Открытый урок по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Ходонова Наталья Ивановна

Тема урока:  Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. Данный урок актуализирует знания детей о склонении имен существительных, помогает выявить уже имеющиеся знания о падежах и падежных окончаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

Тема урока:  Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже

Тип урока – Изучение нового материала

Цели и задачи урока:

 Образовательные:

  • актуализировать знания детей о склонении имен существительных;
  • выявить у детей уже имеющиеся знания о падежах и падежных вопросах имен существительных.

Развивающие: 

  • развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также  работать в парах;
  • развивать умение объективно оценивать свои знания;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
  • создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски;

Воспитательные:  

  • воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
  • воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;
  • проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

  • определять грамматические признаки имен существительных;
  • изменять имена существительные по падежам;
  • определять падеж имен существительных по вопросам;
  • различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.

метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.

личностные:

  • мотивировать себя на изучение русского языка.

Формируемые УУД:

познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

коммуникативные инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивные — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ноутбук, презентация.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Использованные компоненты УМК: 

для учителя: 

  • учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык. 4 класс. Ч.1.
  • Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс к УМК В.П.Канакиной, В.Г.горецкого
  • рабочая программа

для учащихся: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык. 4 класс. Ч.1. 


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (УУД)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования: эмоционально  настраивает на учебную деятельность.

- А теперь улыбнёмся друг другу, сядем поудобнее. Наша задача – активно поработать и на отлично с хорошим настроением выполнить все задания.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Фронтальная, индивидуальная

К -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л — понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

2.Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности

Графический диктант

Взаимопроверка по слай-ду. Выставление оценок в лист само-оценки, ори-ентируясь на критерии.

Прочитайте тему урока.

-На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

-Какие задачи поставим перед собой?

Какую часть речи изучаем на протяжении  нескольких уроков?

Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. Перед вами полоски с цифрами. Я читаю утверждение; если вы с ним согласны, то ставите под номером вопроса знак плюс. Если не согласны – знак минус.

  1. Имя существительное отвечает на вопрос - Кто?Что?
  2. Имена существительные всегда стоят в форме единственного числа
  3. Собственные имена существительные обозначают географические названия, клички животных, фамилии и имена людей
  4. В русском языке пять падежей
  5. И.п., ед.ч. – признаки того, что имя существительное стоит в начальной форме.
  6. Существительные е в И.п. всегда употребляются с предлогами
  7. Имена существительные Р.п. отвечают на вопросы кому?чему?
  8. Имена существительные в В.п. являются главным членом предложения
  9. Имена существительные в Д.п. употребляются с предлогами за, на.

 10 Существительные м.р. с нулевым окончанием относятся к первому склонению.

Записывают нужные знаки в предложенную таблицу.

Взаимная проверка правильности выполнения задания .

-Это все имена существительные

-Будем изучать имя существительное.

-Имя существительное.

Выполняют задание.

Ответы детей.

-Изменение по падежам имен существительных

-Как определить падеж имени существительного.

-Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении.

Индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Индивидуальная

П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

К-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера ти собственных действий;

Р - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи.

Л -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала

Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания, работа с учебной информацией

Наблюдение учителя, устные ответы,

Выполнение задания

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа в группах

 

1.Составьте предложения со словом снег так, чтобы это слово сначала стояло в И.п., потом в В.п.

2. Найдите сравнения, определите  у существительного склонения:

Он чёрной тучей был сначала,

Он белым пухом лёг на лес.

Покрыл всю землю одеялом

А по весне совсем исчез.

 

Пушистый ковёр

Не руками ткан,

Не шелками сшит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит.

На дворах и домах

Снег лежит полотном.

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замёрзшую землю

В шубу белую одела.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Где рождаются снежинки?

Снежинки рождаются на далёком Севере. Здесь живёт Ветер-Холодун. Днём он спит, а ночью резвится – собирает по небу холодные звёздочки и складывает их в большой мешок. Когда мешок наполняется, он высыпает звёздочки на волю. Пока они летают по воздуху, Ветер играет с ними, а Мороз вырезает на них красивые узоры.

