Морфологические признаки имен прилагательных
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Технологическая карта урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon morfologicheskie_priznaki_imyon_prilagatelnyh.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СОШ №549 Красносельского района УМК «Начальная школа XXI века» Урок русского языка, 4 класс Тема : «Морфологические признаки имен прилагательных» Учитель : Виноградова Виктория Анатольевна Санкт-Петербург 2012 г.

Слайд 2

Гости Санкт –Петербурга восхищаются красотой ночного города. Можете ли вы помочь Ричарду сделать морфологический разбор имени прилагательного?

Слайд 3

подводный водомерка обезводить водица Назовите часть речи, которой является каждое слово гл. прил. сущ. сущ.

Слайд 4

Можно ли утверждать, что слова «подводный» и «водитель» являются однокоренными? Обоснуйте свой ответ Можно ли утверждать, что слова «подводный» и «водомерка» являются одной частью речи? Обоснуйте свой ответ

Слайд 5

Стоит ненастная осенняя погода. Определите часть речи, которой выражено каждое слово в предложении и обозначьте, используя известную вам форму сокращения гл. прил. прил. сущ.

Слайд 6

Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно. Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвёз воды. Кто без кисти и белил крыши города белил ? На то и печь , чтоб пироги в ней печь . Определите часть речи, которой выражены выделенные слова: гл. сущ. сущ. прил. сущ. гл. сущ. гл.

Слайд 7

"Выркалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове." Определите часть речи, которой выражено каждое слово во фрагменте сказки Л. Кэрролла "Приключения Алисы в Стране чудес" и обозначьте ее, используя известную вам форму сокращения гл. гл. гл. прил. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. пр. пр. с. с.

Слайд 8

Диагностическое задание Определите часть речи каждого слова и напишите их по группам: Шелест, навредили, перевозка, улыбчивые, бездарный, потерпеть, говорливая . Имена прилагательные: Глаголы: Имена существительные: шелест, перевозка. улыбчивые, бездарный, говорливая. навредили, потерпеть.

Слайд 9

Диагностическое задание Образуйте от данных слов однокоренные слова других частей речи и напишите в соответствующую строку таблицы Сущ. Прил. Глаг. зимний радость зеленеть ночь верный завить зима зимовать радостный радоваться зелень зелёный ночной ночевать верность верить завивка завитый

Слайд 10

резкие о холодном под яркой Укажите признаки имён прилагательных в словах : ед.ч., ж.р., Т.п. мн.ч., Им.п. ед.ч., П.п.

Слайд 11

Можно ли утверждать, что род и число являются постоянным признаком имени прилагательного? Обоснуйте своё мнение, используя словосочетания «холодная земля» и «холодными днями» Можно ли определить род прилагательного «печальные»? Обоснуй свой ответ

Слайд 12

1. Подчеркните все имена прилагательные в форме ед.ч.: А) спелое Б) красивые В) весёлая Г) высокие Д) осенний

Слайд 13

2. Подчеркните все имена прилагательные в форме м.р.: А) хрупкая Б) лёгкий В) доброе Г) золотой Д) прекрасные

Слайд 14

3. Подчеркните имена прилагательные, род которых не определяется: А) глубокие Б) великолепный В) горячие Г) трудные Д) вкусная

Слайд 15

4. Подчеркните все имена прилагательные в форме ед.ч., ж.р., Т.п.: А) за высокими горами Б) увлекательной поездкой В) верным другом Г) синей птицей Д) домашнюю работу

Слайд 16

Определите падеж каждого имени прилагательного и укажите его в скобках, используя известную форму сокращения А) русскую землю Б) на зелёном поле В) бледными красками Г) в багряном закате Д) для любимой бабушки (В.п.) (П.п.) (Т.п.) (П.п.) (Р.п.)

Слайд 17

сильный Постройте цепочку из трёх слов, изменяя поочерёдно один из признаков имени прилагательного «сильный»: род, число, падеж сильная сильное сильные сильных сильным сильными о сильных

Слайд 18

ИССЛЕДОВАНИЕ 1. Определите имена существительные в каждом предложении. Напишите пары однокоренных имен существительных Яркое солнце греет холодную землю тёплыми лучами. Тёплый луч яркого солнца растопил холодный снег. с олнце – солнца лучами – луч

Слайд 19

ИССЛЕДОВАНИЕ 2. Определите непостоянные признаки каждой пары имен существительных и обозначьте их, используя известную форму сокращения солнце солнца лучами луч (ед.ч., И.п.) (ед.ч., Р.п.) (мн.ч., Т.п.) (ед.ч., И.п.) - -

Слайд 20

ИССЛЕДОВАНИЕ 3. Определите имена прилагательные, которые связаны по смыслу с данными именами существительными, и напишите эти словосочетания Яркое солнце греет холодную землю тёплыми лучами . Тёплый луч яркого солнца растопил холодный снег.

