Конспект урока "Основа слова" повторение
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку "Основа слова". Повторение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_osnova_3a.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

143900, Московская область, город Балашиха,

микрорайон Салтыковка, Мирской проезд, дом 12.

 Email: school_19@list.ru

                        Телефон: (495) 600 0719.

                        Факс: (495) 988 1436.

Тема урока: «Основа слова и окончание»

Учитель начальных классов: Сигурко Т.Ю.

Цель: повторить определение основы в словах.

  1. Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку.

  1. Минутка чистописания.

- Начнём урок русского языка. Но чтоб красиво нам писать, надо пальчики размять (проводится пальчиковая гимнастика и прописываются элементы букв и соединений букв на усмотрение учителя).

3. Повторение правил.

-Что такое текст? (Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)

-Из чего состоит текст? (Из предложений.)

-Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу.)

-Из чего состоит предложение? (Из слов.)

-Сейчас мы с вами вспомним некоторые словарные слова.

4. Словарная работа.

-Какие слова мы называем словарными? (Написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить.)

На экране появляются картинки: берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина).

Детям предлагается записать слова, поставить ударение и подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить. После записи слов на экране появляется список данных слов. Дети проверяют написание слов самостоятельно.

-Что объединяет все эти слова? (Все они обозначают растения.)

5. Сейчас мы немного поиграем: объявляется конкурс, который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова». В лингвистике этот раздел называется «Словообразование». Как вы думаете, почему так назвали этот раздел? Что он изучает?

- Какие части слова словообразование помогли ответить на этот вопрос?

- Из чего же состоят слова? (корня, приставки, суффикса и окончания)

- А какая часть слова самая главная? Почему?

(Корень. Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах)

- Вот мы и попали в гости к главной части слова

(на доске открывается рисунок)

- Определите значение слова корень?

(Корень- это то, без чего растение не может жить, без него оно погибнет)

- А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова?

(Из корня появляются слова)

- Послушайте историю о маленьком мудром корне Уч.

Жил- был корень Уч. Надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок Уч. в огромное семейство слов.

Попробуйте назвать все его семейство.

Да, его родственниками стали слова: учитель,

 ученик, обучение, ученый, переучивать, заучивать, учебный, учительская, завуч, научить, учеба и т. д.

- Как найти в слове корень?

(Нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть)

6.Тема урока.

На экране появляются слова: Москва, москвич, Москву, Москвы.

-Что общего у всех этих слов? (Корень -москв- ).

-Определите, какое слово лишнее. (Москвич.)

-Почему? (в словах «Москва, Москву, Москвы» меняется только последняя буква. Слово «москвич» - родственное. «Москва, Москву, Москвы» - форма одного и того же слова.)

-Да, действительно, в словах «Москва, Москву, Москвы» изменился только конец слова или окончание. Это и будет темой нашего урока. Мы с вами научимся находить в словах окончание и основу слова.

Дети записывают данные слова. Выделяют окончание.

- Часть слова без окончания называют основой слова.

Учитель показывает, как выделяется основа. Далее выполняется упражнение.

Задание: списать текст с доски, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выделить окончание и основу.

… - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !

7. Первичное закрепление.

На экране слова в хаотичном порядке: коза, козочка, козы, козлёнок, козу, козлик, козе.

-Напишите слова в два столбика. (Сначала можно спросить у детей, кто из них догадался, по какому признаку можно разделить слова. Если ответов нет, то задание даёт учитель.)

-В 1 столбик выпишите формы слова «коза», а во 2 столбик – однокоренные слова.

-Выделите во всех словах корень. В 1 столбике выделите окончание и основу.

Вывод: окончание изменяемая часть слова. Окончание не влияет на образование однокоренных слов.

8. Физкультминутка.

Плаваем мы как дельфины

И летаем как орлы,

Дружно ходим как пингвины,

Выше зайца прыгнем мы.

Мы быстрее волка мчимся

И тихонечко садимся.

9. Закрепление.

На экране текст.

Мы возвращаемся домой. Вдруг началась гроза. Я никогда не видел такой гроза. Дома я рассказал про гроза.

-Что вам не понравилось в тексте?

-Как исправить текст? (Изменить окончание у слова «гроза».)

-Спишите текст, изменяя форму слова «гроза». Выделите окончание и основу.

Дети самостоятельно списывают текст. Для проверки текст ещё раз выводится на экран. Ученики читают свои предложения и исправляют слова на экране. После проверки делается вывод: окончание служит для связи слов в предложении.

10. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Что такое окончание?

-Для чего служит окончание?

-Образуются ли с помощью окончания родственные слова?

-Что такое основа слова?

-Как графически выделяют окончание и основу?

11. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...