-В русском языке 6 падежей.

Ответы детей.

-Все, кроме

Выполняют задание в парах.

Проговаривают вслух выполненное задание.

Выполняют задание самостоятельно.

Проверяют правильность выполнения

Самооценка.

Выполняют под  руководством дежурных детей или учителя.

4. Практическая дея-тельность

Работа с учебником

Коллективное выполнение

Работа с упражнением

Самостоятельная работа

Выполнение теста

 

1

2

3

К земле

К коню

К печи

По воде

По окну

По степи

Что заметили? Почему слова записаны в три столбика? С какой целью я использовала слова-ключи?

Вспомните признаки, по которым можно определить Д.п.  имени существительного.

Задайте вопросы к правилу.

Как проверить написание безударного окончания имени существительного в Д.п.?

В каких склонениях нужно проверять безударные окончания в дательном падеже

Упр. 211

Перед праздником зима

Для зелёной ёлки

Платье белое сама

Сшила без иголки.

Разобрать предложение : выделить грамматическую основу предложения; определить падежи имён существительных, определить части речи.

Выполните тест. Определите в каких сочетаниях существительное употреблено в Д.п., если слово в Д.п. -обводите букву в столбике:

Нырнул в воду

А

Иду по дороге

М

Пишу сочинение

К

Привёз на берег

Б

Бежать к маме

О

Подарок от дочери

Ж

Гулять по парку

Л

Сидеть под деревом

Е

Сижу за партой

Ц

Подарить Коле

О

Читал книгу

М

Плыл по реке

Д

Рассказал о празднике

Н

Подъехал к дому

Е

Купил другу

Ц

Ответы детей

-Найдем слово, от которого оно зависит, поставим вопрос. По вопросу определим падеж.

Выполняют задание в парах.

Выполняется проверка с комментированием. Исправляются ошибки.

Выполняют самостоятельно

Объясняют правильность выполнения.

Работают с листом самооценки.

Фронтальная, индивидуальная

индивидуальная

П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

Кинициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка собственных действий;

Р — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Л — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания

5. Рефлексия учебной деятельности. Итог занятий.

Обобщение полученных на уроке знаний. Заключительная беседа. Выставление оценок.

-Какие цели мы ставили на уроке?

-Достигли ли мы целей?

-Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить?

-Что осталось непонятным?

-Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.

-Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении

Ответы детей

 

Работают с листом самооценки, выставляют оценки.

Фронтальная, индивидуальная

П-ориентируются в своей системе знаний.

Р-оценивают собственную деятельность на уроке.

Л-проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Устные ответы

6. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Упр.212

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Р-принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения

Приложение

  1.  Графический диктант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

2.  Составьте  словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного,  с предлогом или без  предлога,  в форме дательного падежа. Определить склонение, выделить окончания.

Образец:  прибежал  к сторожке                                                                                                              

1

2

Плыть, причалить, готовиться, спускаться, подарить

Коля, лестница, пристань, Волга, урок

3  Выполните тест, определите, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – обводите букву в столбике.

Нырнул в воду

А

Иду по дороге

М

Пишу сочинение

К

Привёз на берег

Б

Бежать к  машине

О

Подарок от дочери

Ж

Гулять по парку

Л

Сидеть под деревом

Е

Сижу за партой

Ц

Почитать маме

О

Читал книгу

М

Плыл по реке

Д

Рассказал о празднике

Н

Подъехал к дому

Е

Купил другу

Ц

Лист самооценки

Этапы урока

Выставленные баллы

Максимальный балл

Графический диктант

10

Составление словосочетаний

5

 Тест. Определение падежей имен существительных

7

Оценка за урок

20- 22 балла –« 5»

17- 19 баллов – « 4»

16 – 14 баллов  -  « 3»

Меньше 14 – «2»

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....