Конспект урока "Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова" 3 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Староверова Татьяна Вадимовна

Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezud_gl_v_korne.doc67.5 КБ
Office presentation icon bezud_gl_v_korne.ppt1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28.11.2017 г.                                                                                                        Учитель: Шондина Е.В.

Школа: №148                                                                                                        Методист: Воронова М.В.

Класс: 3-в                                                                                                                Студентка: Кузнецова Т., 43 гр.

Урок: 1

Конспект урока по  русскому языку

Тема: «Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова»

Цели деятельности учителя: формировать у учащихся умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова; развивать творческое мышление.

Планируемые результаты

Предметные:   систематизировать и закреплять умение писать слов с буквами безударных гласных в корне; развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале; повторить знания о частях слов.

Личностные : формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;  создавать позитивное

эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету; формировать чувство самоуважения у учеников.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник  «Русский язык» 3 класс, 1 часть «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Приветствие учителя

Слов.: слово учителя

Создание положительного настроя на урок

30 сек

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Вадимовна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. А чтобы наша работа была продуктивной, повернитесь  к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке. Молодцы, а теперь все повернитесь  и посмотрите на меня, проверьте, чтобы сидели правильно, руки лежат перед собой. Я тоже вам желаю больших успехов на уроке!

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Актуализация знаний

Словесный: алгоритм разбора

Практический: разбор  слов по составу, взаимопроверка

10 мин

Повторение изученного

Откройте тетради, отступите 2 строчки от предыдущих записей, запишите число, классная работа.

-Вспомните, что вы изучали на протяжении предыдущий уроков?  (части слова)

- Какие части слова вы знаете? (окончание, основа, корень, приставка, суффикс)

- Давайте вспомним  алгоритм разбора слов по составу. Обратимся на с. 146 в учебнике.

- Прочитайте памятку. Кто начнет?

Словарная работа

-  На слайде записаны слова. Спишите  слова в тетрадь и разберите их  по составу: дорога,  трава, снеговик, подорожник, зимний, премудрая, придорожный, закат.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и, опираясь на слайд,  проверьте, правильно ли осуществлен разбор слов. Подчеркните карандашом те места, где есть ошибки. Верните соседу тетрадь и исправьте самостоятельно ваши ошибки, опираясь на слайд.

- Среди слов, которые вы записали, найдите те  слова, которые чем – то похожи между собой.

- Кто их нашел? (дорога, подорожник, придорожный)

- Чем похожи эти слова? (они однокоренные)

- Что значит однокоренные слова? (слова, которые имеют одинаковый корень,  а приставка и суффикс разные, могут быть разными или одинаковыми частями речи)

- Молодцы!

Открывать тетради

Записывать число, классная работа

Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его

Разбирать слова по составу

Осуществлять взаимопроверку

Находить однокоренные слова

Р: планирование последовательности действий;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

П: осознавать познавательную задачу;

преобразование учебного материала, действия;

К: взаимоконтроль

П: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

Наглядный: уч. презентация

Словесный: целеполагание

3 мин

Целеполагание

- Прочитайте слова со слайда. (Гн…здо, к…рмушка, с…бака, л…нивец, г…лодный)- поставить ударение

- Найдите лишнее слово (собака)

- Почему оно лишнее? (буквы, которые пропущены в корне слова в остальных словах, можно проверить однокоренным словом)

- Давайте устно подберем проверочные слова и вставим на места пропусков нужные буквы ( гнёзда, корм, лень, голод)

- Сформулируйте тему урока. Что мы сегодня будем делать? (упражняться в проверке слов с безударными гласными в корне)

Анализировать слова

Формулировать тему и цели урока

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

Решение частных задач

Практический: работа по уч.

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнения по теме

Словесный: формулирование правила

Практический: выполнение физических упражнений

10 мин

1 мин

Упражнение 194, с. 104

Отройте с. 104 в учебнике. Найдите у. 194. Прочитайте задание про себя.

- Что нужно сделать? ( объяснить, почему нужно проверять написание выделенных букв, подобрать 2 проверочных слова, записать)

- Ответьте на 1 вопрос. Зачем проверять написание выделенных букв? ( они находятся в безударном положении, при произношении мы слышим одну букву, а на письме может быть другая,  данные орфограммы находятся в корне слова, их можем проверить, подобрав однокоренные слова)

- Вас просят подобрать 2 проверочных слова.

- Что значит изменить форму слова? (проверить этим же словом, только изменить число)

- Про однокоренные слова мы уже повторили. Их можно посмотреть на с. 155

-Посмотрите ниже на образец выполнения задания.

- Кто пойдет у доски выполнять задание?

- Остальные, на новой строчке посередине напишите упр. 194.

- Ниже с красной строки начинаете выполнять упражнение. Первое слово сделаем вместе, остальные вы самостоятельно выполняете, после этого сверим с доской.

- Делаем по образцу,  и еще выделяем корень и подчеркиваем букву, которую проверяем

(Стре’лы, стре’льнуть) стрела, (воды, водный) вода, (травы, травка) трава, (холм, холмистый) холмы, (жарко) жара- неисч., (свечи, свечка) свеча.

- Проверьте, правильно ли на доске?

- Другой ученик: (пчёлы, пчёлка) пчела, (гнёзда, гнёздышко) гнездо, (чиж, чижик) чижи, (дождь, дождик) дождь, (шкаф, шкафчик) шкафы.