Слайд 21

ИССЛЕДОВАНИЕ 4. Определите непостоянные признаки имени прилагательного, которые изменились в каждом словосочетании, и обозначьте их, используя известную форму сокращения яркое солнце – яркого тёплыми лучами – тёплый луч солнца (И.п.) (Р.п.) (мн.ч., Т.п.) (ед.ч., м.р., И.п.)

Слайд 22

ИССЛЕДОВАНИЕ 5. Определите в каждом предложении оставшиеся словосочетания имя сущ. + имя прил. и выпишите их холодную землю - холодный снег Яркое солнце греет холодную землю тёплыми лучами. Тёплый луч яркого солнца растопил холодный снег.

Слайд 23

ИССЛЕДОВАНИЕ 6. Определите непостоянные признаки имени прилагательного, которые изменились в словосочетаниях " холодную землю " и "холодный снег", и обозначьте их, используя известную форму сокращения холодную землю – холодный снег ж.р. м.р.

Слайд 24

Составьте и напишите фразу-конструкт: "Имя прилагательное имеет непостоянные признаки: _____ , _____ , _____ , потому что ____ ___________ ____________________________ ________ ." род число падеж зависит от имени существительного, с которым оно связано

Слайд 25

Диагностическое задание 1. Определите число каждого имени прилагательного и напишите его в соответ ствующую с троку : ед.ч.: …………. мн.ч.: …………. Ключевая, заморский, дырявые, богатое, трескучие, пришкольный, загородные, робкие. ед.ч. : к лючевая, заморский , богатое, пришкольный. мн.ч. : дырявые, трескучие, загородные, робкие.

Слайд 26

Диагностическое задание 2. Образуйте от данных слов однокоренные имена прилагательные другого рода и напишите в соответствующую строку таблицы м.р. ж.р. ср.р. хитрая синий хмурое железный спелая звонкое хитрый хитрое синяя синее хмурый хмурая железная железное спелый спелое звонкий звонкая

Слайд 27

Диагностическое задание 3. Просклоняйте по падежам словосочетания «резкая боль», «новые карандаши», «белый парус», «красивое платье» И.п. резкая боль Р.п. резкой боли Д.п. резкой боли В.п. резкую боль Т.п. резкой болью П.п. о резкой боли

Слайд 28

Диагностическое задание 3. Просклоняйте по падежам словосочетания «резкая боль», «новые карандаши», «белый парус», «красивое платье» И.п. новые карандаши Р.п. новых карандашей Д.п. новым карандашам В.п. новые карандаши Т.п. новыми карандашами П.п. о новых карандашах

Слайд 29

Диагностическое задание 3. Просклоняйте по падежам словосочетания «резкая боль», «новые карандаши», «белый парус», «красивое платье» И.п. белый парус Р.п. белого паруса Д.п. белому парусу В.п. белый парус Т.п. белым парусом П.п. о белом парусе

Слайд 30

Диагностическое задание 3. Просклоняйте по падежам словосочетания «резкая боль», «новые карандаши», «белый парус», «красивое платье» И.п. красивое платье Р.п. красивого платья Д.п. красивому платью В.п. красивое платье Т.п. красивым платьем П.п. о красивом платье

Слайд 31

Определите признак, который изменился в каждой паре имен прилагательных: "красивая - красивое", "умный - умные", "смелый - о смелых". Обоснуйте свое суждение красивая – красивое (род) умный – умные (число) смелый - о смелых (падеж)

Слайд 32

Спишите текст, поставив каждое прилагательное в нужную форму. Обозначьте непостоянные признаки имен прилагательных, используя известную вам форму сокращения Пробегая по (влажный, лесной) темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и (ясный) небо, и (далёкий) окрестность, не пропуская к нему ни (ясный) лучи солнца, ни (шаловливый) ветерок. Ручеек не знал, что сначала надо набраться силы под (лесной) тенью и тогда можно выбежать на (открытый) равнину, но уже не (слабый) ручейком, а (могучий) рекой.

