Конспект урока: Обобщение по теме "Глагол». (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Кнутарева Анастасия Сергеевна

Обобщение по теме "Глагол".

Цели деятельности учителя: обобщить полученные знания о глаголах, совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола; развивать умение употреблять глагол в речи, мышление, внимание, память, речь;  воспитывать желание изучать русский язык.

Планируемые результаты

Предметные: – распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;

                          – прививать интерес к русскому языку;

                         – применять правила на практике.

Личностные: – вступать в сотрудничество с одноклассниками;

                         – выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_po_teme_glagol.docx37.08 КБ
Файл obobshchayushchiy_urok_po_glagolu.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Этапы.

Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность уч-ся

УУД

Мотивационный этап

Словесный метод

30 сек

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна. И сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

Л: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи

Словесный метод: беседа

Практический метод

2 мин

-Спинки, ручки, парты, улыбку.

-Ребята, я вижу вам трудно меня понять?

А если я скажу: Выпрямили спинки, приготовили ручки, сядьте ровно за партами, подарите мне улыбку.

-Как называются слова, которые помогли вам меня понять? (глаголы)

- Вы уже, наверное, догадались,  о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (сегодня будет в центре нашего внимания  часть речи – ГЛАГОЛ.)

-Какие цели мы поставим? (Сегодня на уроке мы повторим всю информацию, которую изучали на уроках о глаголах.)

У вас на партах лежат конвертики, возьмите их (он один на двоих), и достаньте всё из него и соберите солнышко с лучиками из глаголов. И тогда, вы узнаете, какие умения нам понадобятся на уроке. Кто готов? поднимите руку. Проверка: РАССУЖДАТЬ, ДУМАТЬ, НАБЛЮДАТЬ, СЛУШАТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ. Верно !!!

Слушать, воспринимать информацию.

Отвечать на вопросы учителя.

Ставить тему и цель урока.

Выполнять задание учителя.

К: Построение речевого высказывания.

П: постановка и формулирование темы и цели урока.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Решение частных задач

Словесный метод: беседа

Практический метод

Словесный метод

Наглядный метод

Практический метод

 

Фронтальный опрос

Словесный метод: беседа

Практический метод

Словесный метод: беседа

Практический метод

Фронтальный опрос

18 мин

Ребята, расскажите, что вы знаете о глаголе.

- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи.)

- Для чего в нашей речи мы используем глаголы? (чтобы выразить действие предмета)

- На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делать? Что сделать?)

( Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? (Что делает, Что сделает? Что делал? Что будет делать?)  и обозначают действия предмета.)

Откройте учебник на стр. 85 и найдите задание 2. Посмотрите на слова и прочитайте их. 

Сон, спать, бежать, дорога, петь, песня.

На какие группы можно разделить эти слова? (Существительные и глаголы)

Объясните, по каким признакам можно узнать среди этих слов существительные? (Отвечают на вопрос Что? Сон, дорога, песня)

Объясните, по каким признакам можно узнать среди этих слов глаголы.

(Они отвечают на вопрос что делать? Спать, бежать, петь.)

Открываем тетрадки. Записываем число и классная работа.

Упражнение в распознавании глаголов.

Посмотрите на слайд. Перед вами стихотворение. Прочитайте его про себя.

Оля, прочитай стихотворение вслух.

Говорят: часы стоят.

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишей вместе,

Но часы висят на месте.

( В. Орлов)

- Выпишите глаголы с вопросами. (2 мин)

- Начинаем писать с красной строки с большой буквы.

(Говорят (что делают?); стоят (что делают?); спешат (что делают?); идут (что делают?); отстают (что делают?); смотрели (что делали?); висят (что делают?).)

Дети зачитывают ответ. ПРОВЕРКА  на слайде.

В каком числе употреблены глаголы в этом стихотворении? (во множественном числе)

-Какого числа бывают глаголы? (единственного и множественного).

Молодцы! Давайте подробнее разберемся.

Посмотрите на слова в 3м задании.

 Стоит, лечат, дарил, бежит, писал, играют, читали, строили, пишут.

В какие группы можно объединить данные глаголы? Объясните свой ответ.

 (Ед.ч.: стоит, дарил, бежит, писал;  Мн.ч.: лечат, играют, читали, строили, пишут.)

