Конспект урока "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Методические рекомендации по проведению урока по русскому языку в 3 классе "Сложные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx98.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя (полная) общеобразовательная школа № 8» Елабужского муниципального района

              Русский язык. 

 Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

          Учитель начальных классов высшей

квалификационной категории

Хилоу Аида Нурмухамедовна

 

Елабуга -2014

Русский язык: 3Б класс: 

  Тема: Сложные слова. Образование сложных слов

Цели: Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Дидактическая цель: Создание условий для использования полученных знаний о  способах словообразования с помощью морфем. В практической деятельности

Задачи.

1. Предметные: учиться образовывать, разбирать и писать «сложные» слова

2. Метапредметные:

- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение и классификацию слов; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию.

- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения

- регулятивные: учить, в сотрудничестве с учителем, ставить новую учебную задачу; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

- личностные: формировать учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения

Учебник русского языка четырехлетней начальной школы. 3 класс. В 2-х ч. Ч.1. –Москва «Просвещение», 2011. – 159с. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.

Планируемые результаты

Предметные:     на уроке ученик получит знания о способе образования и написания «сложных слов».

Метапредметные:

- познавательные: раскрыть значение понятия «сложные слова» и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении учебного задания

- коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позицию партнеров; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

- регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат.

- личностные: проявлять интерес к изучению темы; творческий подход к процессу словообразования; осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.


Ход урока.

I Организационный момент

Итак ,друзья, внимание, ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее, быстрей начнём урок!


II.Актуализация знаний

.  1. Обзор

- Ребята, давайте вспомним, что мы изучаем на уроках русского языка в третьем классе? Какие характеристики слова мы рассматриваем?

Опоры на доске:

http://festival.1september.ru/articles/641270/img1.jpg

  • Группы слов.
  • Состав слова.
  •  Что ещё мы можем узнать о слове?
  • 2. Мотивация

Учитель читает стихотворение:

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

- Кто из вас догадался, что нам предстоит сегодня   на уроке? ( раскрыть секреты слов.)

Учитель вывешивает на доске:

http://festival.1september.ru/articles/641270/img2.jpg

Как-то много лет назад
Посадили странный сад:
Не был сад фруктовым – 
Был он только словом.
Это слово – слово-корень – 
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло. 

 
Слайд № 1

- Обратите внимание на корень этого дерева и его плоды. Какую работу мы с вами можем выполнить ,использовав корень и плоды?

(-образовать новые слова).

 Ваша задача: ,Образовать новые слова, записать  их ,через запятую и разобрать по составу.. Кто понял что нужно делать поднимите руку.   В нашем распоряжении 1 минута .

Слайд № 2
 
чист
начисто
вычистим
чистенький
чистенько
- Что можно сказать обо всех этих словах? (это слова однокоренные)

 Проверьте ,сравните свою запись доской .


III .Постановка проблемы 

Есть ещё слово с корнем – чист -какое? А.для этого вы должны в группах разгадать ребус и написать это слово на дощечке. (кто не понял задачу?) В нашем распоряжении 30сек . Готовность покажите посадкой ,начали.

Слайд № 3


Поднимите досочки. Какое слово получилось? - (чистописание) Продолжаем работу в группах ,следующая ваша задача выделить корень  в этом слове .(зелёным маркером)

(к доске несколько учащихся с разными ответами)

- Почему по-разному вы выделили корень?
- Сколько слов спряталось в одном слове? (два: «чистый» и «писать»)
- Сколько корней в этом слове? (тоже два) А основ? (тоже две)
- Какая группа справилась с этим заданием?(ставьте ещё один  плюсик)
-  Так Как же называют слова, которые имеют два корня? (дети высказывают предположения
)

В математике, когда в примере один знак действия ,н-р 5+4говорят ,что это пример простой ,а когда в примере уже два знака действия, то это пример –сложный. А теперь примените это определение к нашей теме  урока ,к русскому языку.

Так как называют слова в котором  2 корня. -СЛОЖНОЕ .О них мы и будем говорить на уроке я прошу Вас с формулировать тему урока

Тема: СЛОЖНЫЕ СЛОВА.

- Какие учебные цели вы  определите для себя на уроке?

 (научиться образовывать сложные слова и правильно их записывать)

- То есть сегодня на уроке нам  предстоит провести исследовательскую работу, в результате которой мы найдём новый способ образования слов.

.

Слайд № 5
 
рыба
ловить

сталь 
варить

Ваша задача  Прочитайте слова,  мысленно выделите в каждом слове  корень. С помощью выделенных корней образуйте новые слова и запишите  их в тетради

.Проверяем ( Рыболов, сталевар (сколько корней  в слове рыболов -2,а в слове сталевар – тоже 2,а как называются слова в которых 2 корня (сложные)

 А при помощи чего вам удалось соединить корни в слове Рыболов?- при помощи гласной о, а что соединяет корни  -стал и -вар гласная  е)

Правильно ли это? А давайте прочитаем на стр.119 учебника узелок на память (дети читают)

 (А, теперь ,скажите наши  исследования совпадают с выводами авторов учебника?-значит мы на правильном пути по достижнию своих целей.)

На доске  О  е

(Какую функцию  в сложных выполняют гласные о и е ?

