Тема: Буква Ё, звуки [й’о] ,[’о].
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Комракова Зинаида Ивановна

Тема: Буква Ё, звуки [й’о] ,[’о].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте в 1 И классе

Тема: Буква Ё, звуки [й’о] ,[’о].

учитель нач.кл.

Комракова З.И

.

Нижний Новгород

2017

Тема урока: Буква Ё, звуки [й’о] ,[’о].

Цель: формирование понятия о букве Ё, звуках [й’о], [’о], развитие фонематического слуха

Задачи:

Предметные: научить читать слоги и слова с новой буквой.

Метапредметные: развивать память, устную речь.

Личностные: развивать умение слушать и слышать, воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства обучения: учебник.

Оборудование: цветные карандаши, карточки с заданиями, презентация.

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности – 1 минута

2. Актуализация знаний (повторение) – 4 минуты

3. Постановка учебной задачи – 2 минуты

4. Решение учебной задачи (открытие новых знаний) – 12 минут

5. Закрепление (тренировка) – 10 минут

6. Обобщение. Рефлексия – 6 минут

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Тихонечко садитесь на свои места.

 Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. Давайте проверим все ли у вас готово к уроку.

-Чтобы урок прошёл в хорошем настроении, давайте, ребята, улыбнёмся друг другу и подарим мне свои улыбки.

-Сегодня к нам придет гость. А чтобы он пришел нужно отвечать на все мои вопросы. Начнем?

Дети настраиваются на урок

Регулятивные:

организация учащимися своей деятельности.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

Личностные:

самопознание и самоопределение.

Актуализация знаний

-Давайте повторим изученные буквы. Назовите гласные буквы.

-Гласные, которые показывают мягкость согласного звука.

-Гласные, которые могут обозначать два звука.

-Как вы думаете, есть ли ещё в русском языке буквы, которые обозначают два звука?

-Назовите звонкие согласные.

-Глухие согласные.

-Сегодня на уроке мы с вами попробуем открыть тайну. А какую – узнаем позже.

а, о, и, ы, е, я

и, е, я

е [й’э],[’э]; я [й’а], [’а]

Да

н, л, р, в, м, з, б, д, г, ж

с, к, т, п, ч, ш

Регулятивные:

контроль, коррекция.

Коммуникативные:

умение слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

Познавательные:

анализ, логическое рассуждение.

Личностные:

смыслообразование.

Постановка учебной задачи

-Наш гость сейчас появится, если отгадаете мою загадку:

В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

-Кто же это?

-Молодцы, а вот и сам он появился(учитель показывает в презентации изображ. ежа).

-Ребята, давайте произнесем слово «ёжик».

-Разделим его на слоги.

-Давайте еще раз скажем «ёжик»

-Какой звук мы слышим в начале слова?

-Сколько их?

-Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

-Верно, сегодня мы познакомимся со звуками [й’о] ,[’о] и буквой Ё.

-Давайте подумаем, что ещё мы должны узнать и чему научиться на уроке?

Сегодня на уроке мы:

1. Познакомимся с новой  буквой.

2. Узнаем, какие звуки обозначает эта буква.

3. Научимся читать слоги и слова с новой буквой.

Ёжик

Ё-жик

[й’о]

2

Буква Ё, изучение буквы Ё

Узнать новые слова с буквой Ё, читать слоги с буквой.

Регулятивные:

прогнозирование.

Коммуникативные:

умение вступать в учебный диалог, оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

Личностные:

смыслообразование.

Решение учебной задачи

-Посмотрим на  печатную букву Ё (учитель показывает изоб. Данной буквы). На что она похожа?

-А теперь послушаем сказку, почему у буквы «Ё» есть две точки.

Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул ветер, закачались деревья. Букве «Е» стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на «Е» упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – «Ё», вот оказывается, почему у «Ё» всегда две точки.

- Давайте возьмем в руку ручку, поставим руку на локоток и напечатаем букву Ё в воздухе.

-Откройте Азбуку на странице 31.Посмотрите на нижнюю часть страницы. Найдите правило в рамке. Следите глазками или пальчиком по правилу.

Буква Ё обозначает 2 звука в начале слова и после гласного и 1 звук после мягкого согласного.

-Можно ли букву Ё назвать хитрой буквой?

- Почему?

-Посмотрите на ленту букв. Где находится буква Ё? На верхней или нижней строке?

-А что нам дают буквы, которые находятся внизу?

-Посмотрите на слоги-слияния под иллюстрацией ёжика и схемой. Давайте прочитаем их хором.

-Что делает буква Ё с согласными в этих слогах?

-А сколько звуков дает эта буква в этих слогах?

-Какой?

-Почему она дает один звук?

-Теперь прочитаем слова в начале страницы.

-Сколько звуков дает эта буква в словах?

-Какие?

-Почему?

- Ребята, а теперь посмотрите на стр. 30. Что вы видите на иллюстрации?
-Что случилось с ними?

-Правильно, ребята. Малыши заблудились, и никак не могут найти свою маму. Поможем им?

-Ребята, а сейчас я вам прочитаю стихотворения про нашего ежика, вы внимательно слушайте и следите за мной пальчиком в учебнике.

( учитель читает стихотворение, после спрашивает 2 человек еще раз его прочитать.)

( находят пары каждому животному)

-Ёжик предлагает поиграть в игру. Хлопните в ладоши, если услышите звуки[й’о] и [’о] в словах:

Мёд, ёлка, яма, лёд, трава, енот, ёрш, снежинка, слон.