Что обозначают глаголы в ед.ч.? (действие одного предмета)

Что обозначают глаголы во мн.ч.? (действие двух и более предметов)

От чего зависит число глагола в предложении? (глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.)

Приведите примеры словосочетаний/предл.

Что изменяется при изменении числа глагола? (форма: (я) писал – (они) писали, (я) играл –  (вы) играете.) Верно.

Прочитаете слова в задании 4.

Одел                                     Надел

-Когда употребляется в речи глагол одел, а когда – надел?

(Мы употребляем глагол одел, когда говорим о том, что мы одеваем кого-то, а надеваем мы что-то на себя)

Составьте с каждым глаголом предложение. (Прослушать 3-4 предложения, 1 записать.)

Запишите предложения и подчеркните в них сказуемые.

 (Мальчик надел шапку и пальто. Девочка одела куклу в платье.)

Молодцы ребята.

Отвечать на вопросы учителя

Находить глаголы.

Выделять признаки глаголов.

Записывать число.

Читать стихотворение.

 Выполнять задание.

Отвечать на вопросы учителя.

Объединять гл. в группы.

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы.

Выполнять задание.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Пр: выделение признаков глагола.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

К: Построение речевого высказывания.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Физминутка

1 мин.

Видеоматериал

Выполнять движения

Л: формирование установки на здоровый образ жизни.

Решение частных задач.

Наглядный метод

Словесный метод: уч. беседа

Практический метод

Словесный метод: беседа

Наглядный метод

Словесный метод: беседа

Практический метод

Наглядный метод

Словесный метод: беседа

Словесный метод

Наглядный метод

Словесный метод

Фронтальный опрос

15 мин

Посмотрите на доску. (Говорить – молчать; смеяться – плакать)

Чем они отличаются? (значением)

А как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

Посмотрите на слайд. Вы видите начало пословиц.

Закончите пословицы. Для этого нужно подобрать глагол с противоположным значением.

1 вариант

  • По одежке встречают, по уму –  ……

(провожают)

2 вариант

  • Легко друга потерять, но трудно …

(найти)

В задании 5 посмотрите на слова.

Мириться - …, встречать - …

Какой словарик поможет нам выполнить это задание? (Словарь антонимов)

На какой стр. находится словарик?

Кто готов нам сказать противоположные глаголы?

(Мириться - сориться, встречать – провожать)

Посмотрите на слайд.

Охотиться – охота, бегать – бег

Как называются эти слова? (однокоренные)

Почему? (у них дин корень)

Ребята, а что такое однокоренные слова? ( это слова, имеющие одинаковую общую часть (корень) и относящиеся к одному значению.) Приведите пример.

В задании 6 подберите к каждому глаголу однокоренное слово – имя существительное (существительное от которого оно образовано). Запишите пары слов.

Работать - …, обедать - …

(Работать – работа, обедать-обед.)

Кто хочет прочитать ответ?

Молодец.

Прочитайте предложения.

Сияют звезды. Глаза сияют.

Облака плывут в небе. Корабль плывет в море.

Во всех ли предложениях глагол употреблен в прямом значении? (нет)

А в каком значении может быть еще употреблен глагол? (в переносном значении)

В каком из этих предложений глагол употреблен в переносном значении?

 (Глаза сияют. Облака плывут в небе.)

В каком смысле облака плывут? (движутся в небе)

Молодцы.

Услышал о нашем уроке по русскому языку ДЯДЮШКА ГЛАГОЛ  и не удержался,  пришел посмотреть на знатоков глагола! Дядюшка Глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног.

Давайте подберём глаголы к его действиям: бегает, рисует, пишет, играет.

А теперь подберем глаголы к действиям, которые он не делает: не дергает за косички, не катается на перилах, не дерется, не кричит.

Ребята, а кто может мне напомнить, как мы пишем частицу не с глаголами. Кто может рассказать правило? (не с глаголами пишется раздельно)

Верно.

Работа со стихотворением.

Послушайте стихотворение и скажите, какой глагол употребляется часто? (читать медленно, выделяя глаголы)

Пять рабочих ставят дом,

Ставит опыт агроном.

Он растит такую рожь-

С головой в неё уйдешь.

Ставит счётчики монтёр.

Ставит фильмы режиссёр.

Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог.

Мама ставит пироги:

Подойди и помоги.

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи! Не плачь!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз!

                           (Г. Демыкина)

Стихотворение на слайде.