Слайд 33

Спишите текст, поставив каждое прилагательное в нужную форму. Обозначьте непостоянные признаки имен прилагательных, используя известную вам форму сокращения по влажной лесной темноте (ж.р., ед.ч., Д.п.) ясное небо (ср.р., ед.ч., В.п.) далёкую окрестность (ж.р., ед.ч., В.п.) ясные лучи (мн.ч., В.п.) шаловливый ветерок (м.р., ед.ч., В.п.) под лесной тенью (ж.р., ед.ч., Т.п.) на открытую равнину (ж.р., ед.ч., В.п.) не слабым ручейком (м.р., ед.ч., Т.п.) могучей рекой (ж.р., ед.ч., Т.п.)

Слайд 34

Диагностическое задание Образуйте однокоренные имена прилагательные, учитывая признаки, указанные в скобках, и запишите их: грустный - ... (ср.р., ед.ч., Р.п.) мудрый - ... (ж.р., ед.ч., Т.п.) воздушный - ... (мн.ч., Д.п.) скользкий - ... (м.р., ед.ч., П.п.) грустный - грустного мудрый - мудрой воздушный - воздушным скользкий – о скользком

Слайд 35

Диагностическое задание Выпишите из текста все имена прилагательные, определите и обозначьте непостоянные признаки каждого Весной Весна. Стоят чудесные деньки. Бегут ручьи. Пышным ковром лежит мох. По зелёной траве прыгают шустрые воробьи. Стриж строит уютное гнёздышко. Зайчик бежит к ручью. Ручей даёт чистую воду людям и животным . Чудесные (мн. ч., И.п.), пышным (ед. ч., м.р., Т.п.), зелёной (ед. ч., ж.р., Д.п.), шустр ые (мн. ч., И.п.), уютное (ед. ч., с.р., В.п.), чистую (ед. ч., ж.р., В.п.)

Слайд 36

Выделите графически каждую группу прилагательных: - синим цветом - качественные; - зелёным цветом - относительные; - красным цветом - притяжательные Летний, быстрый, лисья, ловкий, волчий, стеклянный, бумажный, московский, глубокая.

Слайд 37

Определите разряд прилагательного в каждом словосочетании и напишите его в соответствующую группу: - качественные прилагательные; - относительные прилагательные; - притяжательные прилагательные Резиновые сапоги, дождливая осень, охотничья лодка, яркая звезда, летний ветер, медвежья берлога, сильный снегопад.

Слайд 38

качественные прилагательные: яркая звезда, сильный снегопад относительные прилагательные: резиновые сапоги, дождливая осень, летний ветер притяжательные прилагательные: охотничья лодка, медвежья берлога

Слайд 39

Определите в данном тексте разряд прилагательного и обозначьте его, используя известную форму сокращения На охоту Был чудесный осенний день. Охотники отправились на охоту. Дорога шла сосновым лесом. Последний луч заходящего солнца золотил края облаков. Ещё слышна птичья перекличка. Вот солнце скрылось за горизонтом. По лесной дороге охотники выехали на узкую тропинку. Вдруг резкий ветер закачал ветки деревьев. Скоро показалась рыбачья хижина. Путники решили там заночевать. отн. кач. отн. кач. прит. отн. кач. кач. прит. кач.

Слайд 40

Составьте и напишите вывод, используя карточку-подсказку: "Постоянным признаком имени прилагательного является ________ , который указывает на качество предмета, выраженное в большой или меньшой степени, у _____________ прилагательных (например: _____________), на относительность предмета к чему либо у ______________ прилагательных (например: _______________), на принадлежность живому существу у ________________ прилагательных (например: _____________). разряд качественных относительных притяжательных школьный пенал глубокий пруд беличий хвост

Слайд 41

Диагностическое задание 1. Определите постоянный признак каждого имени прилагательного , обозначьте его и напишите его в соответствующую группу: - относительн ы е; - притяжательн ы е Большой, заячий, настенный, кирпичный, узкий, рыбий, апельсиновый, острый, папин, осенний. Относительные: настенный, кирпичный, апельсиновый, осенний Притяжательные : заячий, рыбий, папин

Слайд 42

Диагностическое задание 2. Спишите текст , определите качественные имена прилагательные и обозначьте их , используя известную сокращенную форму Протянулся через дорогу и скрылся в тёмном ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку. кач . кач. кач. кач.