-Ёжик очень хочет, чтобы мы встали и немножко размялись.

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

На букву е и др.

Дети слушают

Да

Имеет два звука

На нижней строке

Мягкость согласным звукам

бё, дё, зё, пё, тё, сё

Она их смягчает

1

[’о]

Буква Ё стоит после мягкой согласной

Ёжик, ёж, ёлочка, ёлка, моё, своё

2

[й’о]

Буква Ё стоит в начале слова и после гласного

Животных

Они расстроены, плачут, заблудились

Да

Шагают на месте.

Маленькие скачки.

Бегут.

Присели.

Подпрыгнули.

Сели.

Регулятивные:

осуществление контроля своих действий.

Коммуникативные: высказывание и защита своей точки зрения.        

Познавательные:

поиск и выделение информации.

Личностные:

смыслообразование.

Закрепление

-Ребята, сейчас я прочитаю текст, а вы следите за моим чтением глазками.

Ребята были в лесу. Вдруг слышат: возле ёлочки кто-то шуршит. Там ёжик!

Напала Жучка на ёжика. Да не тут-то было! Наколола она нос и отбежала на своё место.

-Теперь прочитаете его вы в пол голоса

-О чем текст?

-Подумайте, как мы можем озаглавить текст?


-Какое слово написано с большой буквы?

-Почему?

-Найдите в тексте слова с буквой Ё.

-Какие звуки обозначает буква Ё в этих словах?

-Вспомним, когда буква Ё дает 1 звук.

-А 2 звука?

-Ребята, Ёжик придумал вам задание.Вы должны понять сколько звуков дает наша хитрая буква. Зеленым карточку вы будете поднимать, если букву Ё  дает 1 звук, а красную, когда 2 звука. Чтобы правильно выполнить задание, обращайтесь к правилу в Азбуке.

-Молодцы, ребята! Справились с заданием Ёжика.

Дети читают

О ёжике, о Жучке

Ёжик; Хитрый Ёжик; Ёжик и Жучка

Слово Жучка

Жучка – это кличка собаки

Ёлочка, ёжик, своё

[й’о],[’о]

После мягкого согласного

Буква Ё стоит в начале слова и после гласного

Дети выполняют задание

Ёлка, ёрш, твоё, поёт, моё

Буква Ё стоит после мягкой согласной

Актёр, клён, орёл, котёнок, лёд

Буква Ё стоит в начале слова и после гласного

Регулятивные:

коррекция и оценка.

Коммуникативные:

управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Познавательные:

формирование действия классификации

Личностные:

смыслообразование.

Обобщение. Рефлексия

-Ёжику пора домой, в лес. Но он сможет туда попасть, если вы правильно ответите на наши с Ёжиком вопросы.

-С какой буквой мы работали сегодня на уроке?

-Какая это буква, гласная или согласная?

-Из каких звуков она состоит?

-Что еще интересного запомнили о букве Ё?

-Ребята, вспомните какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Мы их достигли?

-Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично работали на уроке. Ёжик предлагает оценить ваше старание на уроке. На парте у вас лежат кружочки. Если вы работали активно на уроке, и у вас все получалось поднимите зеленый кружок, если вы хорошо работали на уроке, но у вас есть какие-то вопросы поднимите желтый кружок, но, а если вы ничего не поняли на уроке, и у вас есть вопросы, поднимайте красный кружочек.

подмигивающий смайлик синего цвета.

-Спасибо за урок, все сегодня поработали хорошо.

С буквой Ё

Гласная

[й’о], [’о]

Она хитрая; дети могут рассказать правило

Да

Дети поднимают кружочки

Регулятивные:

формирование действия оценки

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обучению грамоте по теме "Буквы Гг, звуки Гг"(на тат.языке)

Аннотация к уроку.Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Г г " 1 класс Самигуллина Ляйсан Зиннуровна «Методическая разработка проекта современного урока»  Краткая аннотация работы...

Логопедическое занятие по теме "Буква З, звуки [з],[зь]"

На данном занятии ребята учатся различать звуки [з ] - [з’] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.Задачи:развивать фонематическое восприятие;формир...

Карточки с индивидуальными заданиями. Тема - Буквы и звуки английского алфавита.

Карточки с индивидуальными заданиями. Тема - Буквы и звуки английского алфавита. 2 класс...

Нетрадиционный интегрированный урок на открытом воздухе в 1 классе (обучение грамоте + окружающий мир) на тему: «Буквы Аа, звук [а] в предметах окружающего мира».

Данный урок проходит в необычной форме, а точнее на свежем воздухе. В непринужденной форме ребята повторяют материал уроков "Письма", а также уча...

Урок обучения грамоте Тема: Буквы Дд, звуки [д], [д`].

3 класс (VIII вида, УУО)Цели: Закрепление знаний о букве Д и звуках [д],[д`].Развитие связной и грамотной речи, фонематического слуха, памяти, внимания, мелкой моторики.Воспитывать трудолюбие....

Урок по теме Буква Й. Звук Й.

Данный урок содержит много интересных заданий, которыми советую воспользоваться при обучении грамоте в 1 классе....

Проверочная работа по теме "Буквы и звуки" 2 кл.(1-4). Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Данная работа предполагает проверку знаний по теме "Буквы и звуки" во втором классе по системе Л.В.Занкова, может быть использована учителями, работающими по другим УМК. Работа составлена согласно при...