Фрагмент урока "Запятая в сложных предложениях с союзами и, а, но""
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Семилетова Елена Петровна

Конспект фрагмента урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Лицей № 24»

Конспект фрагмента урока русского языка в 4а классе на тему:

«ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 С СОЮЗАМИ И, А, НО»

Подготовила и провела

Семилетова Елена Петровна

19 октября 2017

г. Гуково

 

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Цели.

Образовательная:

- совершенствовать умения учащихся обосновывать написание знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но.

Развивающая:

-развивать внимание, память, логическое мышление, способствовать расширению лексического запаса у детей.

Воспитательные:

- прививать интерес к русскому языку;

- воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.

Тип урока: урок закрепления знаний и выработка умений

I. ОРГМОМЕНТ

Ребята, начинаем наш сегодняшний урок русского языка. Проверьте вашу готовность к уроку.    

       Прозвенел для нас  звонок,

       Начинаю наш урок.

Гости к нам пришли сегодня…

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь,

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,
       Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

 - Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а самое настоящее путешествие в осенний лес. Обратите внимание, мы даже не берём с собой наши привычные рабочие тетради по русскому языку. Вместо них сегодня у нас листы, которые вы каждый видите у себя на столах.

-Итак, давайте на наших листах запишем дату нашей сегодняшней встречи. На самой верхней строчке запишем  число. Классная работа.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

1. Минутка чистописания

- Ребята, посмотрите на образцы для минутки чистописания. На что они похожи? (На капельки дождя,) .Я согласна с вами. Эти петельки действительно похожи на дождевые капельки. Возьмите правильно ручки в руки. Пропишите образцы в ваших листочках. Во время письма не забываем о правильной осанке.

 

2. Словарная работа

-Хорошо, ребята. В самом начале я предложила вам отправиться  в осенний лес. А вот что или кого мы можем встретить, вам предстоит сейчас узнать. Внимание на экран.

(Показываю осенние листья. Какой это листок? берёзовый (б-рёза), осиновый (ос-на), рябиновый (р-бина), малиновый (м-лина). Кого ещё можно встретить в лесу? Комочек пуха, длинное ухо.  Заяц(за-ц)

- А отчего зависит, какой вопрос мы задаём к слову, «что»? или «кто»? (Одушевлённый или неодушевлённый предмет.)

Запишите эти слова на свой листок,  вставьте пропущенные гласные.

(Проверка по образцу)

        III. Работа над закреплением изученного материала

Ребята, у вас на столах лежат листы с напечатанным фрагментом одного замечательного стихотворения об осени. Сейчас вы в группах прочтёте эти фрагменты, расставите необходимые знаки препинания и составите схему к предложениям. Группа, которая выполнит задание, подаст знак, что вы готовы работать дальше.

(Работаем в группах, листы выводим на лампу, обсуждаем)

- Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Какие цели мы поставим перед собой? (Закреплять умение ставить запятую в сложных предложениях с союзами и, а, но)
Ребята, запятая – это очень важный пунктуационный знак в русском языке.  Достаточно вспомнить известный мультфильм «В стране невыученных уроков», где верно поставленная запятая буквально спасает жизнь одному из героев.

На крохотное ушко похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь.

Выйдет на дорожку –

Всем подставит ножку!

- Вот этот знак и будет являться главным на сегодняшнем нашем уроке.

- А сейчас я предлагаю вам вернуться к нашему предыдущему заданию. Ребята, все три группы получили  по одной строфе стихотворения. Но  порознь они не дают нам почувствовать ту красоту, которую автор нарисовал для нас словами. А теперь давайте соберём три фрагмента в одно стихотворение.  

(Дети читают по очереди строфы)

- А теперь это стихотворение  вам прочитаю я под звуки природы.

 (Читаю под звуки природы)        


Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.


Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт лесную тень,

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

-Это чудесное стихотворение написал известный советский поэт Александр Твардовский.    Какие картины вы себе представили?

(Ответы 2-3 детей)


- Очень приятно в один из таких тёплых осенних денёчков совершить семейную пешую или велосипедную прогулку в лес, полюбоваться красотой природы, понаблюдать за животными, а можно и поиграть в подвижные игры. Это «наполнит» вас положительной энергией. Тем более, что такая прогулка, а также занятия спортом очень полезны для здоровья.

 Мы с вами сейчас тоже постараемся немного отдохнуть и одновременно укрепить своё здоровье.

ФИЗМИНУТКА

Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели.

IV. РЕФЛЕКСИЯ

- Возьмите ручки. Сейчас мы будем работать в группе. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста. После выполнения этой работы мы сделаем коллективную проверку.  За правильный ответ вы будете получать по одной букве, из которых затем мы сложим слово.

1. Сложное предложение состоит из…

2. Однородные члены предложения и части сложного предложения соединяются с помощью союзов…

3. Между частями сложного предложения на письме…

4. В схемах каких предложений недостаёт запятых (перечислить буквы)…

5. Схемы простых предложений под буквами…

6 Схемы сложных предложений под буквами…
А) [ _   ͇ ] и [ _ ̳ ].

Б) [ _      ] но[ _      ].

В) [ _   ͇  ], но [ _ ̳ ].

Г) [ _      , а       ].

Д) [ _ ̳̳ ] а [ _ ͇ ].

Е) [ _ и    и      и      


(Складываем слово «ОТЛИЧНО!)

-Ребята, вы сегодня большие молодцы, Мы продолжим с вами наш урок после того, как проводим наших гостей. Скажем нашим уважаемым гостям Спасибо. До свидания.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Познакомить учащихся, с помощью чего разделяются части сложного предложения...

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»...

Урок по русскому языку по теме "«Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

Тип урока – урок рефлексия.  Главный этап урока – построение проекта выхода из затруднения,  где использовалась технология деятельностного подхода, использовался проблемно-диалогически...