Слова-предметы. Слова-действия.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Сновида Алла Ярославовна

Слова-предметы. Слова-действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc.doc614 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Тема урока: Слова-предметы. Слова-действия.

Программа: «Перспективная начальная школа»

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

Планируемые результаты образования:

предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении; 

метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку;  ставят  цели.

познавательные –  анализируют и соотносят  различные языковые явления, подводят  языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);

коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции   партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:

вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.

личностные: - самоопределяются «Я могу…»; «Я выполнил без ошибок…» определяют  достижение  цели;

Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности

Ход урока

I.Организационное начало урока

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II.Вводная часть урока

1.

  • Предлагаем ученикам открыть тетради и записать число, классная работа.

- Откройте учебник на странице 14.

      - Прочитайте название главы, с которой начинаем знакомиться.

      - Как обозначено начало урока ?

      - Почему бабочка одна ?

2.

  • Просим рассмотреть иллюстрацию на странице 14.

    - Кого вы видите ?

          - Что это за звери ?

Интрига урока:

   Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой)  так и не хочет, чтобы в  волшебном лесу был  гомон и шум и поэтому она   заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.

Чтобы  помочь ребятам спасти  деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания,  которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).

 Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям.

-    Кто внимательно слушал и скажет, с какими словами мы сегодня будем работать ?  

-    Какие вопросы мы будем рассматривать на уроке ?

-     С какими словами будем работать ?

Ожидаемые ответы: «Вместе с Машей и Мишей мы начинаем знакомиться с миром слов; будем помогать животным, соединять слова-название предметов с подходящими словами названиями действий ;познакомимся с новыми моделями слов и предложений»

3. Работаем с предложением: Ёж сопит.

-   Что можете рассказать об этом высказывании ?

-   Какие слова составляют предложение ?

Работа со словами-названиями предметов

Методика организации работы:

  • Читаем слова-названия предметов (под иллюстрацией): медведь, дятел, ёж, петух, кот, шмель. Просим детей подобрать к каждому слову вопрос (работа в парах).Спрашиваем желающих ответить.

Ожидаемые ответы: (кто ?) медведь, (кто ?) дятел, (кто ?) ёж, (кто ?) петух, (кто ?) кот, (кто ?) шмель.С помощью готовых шаблонов показываем на доске образец ответа.

  • Сообщаем, что теперь слова-названия предметов, которые отвечают на вопросы кто? что?, будем обозначать так:  ——

Работа со словами-названиями действий

Методика организации работы

  • Читаем слова – названия действий: рычит, стучит, кукарекает, сопит, фыркает, топает, царапает, мяукает, охотиться, пасётся, летает, жужжит, ест, дишит, пьёт.
  • Просим детей подобрать к каждому слову вопрос («работа в парах»). Спрашиваем желающих ответить.
  • Ожидаемые ответы: (что делает?) рычит, (что делает?) стучит, (что делает?) кукарекает, (что делает?) сопит, (что делает?) фыркает, (что делает?) топает, (что делает?) царапается, (что делает?) мяукает, (что делает?) охотится, (что делает?) пасется, (что делает?) летает, (что делает?) жужжит, (что делает?) ест, (что делает?) дышит, (что делает?) пьет.
  • Сообщаем, что теперь слова-названия действий, которые отвечают на вопросы
  • что делает? что делают?, будем обозначать так:     (показываем новую модель

слова-названия действия).

  • Асырк и Торк  никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель( стр 14 учебника). Что же она может обозначать?

  Ёж    сопит.               .

(-Это модель предложения, т.к. первый  прямоугольник обозначает правило «Начало предложения пишется с большой буквы и в  конце стоит точка.»

Одной чертой подчеркивается слово-предмет - ёж, которое отвечает на вопрос кто?  Двумя чертами подчеркивается слово-действие – сопит, которое отвечает на вопрос что делает? )

Физкультминутка

4. Упражнение 4 (У, с.15)

-   Мы расколдовали зверей ?

-   Почему ? (не соединяли слова-предметы со словами-действиями)

  • Читают задания, объясняют схему. 

Ожидаемый ответ: в начале первого предложения, мы должны написать слово- название предмета. Рычит (кто?) медведь. Предлагаем одному из учеников записать на доске (а остальным — в тетрадях) предложение Медведь рычит. Обращаем внимание на правильную запись предложения и трудных написаний в словах (комментированное письмо).

     Работа у доски:

Ёж сопит. Шмель жужжит. Петух кукарекает. Каждое животное ест, дышит, пьёт.(подчёркивают орфограммы)

    Просим подчеркнуть слово-название предмета одной чертой, а слово-название действия —  двумя чертами, составить схему предложения.

 5.

Анишит-Йокоп решила усложнить спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание(рабочая тетрадь стр. 6)

Прочитаем 1 задание.

Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.

Поставьте вопрос к слову ЛИСА.

Как обозначим на схеме?

Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?

Как обозначим?

(Проверка задания на мультимедийной доске)

6.

-    У нас получилось расколдовать зверей ?

-    Что еще нужно сделать ? (расколдовать дерево из волшебного леса)

И вот,  наконец,  последнее испытание. Давайте  при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули  пелену и вновь могли расти и раскачиваться  от ветра и радовать всех. А для этого  каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять,  что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом мы  поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.

Слова на дереве: куст, играть,  игра,   смотрит, думать,  дерево, дети,   слушали, пройдут, волшебница,  лес,  окно,  крыса,  дождь,  заколдовала, крот,  придумать, слово, песня, петь, Маша,  Миша,  выучили, школа, учить.

7.

-А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?

-Молодцы! Вы замечательно  справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит- Йокоп и дружно  помогали  Мише и Маше.

- Спасибо за работу !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».

Конспект урока по русскому языку  с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...

"Слова - предметы. Слова - действия." Русский язык. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по УМК  "Перспективная начальная школа"...

Слова предметы , слова действия, слова признаки

Урок русского языка в 1 классе. На уроке проводится работа по предупреждению  дисграфии....

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

Учебно-методический материал по русскому языку с применением инновационных технологий «Слова-предметы. Слова-действия».

Учебно-методический материал по русскому языку с применением инновационных технологий  «Слова-предметы. Слова-действия»....