Конспект урока обобщение по теме "Глагол" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Игошева Мария Владимировна

Обобщение знаний по теме "Глагол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glvgol.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение по теме «Глагол».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Цель урока: организовать деятельность учащихся (совместную и самостоятельную), направленную на систематизацию знаний о глаголе. 

Задачи урока: 

  • Обучающая: создать условия для обобщения и систематизации имеющихся знаний о глаголе как части речи.
  • Развивающая: способствовать развитию познавательных способностей учащихся посредством использования приемов технологии развития критического мышления.
  • Воспитательная: воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме.

Планируемые результаты:

  • Предметные: актуализация знаний о морфологических признаках глагола; умение находить глаголы в тексте.
  • Регулятивные: учащиеся получат возможность определить цель деятельности на уроке, обнаружить и сформулировать учебную проблему вместе с учителем, определить успешность выполнения своей работы; осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты.
  • Познавательные: смогут определять границы знания и незнания, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы.
  • Личностные: формирование у обучающихся основы этики, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей.
  • Коммуникативные: учащиеся смогут взаимодействовать с учителем, сверстниками, учитывать позицию собеседника, формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая (в парах).

Методы: репродуктивный, практический.

Приемы: Кластер.

Оборудование:

  • для учителя – план-конспект урока, мультимедийная презентация, проектор
  • для учащихся - тетрадь, распечатки раздаточного материала.  

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Мне хотелось бы начать наш урок с одной замечательной фразы, но она, к сожалению, рассыпалась. Кто из вас поможет мне ее собрать?

«большой» «начинается» «С» «удачи» «малой» «успех!»

(С малой удачи начинается большой успех!)

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете эти слова?

- Я желаю, чтобы и нас сегодня сопровождала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
2. Мотивационная деятельность. Постановка цели и задач урока

- А для того, чтобы узнать тему нашего урока, нам придется немного подвигаться! Вы согласны?

 -Слушайте меня внимательно и выполняйте: встаньте, покрутитесь, остановитесь, улыбнитесь (друг другу), садитесь!

 -А сейчас я посмотрю, кто из вас был самым внимательным. Повторите слова, которые я называла! К какой части речи относятся эти слова? (глагол)

 - Правильно, молодцы.

- И так назовите тему нашего сегодняшнего урока? (Глагол как часть речи)

- А теперь откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и классная работа.

- Опираясь на тему нашего урока, сформулируйте цель. (формулируют).

- Я определила цель вот так: научиться выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?

- Для достижения нашей цели, предлагаю вам поработать вот по этому плану:

План:

  1. Вспомнить, что мы знаем о глаголе.
  2. Закрепить:

а) отличать глаголы от других частей речи;

б) определять морфологические признаки глагола.

  1. Актуализация знаний.

-Мы начинаем работать по первому пункту нашего плана.

-Давайте составим схему (Кластер)

Составление «кластера».

Примерные вопросы

  1. Тема нашего урока?  (Глагол) 
  2. Что такое глагол? Это самостоятельная часть речи? 
  3. Что обозначает глагол?
  4. На какие вопросы отвечает глагол?
  5. Чем обычно является в предложении?
  6. Какими морфологическими признаками обладает глагол?

(На доске появляется схема)

  - Молодцы! Вы хорошо знаете правила о глаголе.

 - И это мы выполнили 1 пункт нашего плана.

 - А теперь проверим, насколько хорошо вы сможете применить эти знания на практике.

  1. Обобщение и систематизация знаний

- Сейчас на улице чудесное время года. Я предлагаю нам сегодня поработать с текстами о весне.

1) Неопределенная форма, спряжение.

-Прочитайте текст.

Текст: Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Уже желтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь на поляне и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.

- Найдите в этом тексте глаголы и подчеркните их.

1 вариант – Образуйте от этих глаголов глаголы в неопределенной форме.

2 вариант - Определите у этих глаголов спряжение.

(Проверили, на доске появляется карточка на доске н.ф.., спряжение).

2) Время, лицо, число и род глаголов.

 - Прочитайте отрывок стихотворения Алексея Николаевича Плещеева. Найдите   глаголы, выпишите их и укажите время, лицо, число и род.  

        Уж тает снег, бегут ручьи.

        В окно повеяло весною.

        Засвищут скоро соловьи,

       И лес оденется листвою.

     Тает – н. вр, 3л., ед. ч.    Засвищут – б. вр., 3л., мн. ч.

     Бегут – н. вр., 3л., мн. ч.    Оденется – б. вр, 3л., ед. ч.

     Повеяло- пр. вр, 3 л., ед. ч., ср. р.

3) Роль глагола в предложении.

 - Вернемся с вами к 1 тексту, спишите 2-ое предложение к себе в тетрадь.

        Кругом зеленеет молодая травка.

 - Подчеркните основу предложения.

 - Чем является глагол в предложении?

