урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение о разоре слов по составу"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Батурина Елена Алексеевна

Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение о разоре слов по составу" по программе "Школа России" автор Канакина. Урок соответствует требованиям ФГОС, содержит элементы здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативных технологий. Задания урока носят индивидуальный и дифференцированый характер, развиивают навыки самоконтроля и взаимоконтроля, самопроверки и взаимопроверки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_3_kl_obobshchenie_chasti_slova.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Обобщение знаний о составе слова

Цели:  

Развивающая: развивать умение подбирать слова к схемам, развивать у детей умение разбирать слово по составу; формировать УУД.

Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.

Планируемый результат

Предметный

  • учебно-языковые умения: умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать морфемные единицы; умение проверять написанное; формировать у учащихся умения образовывать новые слова; углублять представления о значении частей слова;
  • речевые умения: составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.

Личностный: мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей)

Метапредметный:

Регулятивные УУД:

− сохранять и принимать учебную задачу;

– планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

– проявлять самостоятельность и инициативу;

-способность контролировать свои действия.

Познавательные УУД:

– использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач;

– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по морфемным признакам, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

– сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

– ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

– выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

– понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

– стремиться к более точному выражению собственного мнения;

– задавать вопросы

Ход урока. Организационный момент.

ФИЗМИНУТКА

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас   урок русского языка.

– Проверьте порядок на вашем «рабочем месте». Почему это важно? Выскажите свои мысли

-Верно ребята, не зря народная мудрость гласит:

Порядок бережет время.

И мы с вами постараемся беречь наше время, соблюдая порядок в классе и на уроке.

Минутка Здоровьесбережение (4 человека около КОНТОРКИ).

Чистописание. (Отдельно объяснение в широкую линейку) ПРГ,  ИО- Характеристика букв

СОЕДИНИТЕ БУКВЫ ИЗ чистописания и узнаете новое слово (ПИРОГ)-В словарик

ИТК (Электронное приложение к учебнику Русский язык, 3 класс, Канакина)

  • ЛЕКСИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ
  • Форма одного слова
  • Однокоренные слова. С помощью каких частей речи образуются новые слова?
  • Запись в тетради в столбик ПО вариантам и у доски 2 ученика
  • 1в формы слова, 2в-однокоренные слова.
  • Выделите основу, вспомните домашнее правило «Как выделить основу?» (проверим с диска).

ИКТ В тетради СЛОВАРЬ.Запись слов с диска пирог шоссе восток пенал завод мебель рисунок.. проверка с доски. Самооценка

II.  Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.

— Какое слово лишнее? (Предлог.)

— Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальное — части слова.)

_КАКАЯ БУДЕТ ТЕМА И ЗАДАЧИ УРОКА?

Индивид у доски 2 человека карточки

К слову «СНЕГ» подобрать формы слова и однокоренные слова. Выделить основу и окончание

Игра «Кто больше назовет суффиксов и слов с ними?» по рядам.

Проверка индивидуальной работы. 

3. Проверка индивидуальной работы.

Дополнительные вопросы:

- Что такое корень?

- Как найти корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

V. Работа по теме урока

- Разбор слова по составу

Расположи шаги (Алгоритм) разбора по порядку

ОКОНЧАНИЕ
ОСНОВА
КОРЕНЬ
ПРИСТАВКА
СУФФИКС

Составляем алгоритм. Проверим Памятка №5Пользуясь этим алгоритмом потренируемся разбирать слова по составу.

ЗАГАДКИ.- Отгадаем загадки, запишем и разберем отгадки по составу.

Покружилась звездочка в воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Вот по кругу друг за дружкой 
Ходят дружно две подружки; 
Не толкаясь, не мешая, 
Быстро движется большая. (Стрелки)

Еду - еду следу нету: 
режу - режу крови нету. (Лодка)

Золотое решето черных домиков полно; 
Сколько черненьких домков, 
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Два брюшка, четыре ушка. 
Что это? (Подушка)

 VI. Физкультминутка ДЕТИ У КОНТОРКИ МЕНЯЮТСЯ

VII. Продолжение работы по теме урока

ИКТ Работа с диска

УПР. « Расположи слова по схемам»

Самостоятельная работа (4 уч-ка на проверку)

— Выпишите слова, которые состоят только из корня и окончания. Выделите в них корень, окончание и основу.

Весна, походка(1), дом, быстрый, вылетел, дорога, книга, карандашики, рука, гроза.

 **** Составьте слово по подсказкам.

1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей

2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.

3. В приставке две буквы «е».

4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка.

5. Окончание - первая буква алфавита.. Перемена

Закрепление  изученного материала. ( 2 ученика у доски)+4 у конторки!!!!!

Игра «Крестики – нолики».

  • Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики – нолики». Для игры находится у каждого из вас. А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы ним согласны, в клеточке ставите +, если не согласны – 0. Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем.
  1. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
  2. Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (-)
  3. Корень – это главная часть предложения. (-)
  4. Окончание – изменяемая часть слова.(+)
  5. Основа – это часть речи.(-)
  6. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
  7. Окончание помогает образовывать новые слова. (-)
  8. Основа – часть слова без окончания. (+)
  9. Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)

ВЗАИМОПРОВЕРКАПроверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь карточками. Проверить ваши ответы будет легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.

             +

0

  0

+

0

+

0

+

+


ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ПО таблице.У кого нет ошибок?

VIII. Рефлексия Нарисуйте на полях смайлики-настроения+ цвет Красный, желтый.

IX. Подведение итогов урока Мне понравилось……

Выставление отметок.

Домашнее задание: Упр. 184(с. 97)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень

технологическая карта  к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...

Урок русского языка 1 класс на тему: "Правила переноса слов"

Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс ФГОС...

Урок русского языка 3 класс «Чередование звуков в корнях слов при их образовании»

Урок открытия новых знаний. Система РО Л.Занкова. УМК Поляковой А.В. Соответствует ФГОС. Групповая работа, здоровьесберегающие технологии....

Презентация к уроку русского языка.2 класс. Написание изложения по опорным словам.

Презентация сопровождает урок по написанию изложения во 2 классе. Она помогает познакомить детей с текстом, дает возможность рассмотреть предметы, о которых говорится в тексте на фотографиях, предлага...

Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова

Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....

Урок русского языка 2 класс "Непроизносимые согласные в корне слова"

Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.  Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случ...