Имя числительное глагол
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Волкова  Александра Николаевна
Имя числительное, глагол. Правописание чк, чн, щн, нч. Правописание числительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu_4_klass.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

4«А» класс

(УМК «Школа России»)

Учитель: Пилюк Александра Николаевна

Дата проведения: 16.12.2015г.

Тема

Имя числительное. Глагол.

Педагогическая цель

Повторение ранее пройденного материала и его закрепление.

Тип урока

Комбинирование

Планируемые результаты (предметные)

Актуализация знания об имени числительном и о глаголе; развитие умения изменять глаголы по временам; повторение правил написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголом.

Личностные результаты

Нравственно-этическое оценивание усвоенного содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Стремятся к    развитию внимания, памяти, мышления, к конструктивному сотрудничеству со сверстниками и с взрослыми. Проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные - формулируют учебную задачу, на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; прогнозируют свою деятельность; контролируют и оценивают качество и уровень усвоения материала ; способны к саморегуляции; сличают способы действий и его результаты с заданным эталоном.

Познавательные - самостоятельно выделяют  формулируют познавательную цель; осознано и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме ;анализирую, сравнивают, классифицируют объекты по выделенным признакам.

Коммуникативные – умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов ;оценивают действия партнёра, при необходимости вносят корректировки

Основное содержание темы, понятия и термины

Имя числительное, глагол. Правописание  чк, чн, щн, нч. Правописание числительных.

Образовательные ресурсы

М/м. презентация.

Технологическая карта

Этапы урока

 Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная,  И-индивидуальная, Г-групповая)

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

2

3

4

5

I. Организация начала урока.(2 мин.)

Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

1)приветствие

2)эмоциональный

настрой на работу

Приветствие учащихся.

-Здравствуйте ребята.

   

- Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

-Не забываем, что сидеть вы должны ровненько, спинки держать прямо, упираясь в спинку стула, между партой и вами должен помещаться один кулачок, ручки лежат на партах, ножки ровненько стоят на полу

-А также перед работой давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник «Русского языка», пенал, тетрадь, дневник.

Приветствует учащихся. Организует рабочее место, проверяет наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Восприятие информации. Дети приветствуют учительницу, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку

Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу уроке.

II. Актуализация опорных знаний(5-7 мин.)

Цель: закрепить знания,  повторить  учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления.

Фронтальная.

Словесный. Наглядный , И.

1.)Запись под диктовку

 -Открываем рабочую тетрадь. Записываем число, классная работа.

-Сейчас вы будете записывать слова под диктовку с объяснением.

-Какие орфограммы встречаются в словах?

 -Подчёркиваем буквосочетание чк, чн, щн, нч.

-Ручка, точка, большой, веточка, мелочь, ночной, мальчик, вечность, вещь, мощный, подарочный, пеньки, пальчики, пончик, речь, млечный.

Выявляет степень

усвоения учащимися заданного учебного материала. Организую условия для решения примеров.

Отвечают на вопросы учителя Слушают ответы товарищей и при необходимости исправляют ошибки. Участвуют в решении устного счета. Анализируют свои ответы. Доказывают свое мнение.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Выделяют существенную информацию.

Сохраняют учебную задачу.

Строят речевое высказывание согласно поставленной задаче.

III. Самоопределение к деятельности (2-3 мин.)

Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.

Фронтальная. Словесный.  Беседа. Слово учителя.

-А сейчас отгадайте загадки и назовите слова, которые помогли вам определить отгадку.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

                  Зимой согревает. (Дерево)

(Веселит, холодит, питает, согревает.)

Не ест,  не пьёт,

                А говорит и поёт. (Радио)

( Не ест, не пьёт, говорит, поёт)

Быстро грызёт,

                                Мелко жуёт,

                   А сама не глотает. (Пила)

(Грызёт, жуёт, не глотает.)

-Какой частью речи являются эти слова? (Это глаголы)

-Что они обозначают? (Действие предмета)

-Какие грамматические признаки имеют глаголы? (Время, число, род в прошедшем времени, лицо.)

-Какую роль играют глаголы в предложении? (Они являются сказуемыми.)

-С какой частью речи связан глагол в предложении? (С именем существительным)

- Отгадайте следующие загадки.

Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)

Одна нога, три глаза. (Светофор)

Много рук, нога одна. (Дерево)

-Что общего в этих загадках? (Во всех загадках встречаются имена числительные.)

-Расскажите, что вам известно об этой части речи.

-Кто сможет сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? (Имя числительное. Глагол.) 

-Да, правильно, молодцы.

-Сегодня на уроке мы повторим то, что нам известно о глаголах и именах числительных, научимся распознавать эти части речи и определять их грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении.

Формулирует тему и  цели урока вместе с учащимися.

Отгадывают загадки , сообщают тему урока. Слушают учителя Принимают учебную задачу.

Принимают и сохраняют учебную цель. Выделяют существенную информацию.

Сохраняют учебную задачу.

Строят речевое высказывание согласно поставленной задаче.

IV. Работа по теме урока

Цель:закрепление умений и навыков учащихся деления с остатком; решение заданий изученных видов.

