Конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Данный конспект предназначен для изучения темы "Учимся обозначать звук ы после ц".Цель предложенного конспекта создать условия для наблюдения за особенностями обозначения звука ы после звука ц в разных морфемах.Познакомит учащихся со словами исключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_3_klasse.doc456.11 КБ
Файл algoritm.docx12.85 КБ
Файл prilozhenie_no45.docx20.57 КБ
Файл prilozhenie_no_2.docx20.17 КБ
Файл prilozhenie_no_3.docx13.33 КБ
Файл test.docx14.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Тип урока: открытие  нового знания.

Цель урока: создание условий для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных морфемах; организация совместной  деятельности при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах.

Задачи: Обучающие: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму, наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой. Развивающие : развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, внимание, орфографическую зоркость учащихся, умение работать в парах, группах.  Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие, уважение друг к другу.

Планируемые результаты: Личностные: - ученик проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Предметные: ученик  научится: - распознавать способы обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных частях слова; ученик получит возможность научиться: - участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Метапредметные УУД: Познавательные:- строить речевое высказывание в устной форме по типу рассуждения. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других;  пытаться принимать иную точку зрения;  быть готовым корректировать свою точку зрения.

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, окружающий мир.

  Формы работы:  парная, групповая, индивидуальная формы организации учебной работы,  применён  системно-деятельностный подход. 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Формы, приемы, методы

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности.

-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть.  Поприветствуйте  друг друга, улыбнитесь. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку и мысленно пожелайте успеха (

-Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение?

   - у меня все отлично

        

- у меня хорошее настроение

 

        - мне грустно .

психологический настрой

рефлексия настроения

Приветствие учителя и гостей.

Показывают цветовую карточку настроения

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

-Задание «Найди ошибку»

(На слайдах появляются слова, содержащие ошибочную информацию).

- А у вас в данный момент,  запись каких слов  вызывает  затруднение? Почему?

- А в каких частях слова неясное написание и после,  какого именного звука?

-  Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока?

- Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке?

-Зачем нам этот урок необходим?

проблемная ситуация

побуждающий диалог

работа в паре

Дети читают про себя. Вставляют нужные буквы, озвучивают орфограммы, вспоминают правила проверки.

Высказывают свои предположения, формулируют тему урока и цели. Объясняют значимость данного урока.

3. Построение проекта выхода из затруднения. Этап изучения новых знаний и способов действий.

- Давайте составим план изучения новой темы. Работаем в группах по 3 человека. Для чего мы работаем в группе? Выберите консультанта. Наладим контакты в группе.

- Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки?.  (приложение 1)

работа в группе

Объясняют необходимость работы в группе, разбиваются  на группы,

налаживают контакты, выбирают консультанта.

Желающие пытаются выставить план действий.

Работа с грамматическим материалом

- Работаем в паре. «Зарядим» контакты. Для чего мы это делаем?

-Перед вами на парте карточки, на которых записано 3 столбика слов (приложение 2)

- Прочитайте слова первого столбика.

- В какой части слова орфограмма? Посоветуйтесь с соседом.  Обозначьте.

- Что заметили?

Найдите нужную схему (приложение № 3).

(проверяем).

- Прочитайте слова второго столбика (приложение № 2).

- В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

- Что заметили?

-Найдите нужную схему (приложение №35).

  (проверяем).

-На каком уроке мы используем слова циркуль,  цифра?  С помощью циркуля что строим? А цифры для чего нужны?

- Прочитайте слова третьего столбика (приложение № 2).

-Что заметили? На что оканчиваются эти слова?

- Звук [ы] какой буквой обозначается?

Покажите схему (приложение №3).

 (проверяем).

работа в паре

наблюдение

частично-поисковый

опорный сигнал

работа со схемами

меж предметная связь (математика)

Налаживают контакты. Читают слова.

Делают вывод. (Обозначает один человек у доски, остальные в своих карточках, фиксирует схемы на доске).

Выведение правила

- Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц - ы, а в каком - и?

 (проверяем).

работа в паре

(Пытаются сформулировать правило)

Ответы

Работа с правилом

Работа со словарем

- Давайте в учебнике на с. 121 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего?

- Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения.

- Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку:

«Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»»

.- Значение каких слов непонятно?

-Кто сможет объяснить, что значит «цыкнул»?

- Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова?

Цы́кать ( разг.) - прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).

-Повторим чистоговорку хором.

-А теперь попробуем инсценировать это предложение. Кто-то цыпленок, кто-то цыган, распределите роли и попробуйте изобразить это предложение.

Пока ребята готовятся, попробуем придумать родственные слова к словам исключениям, ведь они тоже пишутся с буквой ы.

-Посмотрим, получилось ли у ребят.

работа с учебником

частично-поисковый

наблюдение

фронтальная работа

работа с источником информации

региональный компонент

Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала.

- Что значит «цыц»? Цыкнул?

Проговаривают вслух.

Составляют родственные слова.

Инсценируют чистоговорку.

Составление алгоритма

Теперь мы знаем правило и исключения, и  нужно научиться его применять.

- Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим?

-Работаем в группах. «Подзарядим» контакты!

-Какая задача перед вами стоит?

Алгоритм :

Если буква после ц – окончание – пишу Ы;

Если слог в корне и слово не исключение, пишу ЦИ,

если исключение – пиши ЦЫ;

Разбираю слово по составу;

Если слово на ЦИЯ – пишу И.

Слышу [цы];

-А теперь проверим!

работа в группе

сопоставление

«Заряжают» контакты.

Определяют задачу для себя.

Составляют последовательно алгоритм.

Экран настроения

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение?

рефлексия настроения

Показывают карточку настроения

Физминутка

- А сейчас мы с вами отдохнем. Для чего нам это необходимо?

здоровьесбережение

Выполняют танцевальные движения.

4. Первичное закрепление.  

Цель: применение нового знания с проговариванием.

8-10  мин.

-А теперь, ребята, будем применять свои знания! Для чего нам это нужно?

1) Проверить себя каждый  может, выполнив маленький тест

Правописание ЦЫ и ЦИ.

Фамилия, имя:_______________________________

  1. В корне слова после Ц пишется:

                     а) буква Ы

                     б) буква И

  1. В окончании слова после Ц пишется:

                     а) буква Ы;

                      б) буква И.

  1. В словах на [ цыя] после Ц пишется:

                       а)  буква Ы;

                       б) буква И.

  1. Зачеркни слово с ошибкой:

            циркуль, циплёнок, цирк.

  1. Зачеркни лишнее слово:

цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках

- Кто не допустил ошибок?

 -Молодцы!

работа в паре

взаимоконтроль

индивидуальная работа

самоконтроль

Определяют задачу,

выполняют, проверяют, оценивают себя

выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга

5.Самостоятельная работа с самопроверкой.

3) Работа в рабочих тетрадях (по времени)

(самостоятельно) 

- Кто не допустил ошибок?

-Молодцы!

-С каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомились на уроке литературного чтения?

-С какой буквой пишется это слово?

-Докажите!

 

самостоятельная работа

самоконтроль

оценивание

межпредметная связь (литературное чтение)

Выполняют,

проверяют, оценивают

«Зайцы».

6. Рефлексия деятельности.

-Всю ли работу мы выполнили?

-Достигли ли мы поставленной цели?

-Что нового узнали?

-Кто вам помогал обрести новые знания?

-Кому было легко? Трудно?

-Где нам пригодятся эти знания? Давайте вернёмся к началу урока и выберем, с какой буквой пишется слово ЦЫГАН? Докажите.

-Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята,  за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставим мы оценки вам сейчас
!

фронтальная работа

рефлексия

Отвечают на вопросы

Делают вывод, доказывают

Оценивают друг друга

Самооценка

Экран настроения

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? 

рефлексия настроения

Показывают карточку настроения

Домашнее задание

Д/з.: стр.122, упр. 2 или 3; Раб. тетр.,

стр.34, упр.5 (кто хочет преодолеть трудность)

-Так как у нас было мало времени узнать, что за народ цыгане, то задание еще сложнее для тех, кто желает найти сообщение по данной теме и рассказать на уроке окружающего мира.

дифференцированный подход

межпредметная связь (окружающий мир)

Выбирают  задание

Спасибо за урок!

                     



Предварительный просмотр:

Приложение № 7

Алгоритм

(восстановить последовательность)

Если буква после ц – окончание – пишу Ы;

Если слог в корне и слово не исключение, пишу ЦИ,

если исключение – пиши ЦЫ;

Разбираю слово по составу;

Если слово на ЦИЯ – пишу И.

Слышу [цы];



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

        

цИ

ц

цИя



Предварительный просмотр:

Приложение № 3

        



Предварительный просмотр:

Приложение № 4

цирк

циркуль

цифра

синицы

скворцы

птенцы

полиция

акация

станция

цирк

циркуль

цифра

синицы

скворцы

птенцы

полиция

акация

станция



Предварительный просмотр:

Приложение № 10

Тест:

Правописание ЦЫ и ЦИ.

Фамилия, имя:_______________________________

  1. В корне слова после Ц пишется:

                     а) буква Ы

                     б) буква И

  1. В окончании слова после Ц пишется:

                     а) буква Ы;

                      б) буква И.

  1. В словах на [ цыя] после Ц пишется:

                       а)  буква Ы;

                       б) буква И.

  1. Зачеркни слово с ошибкой:

            циркуль, циплёнок, цирк.

  1. зачеркни лишнее слово:

цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках

Тест:

Правописание ЦЫ и ЦИ.

Фамилия, имя:_______________________________

  1. В корне слова после Ц пишется:

                     а) буква Ы

                     б) буква И

  1. В окончании слова после Ц пишется:

                     а) буква Ы;

                      б) буква И.

  1. В словах на [ цыя] после Ц пишется:

                       а)  буква Ы;

                       б) буква И.

  1. Зачеркни слово с ошибкой:

            циркуль, циплёнок, цирк.

  1. зачеркни лишнее слово:

цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...