Сложные предложения 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Можайская Надежда Алексеевна

Конспект урока и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока28.35 КБ
Файл презентация к уроку44.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4-а классе.

Тема: Сложные предложения.

Тип урока: закрепление.

Цели и задачи урока.

  1. Формирование знаний отличительных признаков простых и сложных предложений.
  2. Формирование умений различать простое с однородными членами и сложное предложения, объяснять постановку знаков препинания в сложных предложениях.
  3. Упражняться в распознавании простых и сложных предложений, применять их в речи.
  4. Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения.
  5. Отрабатывать навык построения схем сложного предложения и умения соотносить схемы с предложением.
  6. Развивать интерес к русскому языку, устную и письменную речь, орфографическую зоркость, память, логическое мышление, внимание, способность принимать и удерживать учебную задачу.
  7. Развивать коммуникативные навыки, формировать познавательную активность.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Минутка чистописания.

3.Формулировка темы урока.

4.Постановка целей урока.

5.Повторение знаний о сложных предложениях.

6.Упражнение в распознавании сложных предложений, их отличительных признаков от простых предложений с однородными членами. Соотнесение предложений со схемами.

7.Физпауза.

8. Упражнение в составлении сложных предложений. Игра «Найди пару».

9. Закрепление знаний о сложных предложениях.

10. Домашнее задание.

11. Итог урока. Оценивание детей.

Оборудование.

  1. Доска с записями.
  2. Учебник.
  3. Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении.
  4. Плакат «Однородные члены предложения».
  5. Сигналы обратной связи.
  6. Индивидуальный раздаточный материал к игре «Найди пару».
  7. Индивидуальные тесты.
  8. Карточки – помощники.
  9. «Копилка знаний».
  10. Таблицы со схемами предложений.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, пожелаем друг другу на уроке быть внимательными, активными и стремиться к новым знаниям.

2. Минутка чистописания.

На доске:

Найдите закономерность в записи букв, продолжите цепочку букв.

Первая буква становится последней,буквы записываются в обратном порядке.

Оцените себя. По каким критериям вы себя оценивали?

3. Формулировка темы урока.

На доске: 13, 16, 8, 15, 16, 6. Это слово « сложное».

Тема нашего урока – сложное предложение.

4. Постановка целей урока.

Какие цели мы поставим, исходя из темы урока?

Различать простые предложения от сложных.

Различать предложения с однородными членами от сложного.

Находить грамматическую основу предложения.

Объяснять постановку знаков препинания в сложных предложениях.

Применять сложные предложения в речи.

Развивать орфографическую зоркость.

Учиться применять свои знания на практике.

Учиться работать в парах и группах.

Учиться оценивать свою работу, ставить цели работы на будущее.

Кто считает, что, опираясь на свои знания, он сможет достигнуть этих целей?

5. Повторение знаний о сложных предложениях.

С помощью сигналов оцените мои высказывания.

Сложные предложения состоят из двух или более предложений, которые связаны между собой по смыслу и интонационно. Верно.

Простые предложения в составе сложных при письме не разделяются запятой. Неверно.

Исправьте меня.

Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные. Верно.

Запятая не ставится, если два сложных предложения связаны союзом и.

Неверно.

Исправьте меня.

Если в предложении одна грамматическая основа и есть однородные члены предложения, такое предложение называются сложными. Неверно.

Исправьте меня. Это простое предложение с однородными членами.

Расскажите друг другу в парах все, что вы знаете о сложных предложениях.

Оцените своего товарища.

6.Упражнение в распознавании сложных предложений, их отличительных признаков от простых предложений с однородными членами. Соотнесение предложений со схемами.

Будем упражняться в распознавании простых предложений с однородными членами сложных предложений. Выполним упр. №135 на стр..106.

Прочитайте задание.

Чтобы объяснить постановку знаков препинания, что нам необходимо сделать сначала?

Определить простое это предложение или сложное. Найти части сложного предложения. Выделить грамматические основы.

Найдите в копилке знаний алгоритм, который мы составили вчера на уроке.

Алгоритм «Знаки препинания в сложном предложении».

1.Найти и подчеркнуть основу предложения.

2.Подсчитать, сколько основ в предложении.

3.Если основ две и более – это сложное предложение.

4.Найти границы частей сложного предложения.

5.Выделить союзы, если они есть.

6.Поставить запятую между частями сложного предложения.

.

На доске:

Тр.пинка выровнялась и я быстро п.б.жала  к обрыву.

Ч.рное небо н. хмурилось  и (на) землю хлынули потоки д.ждя.

Были м.розные д.ньки и (на) тр.ве оптеч.тались сл.ды.

Еще два ученика у доски составляют и записывают предложения сложное с союзом и и простое с однородными членами.