Физкультминутка

Цель:  устранить утомляемость детей,  предотвратить  рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Словесный метод- объяснение. Фронтальная работа

Практический метод- работа в тетрадях; работа у доски; работа  с учебниками.

1)Работа со схемой

2)Работа по учебнику

3)Словарная работа

4.)Работа по учебнику

-Посмотрите на слайд. Что показано на схеме?

     

-Какая часть речи называется глаголом?

-Какая форма для глагола является начальной?

-Как определить время глагола?

-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

-Как образуются глаголы будущего времени?

-Теперь, открываем учебник на 71-ой странице, упражнение № 121.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Часы идут за днями дни.

Часы бегут за веком век…

- Куда торопитесь, часы?

Спросил однажды человек.

Часы ужасно удивились.

Задумались. Остановились.

-Какие слова в предложениях являются многозначными? (Часы идут, бегут, торопятся, остановились.)

-Объясните значение словосочетания часы бегут. (часы спешат.)

-Открываем тетрадь. Записываем. Упражнение 121.

-Самостоятельно выписываем из предложений глаголы, указывая время каждого глагола. (Идут, бегут, куда торопитесь, спросил, удивились, задумались, остановились.)

-Проверяем. (Чтение и объяснение по цепочке.)

-Над словом идут написана 3-ка. Выполняем разбор слова, как части речи.

-А сейчас откройте 72 страницу, посмотрите, как правильно произносятся числительные. (Читаем хором)

(Учащиеся по цепочке записывают числительные на доске с комментированием.)

-Двенадцать, шестнадцать, восемнадцать, семнадцать, двадцать, одиннадцать.

-На какой вопрос отвечают эти слова? (Сколько?)

-Образуйте от этих слов слова, отвечающие на вопрос который? (Двенадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый, семнадцатый, двадцатый, одиннадцатый.)

-А сейчас вы поработаете в парах. Найдите упражнение 123.

-Читаем задание.

-Чтобы расшифровать правила правописания вспомните, как образовались числительные двенадцать, шестнадцать, двадцать, одиннадцать. (Числительные он одиннадцати до девятнадцати образовались от слияния слов один на десять, два на десять, три на десять и т.д.)

-Почему в числительном одиннадцать пишутся две буквы н?

-Числительное одиннадцать возникло в результате срещения и последующего фонетического изменения словосочетания один на десять, то есть один сверху (свыше) десяти. Этим объясняется написание двух н.

-Расскажите правило правописания числительных. (Числительные от пяти до одиннадцати , от одиннадцать до двадцати и числительное одиннадцать пишется с двумя буквами н.)

Организует внимание учащихся. Использование наглядного матери

ала.

Организует  работу по теме урока, проводится опрос. Создает условия для самостоятельной работы.

Создает условия для самостоятельной работы.

Слушают рассказ учителя Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес.

Обучающиеся повторяют движения

Выполняют задания, Активно отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Анализируют, делают выводы.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Осуществляют анализ  с опорой на визуализацию, выделяют главное и второстепенное.

Работают в группах.

Строят понятные для окружающих высказывания. Слушают собеседника.

Формулируют свою точку зрения и позицию.

V.Закрепление изученного материала

Цель: закрепить полученные знания на уроке.

Словесный метод – И.

Практический.

-Упражнение 122.

-Самостоятельно спишите текст раскрывая скобки.

-Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Укажите время других глаголов.

Организует  деятельность учащихся по отработке изучаемых знаний и способов действий посредством их применения  в ситуации по образцу .

Отрабатывают навыки работы с задачами. Внимательно слушают, выполняют самостоятельную работу.

Высказывают и обосновывают  свою точку зрения. Договариваются и приходят к общему решению  в совместной деятельностью. Задают вопросы. Устанавливают причинно следственные связи. Строят рассуждения.

VI.Подведение итогов урока

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные детьми на уроке.

Рефлексия.

Словесный метод- Ф, И.

Практический.

-Вот урок и подошёл к концу.

-С какой частью речи мы работали сегодня на уроке?

-Какие морфологические признаки можно определить у глагола?

-Что нового вы узнали о правописании числительных?

-На столах у вас лежит такое вот солнышко. Если вы считаете, что  на уроке вы работали активно, творчески подходили к упражнениям, вам понравился урок, нарисуйте ему улыбку. Если же урок вам не понравился, вы не узнали ничего нового ,то нарисуйте груть.

Подведение  итогов урока совместно с учащимися.

Объясняю выполнение рефлексии.

Участвуют в беседе.

Активно выполняют рефлексию

Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют учебную деятельность. Осуществляют самоконтроль. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VII.Домашнее задание

Цель: д/з для повторения, закрепления и обобщения материал.

Словесный метод – объяснение.

Объяснение.

Ученики внимательно слушают, домашнее задание записывают в дневник.

Задают вопросы. Слушают и принимают речь учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя числительное. Обшее значение.

Познакомить с именем числительным как частью речи....

Простые и составные числительные

Ввести понятия « простое», «сложное», «составное числительное»....

Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".

Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся  с именем числительным,  с обычаями празднован...

Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.

Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...

Части речи: глагол, имя числительное.

Тип урока: повторение и закрепление изученногоФорма урока: урок - путешествиеЦель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе и числительном....