Части речи: глагол, имя числительное.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Новикова Галина Николаевна

Тип урока: повторение и закрепление изученного

Форма урока: урок - путешествие

Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе и числительном. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi_glagol_i_chislitelnoe.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  по  русскому  языку в 4  классе

Тема:  «Обобщение изученного о глаголе».

Тип урока: повторение и закрепление изученного

Форма урока: урок - путешествие

Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.

Задачи:

Образовательная: продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки.

Развивающая :  развитие умения работать самостоятельно, делать выводы и обобщения после выполнения определенного этапа урока, развивать орфографическую зоркость, обогащать устную и письменную речь.

Воспитательная:  воспитывать самостоятельность, любовь к творчеству А.С.Пушкина и русскому языку.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

 Познавательные:  определять умения, которые сформированы на основе изучения данной темы; повторить правила правописания глаголов и числительных.

       Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;  участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор,

- презентация урока;

- карточки с заданием.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I.Организационный

этап.

II.Сообщение темы и цели урока        

III. Повторение и закрепление пройденного материала

Прозвенел уже звонок –

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

А теперь все улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям,

И садитесь по местам.

- Сейчас у нас урок русского языка.

- Наш урок будет необычным, потому что будет сказочным, поэтичным. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны блещут.

В этом нам поможет музыкальный отрывок.

Слайд

Ветер по морю гуляет

 И кораблик подгоняет.

 Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

- Откройте глаза.

-Ребята, из какой сказки эти строки?

- Кто написал эту сказку?

Вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы отправимся в путешествие по двум, уже изученных в третьем классе частям речи.

- Но наш корабль, на котором мы сегодня отправляемся путешествовать, плыть  только с помощью ветра не может. Поэтому чтобы начать наше путешествие нам нужно разгадать кроссворд. Отгадав его, вы узнаете первую часть темы нашего урока и повторите словарные слова.

  1. Вот открыл царевич очи,
    Отрясая грёзы ночи
    И дивясь перед собой
    Видит город он большой…
  2. Пушки с пристани палят,
    – кораблю пристать велят…
  3. Царь Дадон к шатру спешит,
    Что за чудная картина – 
    Перед ним его два сына…
  4. Море вздуется бурливо,
    Закипит, поднимет вой,
    Хлынет на берег пустой,
    Расплеснется в скором беге – 
    И очутятся на бреге,

    В чешуе, как жар горя,
    Тридцать три богатыря.
  5. Корабельщики в ответ:
    «Мы объехали весь свет,
    Торговали мы недаром,
    Неуказанным товаром,
    А лежит нам путь далёк
    Восвояси на восток.
  6. Вот въезжает в город он,
    Вдруг раздался лёгкий звон,
    И в глазах у всей столицы
    Петушок вспорхнул со спицы.

- Правильно, первая часть речи которую мы вспомним и повторим – это глагол.

А вот чтобы вторую часть темы нашего урока определить нам нужно найти закономерность в строчках их сказок.


"Он рыбачил тридцать лет и три года"

"Расплеснётся в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря";


"Три девицы под окном пряли поздно вечерком"


"Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей. "

- Есть числа. Какая это часть речи? (Числительное)

- Так какова же тема нашего урока? (Части речи: Глагол и числительное.)

- Поставим перед собой цели, которые  достигнем на уроке.

- повторим, что нам известно про эти части речи;

- научимся распознавать их в речи;

- определим их грамматические признаки.

Практическая значимость знаний и умений

Слайд

Вот на этом прекрасном корабле мы отправимся в путь.

- Во время всего путешествия каждый из вас будет заполнять «Карту ученика». Каждый этап работы на уроке вы будете оценивать самостоятельно знаками «+» или «-». Знак «+» вы будете ставить в том случае, если справитесь с заданием без затруднения, если же испытаете трудность – ставите знак«-».

- Оцените пожалуйста в карте результаты первого задания «Кроссворд» и второго задания «Найди закономерность»

Готовы дальше путешествовать?

- Всегда готовы!

Ну что ж, в путь.

Слайд 6

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, слова «Классная работа».

Комментирует Ковалева Мария.

Подчеркните орфограммы. Вероника Шеянова.

 Минутка чистописания.

Запишем инициалы русского писателя, творчеству которого мы посвящаем  сегодняшний урок.

А  С  П  

Пропишем строку этими буквами. Только заглавные.

«Сказка о царе Салтане»

А.С.Пушкин

Записывают слова в личные кроссворды

Проверяют словарные слова со слайда

Глагол

Мы будем говорить о глаголе

Личностные:

нравственная этическая

ориентация,

эмоционально – положительный настрой на урок

Регулятивные

(поиск информации в предложенных источниках, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя)

  • коммуникативные-умение оценивать свою учебную деятельность.
  • предметные – позитивное отношение к правильной устной речи.
  • метапредметные – умение контролировать, умение принимать учебные задачи.

познавательные- подбор слов и запись их в кроссворд.

Личностные

(уметь выполнять самооценку)

Регулятивные (контроль)

Работа по теме урока.

V.Физкульт

минутка.

VI. Работа по теме урока

(продолжение)

VII.Рефлексия

VIII.Домашнее

задание.

