Методическая разработка урока по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Живова Елена Александровна

Тема  Род глаголов в прошедшем времени  3 класс УМК "Школа России"

Тип урока Изучение нового материала

Цель урока      Учить определять род и число глаголов в прошедшем времени

                         Учить писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени

                          Обогащать словарный запас

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rod_glaglov_v_prosh.vremeni.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя Живова Е.А.

ОУ  ГБОУ СОШ №385

Класс  3 В

УМК  «Школа   России»

Предмет  Русский язык

Тема  Род глаголов в прошедшем времени

Тип урока Изучение нового материала

Цель урока      Учить определять род и число глаголов в прошедшем времени

                         Учить писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени

                          Обогащать словарный запас

Планируемые результаты

Предметные

  • Определять род и число глаголов в прошедшем времени
  • Правильно записывать родовые окончания глаголов в прошедшем времени

Метапредметные

  • Понимать и принимать учебную задачу решать её под руководством учителя
  • Определять достаточность информации для выполнения задания
  • Доказывать правильность выполнения задания
  • Делать выводы на основе анализа.

Личностные

  • Проявлять интерес к русскому языку
  • Обосновывать своё мнение
  • Проявлять уважительное отношение к чужому мнению
  • Определять причины успешности (неуспешности) учебной деятельности

Ресурсы урока

Учебник 2 часть  Канакина В.П. Горецкий В.Г.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

  • Предлагает проверить правильность выполнения домашнего задания

 (упр.212)

  • Спрашивает какие знания и умения потребовались для его выполнения.

  • Выясняет, что вызвало трудность и как с ней справились. Какие источники информации помогли.

  • Представляют результаты выполнения домашнего задания.

  • Делают вывод о том какие знания и умения потребовались для его выполнения. (знать, что такое антонимы, уметь определять род и число глаголов, понимать смысл прочитанного производить разбор слова по составу)

Актуализация необходимых знаний

  • Уточняет над изучением какой части речи работают.

  • Предлагает прочитать загадку и определить, подходит ли описание загаданной части речи именно к глаголу.

Что без меня предметы?

Лишь названья

А я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт

  • Предлагает придумать задания по данному тексту.
  • Организует работу с кластером и блиц-опрос.

Закончи предложения:

Глагол это….

Глагол отвечает на вопросы….

Глагол обозначает……

Глагол в предложении выполняет роль…..

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы….

Глаголы изменяется по….

Глаголы могут быть употреблены в форме…….

  • Уточняет, что осталось незаполненным в кластере.
  • Предлагает предположить, что будут изучать на уроке.
  • Предлагает предположить все ли глаголы изменятся по родам.
  • Спрашивает, где можно найти информацию об этом.
  • Предлагает открыть учебник на стр.121 и прочитать тему урока. Спрашивает, что уже из названия темы могут предположить.
  • Предлагает сформулировать задачу урока. Чему следует научиться.
  • Предлагает прочитать задание упр.214. Определить, всё ли могут выполнить самостоятельно, какие знания необходимы и каких недостаточно. Предлагает задать уточняющие вопросы.

  • Уточнят изучаемый раздел.

  • Читают загадку и работают с ней по заданиям учителя.

  • Предлагают задания одноклассникам и отвечают на вопросы.

  • С помощью блиц-опроса и кластера актуализируют свои знания о глаголах.

  • Формулируют тему урока. Участвуют в обсуждении.

  • Уточнят тему урока с помощью учебника и участвуют в постановке задач.

  • Читают задание. Оценивают степень самостоятельности при выполнении. Выявляют какие знания необходимы и каких недостаточно. Задают вопросы. Работают самостоятельно. Представляют результаты. Делают вывод и соотносят с информацией в учебнике. Дополняют и корректируют.

Организация познавательной деятельности

  • Предлагает предположить достаточно ли полученной информации по данной теме, высказать своё мнение, для чего было предложено в упражнении выделить окончания у глаголов. Какую особенность заметили.

  • Предлагает прочитать глаголы на доске. Определить, что общего и в чём различие.

Блестел блестело блестела

  • Спрашивает от чего будет зависеть написание окончания глаголов прош.времени единственного числа.

  • Спрашивает, согласны ли с таким написанием.

Снег сиял.

Звезда сиял.