Объясните значение глагола, который употребляется часто в стихотворении. По цепочке.(Ставит - строит, проводит, устанавливает, снимает, готовит, определяет, закончить.)

Вы всё ответили правильно.

Отвечать на вопросы учителя

Выполнять задание учителя.

Отвечать на вопросы.

Работать со словарем.

Отвечать на вопросы.

Подбирать однокоренные слова.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Подбирать глаголы.

Применять правило на практике.

Отвечать на вопрос.

Слушать стихотворение, с целью определить часто повторяющийся глагол.

Объяснять значение глагола.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Р: выполнять задание используя словарь.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров;

Умение применять правило на практике.

К: Построение речевого высказывания.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров

Итог урока

Рефлексия

Словесный метод

Наглядный метод

Фронтальный опрос

 1 мин

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Какую цель мы ставили?

Достигли ли мы ее?

Обобщать изученное.

Подводить итог урока.

Р: осуществлять итоговый контроль

2 мин

Посмотрите на слайд. Вы видите начало фраз. Продолжите фразу:

Я считаю, что на уроке я работал(а) … (как?)

Мне было понятно/не понятно … (что?)

Ребята, а кто по вашему мнению на уроке работал активно?

Спасибо за урок.

Оценивать отношение к уроку, к своей работе на уроке.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров

Дата: 21.03.2017                                                                                                                        Учитель:  Кривонос Л.М.

Школа:№148                                                                                                                             Методист: Воронова М.В.

Класс:2ж                                                                                                                                    Студентка: Кнутарева А.С. 33 гр.            

Урок: №4

Кабинет № 112                                                                                                                                                        

Технологическая карта урока русского языка.

                                                                                                                                                                                                 

Тема: «Обобщение по теме глагол».

Цели деятельности учителя: обобщить полученные знания о глаголах, совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола; развивать умение употреблять глагол в речи, мышление, внимание, память, речь;  воспитывать желание изучать русский язык.

Планируемые результаты

Предметные: – распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу;

                          – прививать интерес к русскому языку;

                            – применять правила на практике.

Личностные: – вступать в сотрудничество с одноклассниками;

                           – выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Оборудование: «Школа России»  Русский язык 2 класс 2 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, раздаточный материал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Глагол

Слайд 3

Сегодня на уроке ……… Цель урока:

Слайд 5

Двадцать первое марта. Классная работа.

Слайд 7

Говорят: часы стоят. Говорят: часы спешат. Говорят: часы идут, Но немного отстают. Мы смотрели с Мишей вместе, Но часы висят на месте.

Слайд 8

Говорят (что делают?); стоят (что делают?); спешат (что делают?); идут (что делают?); отстают (что делают?); смотрели (что делали?); висят (что делают ?).

Слайд 10

1 вариант: По одежке встречают, по уму – … 2 вариант: Легко друга потерять, но трудно … п ровожают. н айти.

Слайд 12

Охотиться – охота , бегать – бег

Слайд 14

Сияют звезды. Глаза сияют . Облака плывут в небе. Корабль плывет в море.

Слайд 18

Пять рабочих ставят дом, Ставит опыт агроном. Он растит такую рожь- С головой в неё уйдешь. Ставит счётчики монтёр. Ставит фильмы режиссёр. Снял он сказку «Колобок», Чтобы ты увидеть мог. Мама ставит пироги: Подойди и помоги. А диагноз ставит врач: «Просто насморк. Спи! Не плачь!» Если кончился рассказ, Ставить точку в самый раз!

Слайд 20

Я считаю, что на уроке я работал(а) … (как ?) Мне было понятно/не понятно … (что?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Обобщение по теме «Имя прилагательное».(УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Обобщение по теме «Имя прилагательное».Цели деятельности учителя: обобщить полученные знания об имени прилагательном; совершенствовать умения находить в тексте имя прилагательное; оп...

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины.  Обобщение знаний о природных зонах России»...

Конспект урока "Обобщение по разделу «Люби живое»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока "Обобщение знаний о местоимении" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: развитие умений определять лицо, число и род (род для 3-го лица единственного числа) местоимений, употреблять местоимения в речи.Планируемые результаты:Предметные:-знать, чт...

Конспект урока. Обобщение об имени существительном.3 класс

На уроке используются приемы критического мышления....

Конспект урока обобщение по теме "Глагол" 4 класс

Обобщение знаний по теме "Глагол"....