Однородные подлежащие и сказуемые
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода

Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.

Цели обучения:

– Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и сказуемые.

– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе перечислительной интонации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4klasse.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода

Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.

Цели обучения:

– Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и сказуемые.

– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе перечислительной интонации.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Предметные:

  • познакомиться с понятием «однородные подлежащие и сказуемые»;
  • называть признаки однородных членов предложения;
  • распознавать в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
  • конструировать предложения с однородными членами;

Основные понятия: однородные подлежащие и однородные сказуемые;

ХОД УРОКА 

Организационный момент

– приготовление к работе;

 – распределение работы у доски по карточкам  с индивидуальным заданием;

 – распределение работы по индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.

2. Орфографическая работа

а) Записать словосочетания, определить спряжение, лицо, число глаголов:

Любуешься лесом, слышишь шум листвы, трепетные берёзки, краснеет на веточке, осенние листья, городской сад, резкий  ветер,  осторожная стрекоза, зелёное  пастбище, интересный рассказ.

б) Проверка работы по индивидуальным карточкам:

– Разбери слова по составу:

Городской,  краснеет,  слышишь,  осторожная,  трепетные,  интересный,  рассказ,  осенние.

– Работа с классом:

– назовите слово, которое нельзя перенести (сад);

 – составьте цепочку однокоренных слов к слову сад;

 – Как пишутся корни родственных слов?

 – Составьте словосочетания со словом сад;  распространённое предложение со словом сад (устно).

в) Проверка синтаксического разбора предложения:

В городском саду завершились осенние работы.

– Какие работы осенью люди выполняют в парках, садах, скверах?

3. Физкультурная минутка (релаксация зрения).

– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3.

 – Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.

 – Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5;  открыть.

4. Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.

– Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими или сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции. (Слайд 1).

Наши задачи на уроке:

(Слайд 2)

– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;

 – правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;

 – употреблять предложения с однородными членами в своей речи.

5. Поиск решения поставленной проблемы. Работа над темой урока

а) Поработаем редакторами (слайд 3). Вы видите на экране несколько предложений. Какие речевые недостатки заметили?

Ласточки осенью улетают в тёплые края.

Грачи осенью улетают в тёплые края.

Дрозды осенью улетают в тёплые края.

Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации.

1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.

2 – Ласточки, грачи и дрозды осенью улетают в тёплые края.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края

– Найдём грамматическую основу предложения.

Кто?   ласточки, грачи, дрозды

Что делают?    улетают

– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 4):

 – На какой   вопрос отвечают  подлежащие? (Отвечают на один и тот же вопрос.)

 – Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)

 – К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому.)

 – Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)

 – С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)

 – Мы с вами определили признаки однородных членов.

Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными.

б) Работа с учебником

– Прочитайте правило на странице 102, 1 часть.

в) Продолжим редактирование текста

(Слайд 5)

Перед отлётом они волнуются.

Перед отлётом они кричат.

Перед отлётом они суетятся.      

Ваш вариант исправленного текста:

1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.

2 – Перед отлётом они волнуются, кричат и  суетятся.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.

– Найдём грамматическую основу предложения.

Кто?   они

Что делают?    волнуются, кричат, суетятся.

– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 6):

 – На какой   вопрос отвечают  сказуемые? (Отвечают на один и тот же вопрос.)

 – Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)

 – К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – подлежащему.)

 – Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)

 – С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)

– Мы с вами определили признаки однородных членов.

Вывод: В предложении три сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными.

г) Работа с учебником

– Прочитайте правило на странице 102, 2 часть.

6. Физкультурная минутка

(Слайд 7)

Выполните указанные в физкультурной минутке действия.

Мы немного отдохнём,

 Встанем, глубоко вздохнём.

 Руки в стороны, вперёд,

 Вправо, влево поворот.

 Дружно хлопаем руками – 1-2-3,

 Дружно топаем ногами 1-2-3.

 Тихо сядем мы за стол

 И продолжим разговор.

7. Первичное применение знаний

– Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные подлежащие и сказуемое.

 – Учебник, стр. 102, упр. 229.

 – Чтение задания к упражнению.

 – Кто знает, кто такой натуралист?

Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист (слайд 8):

Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий  и изучающий природу, мир животных и растений.

 Натуралистом могут быть писатели, путешественники, журналисты, умеющие заметить необычное в обычных предметах и явлениях, записать свои наблюдения для читателей.

 – Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка?

Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:

Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.

Познакомимся с зарисовкой писателя.

– Чтение текста зарисовки.

 – Назовите предложения, в которых употребляются при одном сказуемом два и более подлежащих. (1,2)

 – Назовите предложения, в которых употребляются при одном подлежащем два и более сказуемых. (3,4)

 – Обратите внимание на последнее предложение: сказуемые в нём выражены именами прилагательными: Что?  Утро.   Утро какое? Что о нём узнали?  Оно свежее и ясное.

8. Домашнее задание

(Слайд 9)

Домашнее задание будет опираться на текст упражнения 229. Запишите: Упр. 230, учить правила.

9. Закрепление изученного

– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.

а) Чтение задания и текста зарисовки.

– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения  в 1 части?  (Однородные подлежащие).

 – С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).

 – Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и?  (Понижается).

 – Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»:  прочитайте информацию  на стр. 103.

б)  Самостоятельная работа  с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения. (Проверка).

в)  Познакомимся с зарисовкой 2 части.

– Слово снуют отмечено значком.

 – Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.

 – Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками»? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)

– Самостоятельная работа  со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения).

10.  Итог урока. Релаксация

(Слайд 10)

– Над какой темой работали?

 – В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке.

Я знаю:

 – Какие члены предложения называются однородными;

 – Признаки однородных членов предложения;

Я умею:

 –  Находить  в предложении однородные подлежащие и сказуемые;

 – Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема  наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.

 – Спасибо за работу на уроке!

(Слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме"Однородные подлежащие и сказуемые"

С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми....

Презентация к уроку русского языка по теме:"Однородные подлежащие и сказуемые"

Презентация содержит вывод по теме урока , физминутку , схемы предложений....

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса :"Однородные подлежащие и сказуемые. "

Конспект урока по русскому языку по ФГОС образовательная система "Школа 2100" УМК Р.Н,Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В, Пронина...

Урок русского языка в 3 классе ОС "Школа 2100" по теме "Однородные подлежащие и сказуемые"

Урок «открытия» нового знания.На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного методаМетод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог. Цели обучения:...

Конспект урока «Однородные подлежащие и сказуемые»

Данный урок является первым в изучении большой темы «Однородные члены предложения». Урок был  проведен в 3классе по УМК "Школа 2100". Тип урока: урок «открытия» нового знания. На уроке реализуетс...

Урок по русскому языку в 3 классе по теме "Однородные подлежащие и сказуемые"

Урок по русскому языку составлен по программе "Школа 2100". Тип урока - открытие новых знаний. В соответствии С ФГОС в уроке применяется проблемный метод изучения нового материала и разные виды деятел...

Конспект урока по русскому языку «Однородные подлежащие и сказуемые» 3 класс

Место урока в системе уроков:Тип урока: открытие нового знанияВид урока: урок- исследованиеЦель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности  нахождению в предложен...