета на небе появилось солнышко. Определите, на что похоже ваше настроение.

Мое настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку. Раскрасьте подходящий вашему настроению рисунок.

8. Домашнее задание

Подобрать и записать по 3 пословицы с разделительными Ъ и Ь знаком.

.

Оборудование:

СТИХИ О Ъ И Ь ЗНАКАХ

Мягкий разделительный знак.
Знак мягкий разделительный
И скромный и стеснительный.
Он в классе как мальчишка
С короткой модной стрижкой.

В любую непогоду
Он в лёгких тапках ходит,
И отдыхает если,
То в очень мягком кресле.

И где он невесомый,
Стоит в составе слова?
Какою тайной окружён
Тот знак, что звуком
Не рождён?

Запомните! Проще простого!
Пишите его в корне слова.
Пишите его без опаски,
Но только лишь после согласной.

И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я

Твёрдый разделительный знак.

Знак твёрдый, разделительный,
Он – строгий, рассудительный,
А ходит в чёрном фраке,
И кепке набекрень.
Противник всякой драки,
Молчит и ночь и день.

Какой-то странный
Твёрдый знак. …
Его я не пойму никак!

Зачем он в солнечный денёк
В тяжёлых башмаках идёт?
И отдыхает если,
То в деревянном кресле?

С приставкой на согласную
Он дружит с давних пор,
И перед ним лишь гласные
Стоят как на подбор.

Вот эти гласные, друзья:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Дарья Воробьева съела всё варенье . Зрительный диктант

Слайд 3

Зрительный диктант Д ар ья Воро б ье ва с ъе ла всё в а рен ье .

Слайд 4

«Разделительные Ъ и Ь знаки»

Слайд 5

Работа в группе 1. Работаем дружно. 2. Уважаем мнение товарищей. 3. Выбираем выступающего.

Слайд 6

Словарная работа

Слайд 7

Кла …… обл…ко с…бака м…локо … кно с… рень Л…пата уч …ник н…род … рбуз сс а о о о и о е а а

Слайд 8

Теоретическая минутка

Слайд 9

Какие знаки мы называем разделительными? Какие буквы разделяют Ь и Ъ разделительные знаки? Где пишется разделительный Ь в словах? После какой части слова пишется разделительный Ъ? После каких приставок пишется разделительный Ъ? Перед какой частью слова пишется разделительный Ъ? Перед какими буквами пишется разделительный Ь? Перед какими буквами пишется разделительный Ъ? Сколько звуков обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после разделительных знаков? В чём сходство написания разделительных знаков? В чём различие написания разделительных знаков? Почему, чтобы не ошибиться в написании этих знаков, нужно хорошо знать состав слова? Молодцы!

Слайд 10

от… езд . обез … яна , л… ётся , счаст…е, С… езд , Поставьте разделительные Ь и Ъ знаки на свои места! ъ ь ь ь ъ пере…ехал, переехал, Молодцы!

Слайд 11

Устраните в каждой цепочке лишнее слово. 1) Под… езд , на… езд , об… езд , раз… езд . 2) Руч …и, в…юга, сер… ги , друз…я. 3) В…ехал, с…ел, в… ёт , с…ехал. ъ ь ь ь ь ь ъ ъ ъ ъ ъ Молодцы! наезд,

Слайд 12

Отгадайте пропущенные слова в пословицах Объясните смысл пословиц Ученье – путь к ....... . Хочется рыбку ....... , да не хочется в воду лезть. Птица сильна а человек дружбой. ........... , Какая орфограмма в пропущенных словах? уменью. Запишите слова съесть , крыльями , Правильно? Молодцы!

Слайд 13

Физкультминутка

Слайд 14

илья И лья подехал под ъ ехал клесу . к л есу. Грачи вют в ь ют гнёзда на диревях . на д е рев ь ях. под елью П од елью ожывают ож и вают мурави . мурав ь и. Лесник Исправьте допущенные ошибки Правильно? МОЛОДЦЫ!

Слайд 15

Тест «Разделительные знаки» 1) Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком  сразу после приставок; в корне и после корня слова. 2) Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком  сразу после приставок; в корне и после корня слова.  

Слайд 16

с гласных; с согласных. 3) С каких букв должен начинаться корень? Отметь знаком  4) На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным Ъ? Отметь знаком  на согласную; на гласную.  

Слайд 17

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И. 5) Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы. 6) Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы. А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

Слайд 18

а) жизн … 7) Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный мягкий знак. б) счаст …е в) б… ёт г) пис …мо 8) Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный твёрдый знак. а) у…ехал б) пред…явить в) в … ёт г) об… яснить

Слайд 19

Моё настроение похоже на:

Слайд 20

Дополни предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни…

Слайд 21

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема урока: "Разделительный мягкий знак"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Урок русского языка 2 класс, тема "Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100

"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».

Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»....

Открытый урок русского языка "Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками" (с применением информационных технологий)

Задачи:закрепить  знания  о написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками;отрабатывать  навыки  написания изученных орфограмм  в словах;           ...

Конспек урока по родному (русскому) языку, 4 класс. Тема: Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи.

Конспект урока по родному (русскому) языку в технологии РКМЧП.  Тема: "Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи", 4 класс....