Слайд 43

Назовите главные и второстепенные члены в предложении: "Над бурной рекой склонялись ветви ивы." ветви склонялись – грамматическая основа над рекой – обстоятельство бурной – определение ивы - дополнение

Слайд 44

Погода на улице пасмурная. По осеннему небу мчаться кучевые облака. Сильный дождь срывает листья с деревьев. Ветер необычайно силён. Назовите предложения, в которых прилагательное является определением

Слайд 45

Можно ли утверждать, что в предложении "Волшебную палочку положили в коробку . " имя прилагательное является сказуемым? Обоснуйте свой ответ Можно ли утверждать, что в предложении "Моя сестра красивая . " прилагательное является определением? Обоснуйте свой ответ

Слайд 46

Спишите текст, определите, каким членом предложения является каждое имя прилагательное, и выделите его графически как член предложения Зимой на севере Тяжело зимой людям и животным на крайнем севере. Зима там длинная. Сильная метель заносит все дороги. Людей и груз везут на собаках лайках. Эти собаки очень дружны. Им тоже трудно зимой. В густую шерсть собак попадает снег. Между пальцами лап намерзают острые льдинки и мешают бежать. Но собаки помогают людям. Это верные друзья.

Слайд 47

Диагностическое задание 1. Спишите каждое предложение и выделите графически имена прилагательные как члены предложения "Летним днём мы шли по сосновому лесу. В небе яркое солнце." 2. Определите схему, соответствующую структуре данного предложения и укажите стрелочкой « Море сегодня спокойное. »

Слайд 48

Назовите имена прилагательные, которые имеют начальную форму: «туманное», «берёзовый», «овсяная», «малиновое, «хмурый», «семейный», «красная» Берёзовый, хмурый, семейный.

Слайд 49

Алгоритм выполнения морфологического разбора имени прилагательного Чтобы выполнить морфологический разбор имени прилагательного, надо: Определить часть речи. Написать слово в начальной форме. Определить постоянный признак: качественное, относительное, притяжательное . Определить непостоянные признаки: число, род падеж . Определить член предложения, которым является имя прилагательное.

Слайд 50

На днях я прочитал интересную книгу. Интересную – имя прилагательное . Н.ф. – интересный . Пост. признак: качественное. Непост. признак: ед.ч., ж.р., В. п . Интересную (книгу) – определение .

Слайд 51

Верно ли выполнен морфологический разбор имени прилагательного в предложении: «На ночлег туристы остановились в горной местности.»? (В) горной – имя прилагательное . Н. ф . – горный . Непост. признаки: ед.ч, ср.р., И.п. Пост. признак: относительное . (В) горной (местности) – дополнение .

Слайд 52

Образуйте от данных имён существительных: «звезда», «дождь», «ярость», «воробей», «вкус», «местность» однокоренные имена прилагательные и напишите каждое в начальной форме звезда - звёздный дождь - дождливый ярость - яростный воробей – воробьиный вкус – вкусный местность - местный

Слайд 53

Определите имя прилагательное в предложении: «В лесу стоял запах сухих листьев.», и выполните его морфологический разбор, используя известный алгоритм С ухих – имя прилагательное . Н.Ф. – сухой . Пост. признак: качественное . Непост. признаки: мн.ч, Р.п. С ухих (листьев) – определение .

Слайд 54

«В спокойное озеро смотрится ясное небо. Лес забирается на склоны сопок, цепляется за дикую землю. Он завоёвывает огромный край, крутые скалы, гранитные утёсы.» Определите в тексте слово, которое соответствует характеристике: имя прилагательное, качественное, В.п., ед.ч., ж.р. и выпишите его дикую

Слайд 55

«В спокойное озеро смотрится ясное небо. Лес забирается на склоны сопок, цепляется за дикую землю. Он завоёвывает огромный край, крутые скалы, гранитные утёсы.» Гранитные – имя прилагательное. Н.ф. – гранитный. Пост. признак: относительное. Непост. признаки: мн.ч, В.п. Гранитные (утёсы) – определение. Определите в тексте относительное прилагательное и выполните его морфологический разбор, используя известный алгоритм

Слайд 56

Диагностическое задание Определите им ена прилагательн ы е в предложении "В лесной чаще среди жёлтых листьев мелькнул беличий хвост." и выполните морфологический разбор всех прилагательных, используя известный алгоритм (В) лесной – имя прилагательное. Н.ф. – лесной. Пост. признак: относительное. Непост. признак: ед.ч., ж.р., П. п . В лесной (чаще) – определение.

Слайд 57

Диагностическое задание Определите им ена прилагательн ы е в предложении "В лесной чаще среди жёлтых листьев мелькнул беличий хвост." и выполните морфологический разбор всех прилагательных, используя известный алгоритм (Среди) жёлтых – имя прилагательное. Н.ф. – жёлтые. Пост. признак: качественное. Непост. признак: мн.ч., Р. п . Среди жёлтых (листьев) – определение.