- Как бы вы назвали эти гласные? (соединительные гласные),

 ЕЩЁ одно открытие для вас--соединительные гласные – орфограммы)

(А что значит орфограмма?- правило, зная правило мы будем правильно, грамотно писать слова

А, когда же  пишется о , а,  когда е? Проведём дальнейшие исследования

Я  загадаю вам загадки, а отгадки вы изобразите звуками и пантомимой, договорились (отгадки выводятся на слайд) 

Прошу Вас встать. VI.Физминутка


Слайд № 6
 
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «Ту». (Пылесос)

По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (Пароход)

Кто один имеет рог?
Отгадайте! (Носорог


Ярко блещет мой мундир,
На столе я командир.
Знают чашки, чайник:
Я – большой начальник. (Самовар) 

Без разгона он взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт,
Наш российский… (Вертолёт)

Человек, который идет по дороге. (Пешеход)
 

 1.что делает пешеход когда горит красный свет светофора? 2 а  жёлтый свет.? 3 а что  он делает на зелёный свет? А, если он торопится? (садитесь, продолжаем работу),

На доске слова

Слайд:7     Пылесос Самовар Пароход Вертолёт! Носорог Пешеход

Как можно одним словом их можно назвать (сложные?)
- на какие 2 группы мы  можем разделить эти сложные слова? (С соединительной гласной о, е) 
Слайд № 7: слова разбиты на две группы


VII.Наблюдение над соединительной гласной в сложных словах 
Исследование.
- Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная о, а в других е? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам в группах используя слова на слайде ответить на этот вопрос?
Обсуждение в группах.-30 сек.

- Произнесите эти слова. На какой согласный оканчивается первый корень?
Вывод: гласная о пишется после твёрдого согласного; 
  гласная е – после мягкого согласного, ж, ш и ц.


VIII.Упражнения в правописании сложных слов 

Какая цель  нашего урока –научиться образовывать сложные слова и правильно их записывать, научились?
-А сейчас я предлагаю вам на первичном этапе закрепления потренироваться образовывать и записывать сложные слова., а для этого  выполнить упр.213 в учебнике на стр.119.

Работа в тетради  

Сталевар,мясорубка,книголюб,самолёт,силомер.

Чему мы должны были сегодня научиться? ( образовывать сложные слова и правильно их записывать)  

Встаньте кто считает что сам может образовать  сложные слова из предложенных мною слов и правильно их записать, выделив оба корня.

Земл-
делать
владеть
мерить
копать
  Сравнивают с  доской. Самопроверка. Самооценка.
IX. Зарядка для глаз.

Ребята, очень часто сложные слова помогают охарактеризовать человека. Хотите убедиться? Тогда внимание на экран.

Слайд № 10
Жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый.

- О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (о человеке с такими чертами характера)
- Какими чертами характера обладаете вы? (высказывания детей)
Слайд № 11
Светловолосый, темнокожий, синеглазый, рыжеволосый, чернобровый.
- Когда мы употребляем такие слова? (когда говорим о внешности человека)
- Какие черты своей внешности вы можете описать сложными словами?


Слайд № 12
Напишите, как вы назовёте человека, у которого:
 
Мягкое сердце - …
добрая душа - …
острый ум - …
голубые глаза - …
тёмные волосы - …

А чтобы выполнить  очередное задание,  я хочу вам предложить,  прочитать слова которые написаны в карточках у  вас на  столах
Карточка. Самолюбивый, трудолюбивый, лежебока, слабовольный, тугодум, сердобольный, добродушный, милосердный, великодушный, пустомеля, свободолюбивый, благородный.

И самое на мой взгляд интересное задание, в котором каждый из вас проявит своё творчество хотите выполнить?.

 
        Я даю вам 2 минуты  чтобы каждый из вас ,используя сложные слова из карточки, и те с которыми мы познакомились сегодня на уроке составили  словесный портрет – описание своего одноклассника . (звоночек ,время пошло)

- Прочитайте описание, а ребята должны догадаться, о ком вы говорите. 
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Подведём итог урока: Какую тему мы с вами сегодня изучили?
- Что такое сложные слова? Выберите верный ответ на вопрос.
Слайд № 13
1. Все непонятные слова называются сложными.
2. Все длинные слова называются сложными
3. Слова, в которых два корня, называются сложными.

Какую цель урока мы поставили?

(научиться образовывать сложные слова и правильно их записывать) а ,что вы ещё узнали о сложных словах?(Между корнями пишется соединительная гласная)j0428123

Кто считает ,что с поставленной целью справился, разобрался полностью я прошу встать.    j0433823

У кого были затруднения? Понял, но надо доработать

  Совсем ничего не понял. j0424474

-  Кто считает что  он принимал активное участие на уроке , добился поставленной цели и заслуживает оценку 5?

Кто ставит себе за работу на уроке 4?    3?


- Всё ли мы узнали о сложных словах? (наверное, нет)
    Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова?  Изучение русского языка поможет вам найти  ответы на многие ваши вопросы.

 Ну и ,чтобы появился навык открытых знаний на уроке у прошу Вас записать домашнее задание.
XII. Домашнее задание. Слайд № 14
 
1.Вы хотите поиграть?
Слово нужно отгадать. С.120, упр.216

 2.Хочешь знания проверить?
Выбирай  тогда слова.
Но запомни, что корней в них
Не один, а целых два. С 119, упр214
 ..
 3.Творческое задание (по желанию): сочинить сказку, используя в ней сложные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слова - антонимы"

Развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству....

Конспект урока "Слова с непроизносимыми согласными"

Урок русского языка в 3 классе (Учебник: А.В. Полякова «Русский язык. 3 класс», система Л. В. Занкова) ...

Конспект урока "Слова с буквосочетаниями жи – ши"

Урок обучения грамоте (письмо) разработан для учащихся 1 класса и содержит элементы сказок и загадок....

Конспект урока "Слова,отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Слова,отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?" УМК "Школа 2100"...

Конспект урока "Слова, обозначающие действие предметов"

Конспект "Слова, обозначающие действия предметов" 2 класс...

Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"

Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"...