- Теперь проверьте, все ли правильно написано на доске? Сверьте с тем, что у вас записано в тетради. Кто не допустил ни одной ошибки, кто 1 ош.,2?

 - Что мы делали в этом упражнении? ( подбирали проверочные слова к непроверяемым гласным в корне слова)

- На основе проделанной работы, сформулируйте правило. Как можно проверять непроверяемую гласную в корне слова? ( как делали  в упр. 2 способами)

- Кто прочитает правило вслух со с.104.

- Ниже правила вас просят запомнить правильное произношение слов. Давайте хором их произнесем, правильно выделяя ударение в словах. (шкафЫ,холмЫ,шАрфы)

Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Разбирать задание

Отвечать на вопросы  задания

Выполнять упражнение

Сверять с доской

Формулировать правило

Повторять движения за учителем

П: осознание о произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Р: контроль

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Практический: работа по учебнику

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выполнение упражнения на закрепление, чтение по цепочке

10 мин

Упражнение 195, с. 105

- Найдите в учебнике упр. 195 на с. 105.

- Прочитайте задание.

- Что нужно сделать? Выбрать из 2 букв подходящую для пар однокоренных слов, подобрать проверочное слово)

- Выполнять будете по вариантам Первую часть, где нужно выбрать О?А? -1 вариант

Вторую часть  Е?И? Я? -  2 вариант.

- Запишите на новой строчке посередине упр. 194.

- Посмотрите на образец, как вы должны записать.

- 1 вариант слово из примера не берите.

(На выполнение задание я вам даю 7 минут)

(Корм) кормить, кормушка; (боль) больной, заболеть; (даль) далекий, далеко; (молча) молчать, молчун; (варится) варить, варенье; (сказы) сказать, пересказать; (сосны) сосновый, сосна.

(свет) светить, светильник; (пишет) письмо, записать; (пчёлы) пчелиный, пчела; (диво, дивиться) удивлять, удивительный; (зёрна) зерно, зерновой; (пляшет) плясать, плясунья.

- Сейчас 1 вариант по цепочке начинает читать, что вы записали, сначала проверочное слово, затем читаете слова, в которые вставляли буквы и называется корень слов.

Пример ответы прочитает учитель.

- 2 вариант та же работа.

Разбирать задание

Отвечать на вопросы  задания

Выполнять упражнение по вариантам

Проверять по цепочке

П: осознание о произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Р: контроль;

Практический: работа по уч., выполнение упражнения по теме

Словесный: ответы на вопросы

4 мин

Упражнение 196, с. 105

-Найдите в учебнике у. 196 на с. 105.

- Прочитайте установку к упражнению.

- Кто прочитает вслух 1 предложение и скажет, к какой картинке относится? (2)

- 2 предложение? (3)

- 3 предложение? (1)

- Какие слова произносятся  одинаково в 1 предложении?

-Какая разница между ними? ( картошку (варят) отварить, окно отворяют (затворить, створка) отворить.

- Во 2 предложении?

- Какая разница между ними? (пломбир (слизывают, лижет) слизал, а с забора (залезть, слезть) слезал.

- В 3 предложении?( в окно  (увидел, видеть)  увидал, куст (завял) увядал. Молодцы!

Читать задание

Беседовать с учителем

Находить похожие слова и видеть разницу между ними

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Домашнее задание

1 мин

Информация о домашнем задании

С. 196, упр. 105 – записать в тетрадь предложения, вставить пропущенные буквы. Перед словом, в котором пропущена буква в скобках написать проверочное слово, выделить корень и подчеркнуть букву, которую проверили)

Записывать домашнее задание

П:структурирование знаний;

Рефлексивный

Пр.: самооценка

1 мин

- Какая тема  урока сегодня была? Какую цель ставили? Добились ее?
У вас на партах лежат карточки с лестницей. Отметьте себя на одной из ступенек.

1-плохо понял тему, есть трудно, работал на уроке неактивно

2-была понятна тема, но есть некоторые затруднения, работал не в полную силу, можно и лучше        

3-всё понял, многому научился, могу объяснить другому.

Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня. Урок окончен. До свидания, ребята!

Оценивать свою работу на уроке

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

28 ноября Классная работа

Слайд 2

Дорога, трава, снеговик, подорожник, зимний, премудрая, придорожный, закат.

Слайд 3

Дорога, трава, снеговик , подорожник , зимний, премудрая, придорожный , закат .

Слайд 5

гн…здо к…рмушка с…бака л…нивец г…лодный гнёзда корм лень голод е о о е о

Слайд 6

С. 196, упр. 105 – записать в тетрадь предложения, вставить пропущенные буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова. Путешествие по Москве».

интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2 классе...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Русский язык 3 класс Тема: «Наблюдение над написанием и способы проверки слов с безударным гласным в корне». интерактивная доска

Русский язык 3 класс Тема: «Наблюдение над написанием и способы проверки слов с безударным гласным в корне». Интерактивная доска...

Русский язык 3 класс Конспект урока Тема: «Наблюдение над написанием и способы проверки слов с безударным гласным в корне».

Русский язык 3 класс Конспект урока Тема: «Наблюдение над написанием и способы проверки слов с безударным гласным в корне». ...

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

3 класс Конспект урока по русскому языку по теме: «Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова»

3 класс Т.Г.РамзаеваКонспект урока по русскому языку по теме:"Упражнения в проверке слов с безударными гласными в корне слова"....