Солнце сиял.

  • Спрашивает, что нужно сделать, чтобы связать глаголы по смыслу с данными существительными.
  • Предлагает определить время и число глаголов.
  • Предлагает определить род глаголов.
  • Спрашивает какая часть слова указывает на изменение глагола по родам.
  • Предлагает обсудить для чего нам нужны знания об окончаниях глаголов в прошедшем времени.
  • Спрашивает являются ли глаголы блестел и сиял синонимами.
  • Предлагает подобрать еще один глагол- синоним. Доказать своё мнение.
  • Предлагает обратиться к упр.215.   Прочитать предложенные глаголы и определить разницу в лексическом значении.
  • Спрашивает в форме какого числа употреблены все глаголы. Как изменится окончание глаголов при изменении числа. Можно ли будет определить род глаголов.
  • Предлагает сделать вывод об изменении глаголов по родам и соотнести с выводом в учебнике на стр. 122.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Я читаю глаголы. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - хлопаете в ладоши, а остальные приседаем.

Читает, веселится, рисовали, бегает, умывается, взошло, шьёт, вяжет, метёт, пил, , прыгает, едет, подпрыгивает, пишет, думала, лёг.

Рисовали

Взошло

Пил

Думала.

  • Спрашивает, какая часть слова помогла определить время глаголов.

             У каких глаголов можем определить род. Что в этом поможет.  

              У какого глагола не можем и почему.

  • Организует работу в парах с упражнением 216.

  • Предлагает для домашнего задания упр.217.

  • Оценивают остаточность знаний и высказывают предположения.

  • Читают и определяют сходства и различие глаголов. Делают вывод.

  • Высказывают и обосновывают своё мнение.

  • Работают по заданиям учителя.

  • Участвуют в обсуждении значимости изучаемой темы.

  • Предлагают варианты глаголов-синонимов.

  • Делают вывод об изменении глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Соотносят с выводом в учебнике. Дополняют и корректирут.

  • Определят род и число глаголов. Доказывают правильность своих суждений.

  • Читают задание. Планируют действия. Вспоминают правила работы в парах. Обсуждают. Выполнят задание. Представляют результаты.

  • Читают задание и комментируют способ выполнения.

Рефлексия деятельности

  • Уточняет название темы урока. Предлагает соотнести поставленную задачу с полученным результатом, выявить причины успешности или неуспешности.

  • Спрашивает нужно ли ещё поработать над этой темой. Предположить задачу на следующий урок

  • Называют изученную тему, обобщают полученные сведения, делают выводы.

  • Планируют дальнейшую деятельность

Схема анализа технологической карты урока

ОУ

ФИО учителя

Предмет

УМК

Тема урока

Этапы анализа

Оценка

1.

Основные цели урока:

  • постановка целей урока
  • реализация поставленных  целей урока

2.

Организация урока:

  • логическая последовательность этапов урока
  • соответствие построения урока его содержанию, поставленной цели и типу урока

3.

Обеспечение  мотивации  изучения данной темы

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

  • ориентация на новые образовательные стандарты
  • нацеленность деятельности на формирование   УУД
  • использование современных технологий

5.

Содержание урока:

  • научная правильность освещения материала на уроке
  • соответствие возрастным особенностям
  • соответствие содержания урока требованиям программы
  • связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития  познавательной активности и самостоятельности
  • связь изучаемого материала с ранее изученным материалом
  • межпредметные связи

6.

Методика проведения урока:

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации

Соотношение репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности:  задания репродуктивного характера: («прочитай»,  «перескажи», «повтори», «вспомни») и поискового характера  («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся.

Объем и характер самостоятельной работы

Активные методы познания (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение)

Применение диалоговых форм общения

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся

Осуществление обратной связи: ученик-учитель

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

Наглядный материал:

  • в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач
  • избыточен, достаточен, уместен, недостаточен

Формирование навыков самоконтроля и самооценки

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

Ритмичность урока:

  • чередование материала разной степени трудности
  • разнообразие видов учебной деятельности

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока, физминуток

8.

Домашнее задание:

  • оптимальность объёма
  • дифференциация
  • представление права выбора

Итого: за каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2:

0 – критерий отсутствует

1 – проявляется частично  

2- в полном объёме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе

Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...