Итак, первая наша остановка у пристани «Вспоминай-ка»

- Проведём орфографическую пятиминутку

 Запишем предложение, сделаем синтаксический разбор предложения.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

- С помощью каких слов А.С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (гуляет , подгоняет)

- Какой частью речи являются эти слова?

Ребята, посмотрите наш путь к дальнейшему путешествию закрыт. Нужно открыть замки. А чтобы их открыть нам нужно составить алгоритмы того, что мы уже знаем про наши части речи, о которых сегодня говорим.

 У вас на столах, в каждой группе лежат два письма.  И конверт с вспомогательными словами, вам нужно распределить слова так, чтобы вы смогли дать характеристику той части речи, о которой говорится в вашем письме.

  1. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?

Что такое глагол?

Глагол –самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что будет делать? обозначает действие предмета, имеет время, род и число.

  1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я обозначаю число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? . Я хорошо дружу с именем существительным.

Что такое имя числительное?

Имя числительное –самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос сколько? который?, обозначает число, количество и порядок предмета.

Дети формулируют, я вывешиваю алгоритм на доске.

Оцените свою работу знаком + или –  в колонке «Волшебные письма»

Пристань «Сказочная»

-Внимание! Продолжаем наше путешествие. Я предлагаю вам еще раз внимательно посмотреть на отрывки из сказок, и записать в два столбика слова.

В первый столбик слова которые обозначают глагол, во второй столбик числительное.

"Он рыбачил тридцать лет и три года"

"Расплеснётся в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря";


"Три девицы под окном пряли поздно вечерком"


"Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей. "

Поменяйтесь тетрадями с партнером по лицу,  сделайте взаимопроверку.

-(Оцените свою работу, поставьте + или -) в колонке «Сказочная пристань»

Пристань «Отдыхай-ка».

Заморозки.

Объединиться по количеству богатырей из сказки про мертвую царевну.

Объединиться по количеству девиц из сказки о царе Салтане.

Объединиться по количеству гласных букв в слове глагол.

Объединиться в группы в каком классе мы с вами учимся.

2)Творческая работа(в парах).

Пристань «Дружная»

- Плывем дальше.     

    Корабельщики дивятся.

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву. 

- кто вспомнит На какой остров мы с вами попали? (остров Буян)

Слайд

- Какие чудеса увидели корабельщики на острове? Разгадка таится в конвертах, которые лежат у вас на партах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам надо их восстановить и записать в тетрадь.

Белка песенки поет 
                            Да орешки все грызет.

Тридцать три богатыря,
                                  В чешуе златой горя.

Месяц под косой блестит, 
                              А во лбу звезда горит.

Слайд

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Итак, первое чудо.

Второе чудо.

Третье чудо.

-(Оцените свою работу, поставьте + или – в своих маршрутных листах.

И давайте еще одно чудо вместе с вами совершим. Вернемся обратно в класс. Закройте глаза. Играет музыка.

- Вот и закончилось наше путешествие . Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Пушкина.

 - Чему учат нас сказки Пушкина?

- В чём сила и красота этих сказок?

- О каких частях речи мы говорили, путешествуя по сказкам Пушкина?

 - Что мы вспомнили о глаголе?

- Что мы вспомнили о числительном?

    - А сейчас я прочту пожелание, наказ А.С.Пушкина, которое он оставил вам – будущему поколению:

«Учись, мой сын, и  легче, и яснее,

Державный труд ты будешь постигать».

 - К чему призывает нас Пушкин?

Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.

- А теперь проверим как вы оценили свою работу.

-Кто справился со всеми заданиями и набрал наибольшее количество баллов. (ставлю оценки).

Выписать из сказок Пушкина  пять глаголов и пять числительных в предложениях.

Гуляет, подгоняет

Глагол

Части речи

Действие предмета

Что делает? Что делал? Что сделает?

Лицам, числам, временам,

в прошедшем времени по родам

сказуемым

Числительное.

Что делать?

Что сделать?

Инфинитив.

Доброте, любви, верности.

Добро побеждает зло.

О глаголе.

Познавательные

(добывать новые знания)

  • личностные(самооценка)
  • регулятивные (контроль)
  • познавательные (делать выводы)

 

Личностные

(общие правила, снятие мышечного и эмоционального напряжения)

Коммуникативные

(сотрудничество с учителем, высказывание своего мнения, обсуждение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Обобщение о части речи «Глагол» ».

Урок обощения и закрепления пройденного материала.Цель: Повторить и обобщить изученное по морфологии о глаголе. Задачи:·       Образовательные: Формировать умение различа...

Часть речи - глагол

Часть речи - глагол...

конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Части речи-глагол"

Цель урока: Знакомство с понятием части речи - глагол....

"Части речи. Глагол."

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Части речи. Глагол." 3 класс. Повторение ранее изученного....

Проверочные работы по русскому языку по теме "Звуки и буквы" и "Части речи. Глагол" 2 класс

Проверочные работы в форме теста направлена на проверку изученных орфограмм в теме "Звуки и буквы" и знаний по теме "Глагол" за 2 класс....

Презентация к уроку русского языка "Часть речи Глагол"

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Часть речи Глагол"...

Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»)

Технологическая карта урока русского языка "Как отличить глагол от других частей речи?"...