Слайд 58

Диагностическое задание Определите им ена прилагательн ы е в предложении "В лесной чаще среди жёлтых листьев мелькнул беличий хвост." и выполните морфологический разбор всех прилагательных, используя известный алгоритм Беличий – имя прилагательное. Н.ф. – беличий. Пост. признак: притяжательное. Непост. признак: ед.ч., м.р., И. п . Беличий (хвост) – определение.

Слайд 59

1. Определите часть речи, которой является каждое слово и соотнесите с ее названием стрелочкой старый осторожность имя сущ . сторожить стареть имя прил . сторожевой старость глагол сторожка Диагностическое задание

Слайд 60

Диагностическое задание 2. От имени существительного образуйте однокоренное имя прилагательное по заданным грамматическим признакам и напишите его вместе с именем существительным: весна - ... дню (ед.ч., м.р., Д.п.) солнце - ... погоды (ед.ч., ж.р., Р.п.) туман - ... вечерах (мн.ч., П.п.) дорога - ... приключением (ед.ч., ср.р., Т.п.) земля - ... окопы (мн.ч., В.п.) весеннему солнечной о туманных дорожным земляные

Слайд 61

Диагностическое задание 3. Напишите к каждому имени существительному одно имя прилагательное, учитывая признаки, указанные в скобках: халат - ....................... (притяжательное) платье - ....................... (качественное) костюм - ....................... (относительное) бабушкин красивое шерстяной

Слайд 62

Диагностическое задание 4. Спишите предложение и выделите графически каждое имя прилагательное как член предложения Рядом с лесной избушкой старый охотник увидел лисью нору.

Слайд 63

Диагностическое задание 4. Выполните морфологический разбор каждого прилагательного, используя известный алгоритм Рядом с лесной избушкой старый охотник увидел лисью нору. (С) лесной – имя прилагательное. Н.ф. – лесной. Пост. признак: относительное. Непост. признак: ед.ч., ж.р., Т. п . С лесной (избушкой) – определение.

Слайд 64

Диагностическое задание 4. Выполните морфологический разбор каждого прилагательного, используя известный алгоритм Рядом с лесной избушкой старый охотник увидел лисью нору. Старый – имя прилагательное. Н.ф. – старый. Пост. признак: качественное. Непост. признак: ед.ч., м.р., И. п . Старый (охотник) – определение.

Слайд 65

Диагностическое задание 4. Выполните морфологический разбор каждого прилагательного, используя известный алгоритм Рядом с лесной избушкой старый охотник увидел лисью нору. Лисью – имя прилагательное. Н.ф. – лисий. Пост. признак: притяжательное. Непост. признак: ед.ч., ж.р., В. п . Лисью (нору) – определение.

Слайд 66

Информативный вариант Помогите Ричарду выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении "Гости Санкт-Петербурга восхищаются красотой ночного города.", используя материал, предложенный учителем 1. Ночного - имя ___________. 2. Н.ф. (м.р., ед.ч.) - ______________. 3. Пост. признаки: __________________________ (качеств, относит., притяжат.) 4. Непост. признаки: _____ч., _____р., _____п. 5. Ночного (города) - _______________.

Слайд 67

Импровизационный вариант Помогите Ричарду выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении "Гости Санкт-Петербурга восхищаются красотой ночного города.", используя предложенный план: 1. Часть речи. 2. Н.ф. 3. Пост. признаки: 4. Непост. признаки: 5. Член предложения.

Слайд 68

Эвристический вариант Помогите Ричарду выполнить морфологический разбор имени прилагательного в предложении, которое вы самостоятельно составили о Санкт-Петербурге

Слайд 69

Самоанализ Закончите предложения: 1. Мне важно уметь выполнять морфологический разбор имени прилагательного для того, чтобы … . 2. Чтобы выполнить морфологический разбор имён прилагательных, нужно … .

Слайд 70

Самооценка Закончите предложение: Я ______________ (очень, не очень ) доволен(льна) выполнением морфологического разбора и мени прилагательного, который сделал(а) ____________________________________ (самостоятельно, с помощью …) , потому что выполнил(а) работу ____________________ и ____________________ . (правильно, неправильно) (красиво, некрасиво)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка для 2 класса по теме "Морфологические признаки имени существительного. Род".

Разработка урока русского языка для 2 класса  по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Морфологические признаки имени существительного. Род"....

Морфологические признаки имени существительного

Схема для запоминания признаков имени существительного...

Кластер "Морфологические признаки имени существительного"

Цветик-семицветик с морфологоческими признаками имени существительного....

Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России

Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...