Проверка с помощью «светофоров». Ученики объясняют правописание слов и постановку запятой.

Составленные предложения проверяют в парах. Взаимооценка.

7.Физпауза.

Если я прочитаю предложение, состоящее только из грамматической основы, вы встанете. Если же вы услышите распространенное предложение, надо сесть.

Ветер дует. Листья летят. Птицы летят на юг. Осенние листья (словосочетание). Осень наступила. Солнце светит редко. Дождь прошел и деревья умылись.

8.Упражнение в составлении сложных предложений. Игра «Найди пару».

Сейчас мы будем работать в группах. Ваша задача составит из двух простых предложений одно сложное. Помните, что части сложного предложения связаны друг с другом в одно целое по смыслу. Неожиданно выглянуло солнце.

Бочка по морю плывёт.

И деревья засеребрились от росы.

В темнице там царевна тужит.

Да орешки все грызет.

Скоро закружат метели.

А бурый волк ей верно служит.

Туча по небу идёт.

Белка песенки поет.

Ляжет снег на ветки ели.

Туча по небу идет……

Белка песенки поёт…..

Неожиданно выглянуло солнце…..

В темнице там царевна тужит…..

Скоро закружат метели…..

Проверка составленных предложений.

 Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

Белка песенки поёт, да орешки все грызет.

Неожиданно выглянуло солнце, и деревья засеребрились от росы.

В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит.

Скоро закружат метели, ляжет снег на ветки ели.

Чья группа справилась с заданием? Молодцы.

Что общего во всех этих предложениях? Они сложные.

Как на письме разделены части сложных предложений? С помощью запятой.

Разделите предложения на две группы.

Отрывки из произведений Пушкина и других авторов, стихотворные и прозаические, с союзами и без.

Запишите по выбору два предложения. Односоюзное, второе – бессоюзное. Проверьте по алгоритму постановку запятой.

Взаимопроверка.

Оцените себя. Каковы критерии оценки?

9.Закрепление знаний о сложных предложениях.

Проверим ваши знания о сложных предложениях. Выполните тест.

Тест

Сложными называются предложения, в которых:

А) одна грамматическая основа;

Б) две и более грамматических основ;

В) две грамматические основы;

 Перед союзом и ставится запятая:

А) В предложении с однородными членами.

Б) В сложном предложении.

В) Никогда.

 Перед союзами а, но запятая ставится:

А) Никогда.

Б) В предложении с однородными членами.

В) Всегда.

Проверка. Самооценка. Если выполнили тест без ошибок, поставьте в тетради «+».

10.Домашнее задание.

Дома вы выполните упр.№136.

11.Итог урока. Оценивание детей.

Каких целей мы достигли?

Чему учились на уроке?

Что особенно запомнилось?

О чем расскажите родителям?

Оцените свою работу на уроке. У кого есть плюсы? Чьи «звездочки» поднимались по шкале выше середины?

Начертите шкалу под названием «свой вклад» У кого сегодня «звездочка2 выше. Чем на прошлом уроке? Молодцы!

Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложные предложения повторение

Слайд 2

Цели: Различать простые предложения от сложных. Различать предложения с однородными членами от сложного. Находить грамматическую основу предложения. Объяснять постановку знаков препинания в сложных предложениях. Применять сложные предложения в речи. Развивать орфографическую зоркость. Учиться применять свои знания на практике .

Слайд 3

Алгоритм «Знаки препинания в сложном предложении». 1.Найти и подчеркнуть основу предложения. 2.Подсчитать, сколько основ в предложении. 3.Если основ две и более – это сложное предложение. 4.Выделить союзы, если они есть. 5.Поставить запятую между частями сложного предложения. .

Слайд 4

Тр.пинка выровнялась и я быстро п.б.жала к обрыву. Ч.рное небо н. хмурилось и (на) землю хлынули потоки д.ждя . Были м.розные д.ньки и (на) тр.ве оптеч.тались сл.ды .

Слайд 5

Проверка составленных предложений. Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт. Белка песенки поёт, да орешки все грызет. Неожиданно выглянуло солнце, и деревья засеребрились от росы. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. Скоро закружат метели, ляжет снег на ветки ели.

Слайд 6

Тест Сложными называются предложения , в которых: а) одна грамматическая основа б) две и более грамматических основ в) две грамматические основы Перед союзом И ставится запятая: а) В предложении с однородными членами б)В сложном предложении в)Никогда Перед союзом А, НО запятая ставится: а)Никогда б)В предложении с однородными членами в)Всегда

Слайд 7

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100»

Конспект урока и презентация к нему по теме: "Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения". Данный урок разработан к УМК "Школа 2100"...

Урок русского языка в 3 классе «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»

Урок русского языка с использованием элементов здоровьесберегающих и арт- технологий....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....