 - Скажите, пожалуйста, выполнили ли мы второй пункт плана? Да

Физкультминутка.

- А теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру «Поймай свой глагол».

- Я буду читать глаголы. Если глагол стоит в единственном числе, то девочки хлопают, если во множественном числе – то мальчики.

Светит, любят, цветёт, греет, дружат, мечтают, помогает, дарят, желает, рисуют, играют, читает, благодарят, приветствует.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Во время работы я на доску прикрепляла карточки. Получился план. Что это за план, ребята?

 (план разбора как часть речи)

- Он называется морфологический разбор. Я предлагаю выполнить разбор глагола из составленного нами предложения.

глагол

?

Н.ф

спряжение

время

лицо

число

род

чем является в предложении

- Предлагаю проверить наши знания.

- Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите руки!

- Кто допустил одну ошибку? Поднимите руки!

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проверочный тест по теме «Глагол»

1 вариант

1. Указать глагол

А) осенью Б) напишет В) письменный

2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:

А) что делал? Что сделал? Б) Сто сделает? Что будет делать?

В) что делать? Что сделать?

3. Определи глаголы прошедшего времени

А) вылетит Б) осветило В) засвистят

4. Выбери глаголы женского рода

А) прилетела Б) наполнил В) прошло Г) подумала

5. Какие глаголы изменяются по лицам?

А) прошедшего времени Б) настоящего времени В) будущего времени

6. Если глагол в неопределенной форме оканчивается на ЯТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, то

А) 1 спряжения Б) 2 спряжения

7. Укажите предложение с глаголом 2 лица единственного числа

А) В наш дом приходят гости

Б) А вы делаете зарядку?

В) Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

8. В каком предложении глагол употреблен в будущем времени?

А) Вылетела на солнышко первая бабочка.

Б) По вечерам у костров звучат песни.

В) Мы будем строить новый дом.

9. Найти глаголы 1 спряжения, подчеркните двумя чертами

Дышать, думать, увидеть, полоть, строить

10. В окончаниях каких глаголов пишется И?

Пиш_т, се_т, гон_т, друж_т, реша_т

2 вариант

1. Указать глагол

А) веселье Б) радостный В) радовать

2. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

А) по числам Б) по падежам В) по родам

3. Определи глаголы будущего времени

А) пролетела Б) чирикает В) нарисую

4. Выбери глаголы среднего рода

А) написал Б) пробежало В) запищала Г) взошло

5. Как определить лицо глагола?

А) по окончанию Б) по вопросу В) по местоимению

6. Если глагол в неопр. форме оканчивается на ИТЬ, то

А) 2 спряжения Б) 1 спряжения

7. Укажите предложение с глаголом 2 лица множественного числа

А) В наш дом приходят гости

Б) А вы делаете зарядку?

В) Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

8. В каком предложении глагол употреблен в настоящем времени?

А) Вылетела на солнышко первая бабочка.

Б) По вечерам у костров звучат песни.

В) Мы будем строить новый дом.

9. Найти глаголы 2 спряжения, подчеркните двумя чертами

Дышать, думать, увидеть, полоть, строить, гнать

10. В окончаниях каких глаголов пишется И?

Пиш_т, се_т, гон_т, друж_т, реша_т

  1. Домашнее задание.

- Ребята, я считаю, что сегодня на уроке мы с вами очень хорошо поработали, и чтобы закрепить ваши знания, выполните домашнее задание.

- Домашнее задание будет творческим.  Вам нужно будет составить и записать текст «Весна в родном краю».

7. Рефлексия

- А теперь составим портрет нашего урока, используя только глаголы. Итак, сегодня на уроке вы…..

 Думали, решал, рассуждала, писали, читаю, выделяли, слушал, работали, определял, узнавала, вставляли, смотрели, помогаю, отмечали, учусь и т.д.

ИТОГ. Молодцы. Смотрите, как много действий мы выполнили.

- Удалось ли нам обобщить знания о глаголе?
         - Какое задание вызвало у вас затруднение?
         - Над чем вам ещё необходимо поработать?
         - А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила.

Ведь “С малой удачи начинается успех!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""

Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...

Конспект урока "Обобщение по теме "Русские писатели о природе.Весна," 3 класс. Учебник "Литературное чтение" Климанова Л.Ф.

В конспекте использованы фрагменты из музыкального произведения Вивальди "Концерт весна", а также отрывки стихотворений известных русских поэтов. Урок предназначен для 3 класса....

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

Конспект урока по математике 3 класс по теме: "Обобщение"

Урок с хронометражем, указаны виды УУД...

Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".

Данный  урок  разработан  в  виде  ЭСТАФЕТЫ  ЗНАНИЙ. В  нём  много  игровых  моментов.,  интересных  заданий,  например  КОНКУРС ...

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Обобщение знаний по теме "Имя существительное".

На уроке дети исследуют слово "снег" с разных сторон науки о русском языке....