конспект урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Букина Лариса Юрьевна

конспект урока русского языка в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

                                                         

 

Тема урока: Изменение имён существительных по падежам.   (Общее понятие о склонении)

Цели:

Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

-учить склонять имена существительные, анализировать, обобщать и делать  выводы,  применять полученные знания на практике;

- повторить и систематизировать знания об имени существительном;

- развивать орфографическую зоркость,  память, мышление, внимание, речь, формировать потребности к новым знаниям через столкновение с проблемой;

- воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.

Предметные:

- познакомить с падежами имен существительных;

 -   формировать  умение изменять имена существительные по падежам;

 Формировать УУД:

- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:   умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действий;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

- Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: 

 Урок «открытия» новых знаний

Ход урока

I самоопределение деятельности

-Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнем скорей урок!

– Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

-Я желаю вам успеха в работе на уроке и приглашаю вас в лес.

1) Работа с картиной ( Слайд 2)

Здравствуй лес,
Могучий лес!
Полон сказок и чудес!

– Какое время года изображено? По каким признакам вы это определили?

–А ещё я хочу поздравить  вас с наступающим новым годом!

– Вы удивлены?

-Давайте вспомним книгу В. Бианки «Лесная газета»

-У людей новый год начинается 1 января, а в природе новый год наступит…

– Как вы думаете, почему именно с весны идёт отсчёт нового года в лесу?

– Вы правы, весна – это свет и радость, надежды и мечты о чём – то новом.

– Как вы думаете, на сегодняшнем уроке , таком весеннем и предновогоднем мы узнаем о чём-то новом?

– Вы готовы к открытию тайн языка и природы?

– Тогда вперёд! Я слышу, как мышонку Пику не терпится пуститься в плавание. А мы вслед за ним на его волшебном кораблике попадём в весенний предновогодний лес.

2) Минутка чистописания

1) – Зажурчал ручеёк. Он подхватил наш кораблик и понёс его по весенним волнам

Это элемент весенний ручеёк. Слайд 3

2)– На следующей строке мы выполним написание элементов строчной и заглавной букв К, к. Слайд 4

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

– К элементам букв добавим цветы. Слайд 5

3.) Словарная работа     слайд 6

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы

К…лендарь, к…ртина, к…раблик, к…ричневый

– Проверьте себя!  Слайд 7

Какое слово вам кажется “лишним”? Почему? (Слово “коричневый ”, т.к. это прилагательное, а все остальные слова – это имена существительные.)

– Верно

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

-Отгадайте загадку     Слайд 8

– Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в дерево, в конфеты –
В общем, в разные предметы.

– как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? (Об имени существительном.)

Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном. Слайд 9

Имя существительное

одушевлённое

неодушевлённое

собственное

нарицательное

муж. р.

женск. р.

сред. р.

изменяется по числам

В нашей схеме осталось что-то неоткрытым. Посмотрим, сможем ли мы сегодня разгадать ещё одну загадку  русского языка.

III. Постановка учебной задачи

-Прочитайте текст (на карточках)       Слайд 10

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. Каждая былинка чувствует приход (весна)____. Всякая букашка рада (весна)______. Грачи открыли (весна)______. Воздух пахнет (весна)_____. Звонко запела синичка о (весна)____.

  • Какое слово встречается в каждом предложении?
  • Что заметили? (слово весна стоит в начальной форме и нет смысла в предложениях)
  • Как выдумаете, что надо сделать для того, чтобы текст стал понятен? (изменить форму слова «весна»)

 Далее работа в парах – написать рядом измененное слово.

-Давайте проверим. Что помогло вам выбрать ту или иную форму существительного «весна»? (вопрос)              Слайд 11

- Определите, с какими словами связано по смыслу существительное весна в каждом предложении?

 IV. Построение проекта выхода из затруднения (Открытие нового)

- Выпишите в столбик словосочетания с вопросом. Выделите окончания.

-о чём говориться в первом предложении?  (о весне)

-какой вопрос зададим к слову  «весна»?   (что?)

            что? Весна              Слайд 12

Приход чего? Весны

Рада чему?  Весне

Открыли что? Весну

Пахнет чем? Весной

Запела о чём? О весне

– Какой вид работы мы сейчас выполняли? (изменяли слово по вопросам)

- Может, кто-то из вас знает, как по-другому назвать изменение сущ-х по вопросам?

- Где мы можем найти эту информацию? (спросить у учителя, в учебнике)

(В учебнике.) с. 79

-Найдите  ответ в учебнике.

-Так какая тема нашего сегодняшнего  урока?  (изменение имен существительных по падежам)     СЛАЙД  13

 

-Можем ли мы определить падеж выписанных  сущ-? Почему?

- Как вы думаете, тогда цель нашего урока какая?  /Узнать название падежей и  научиться изменять существительные по падежам/ СЛАЙД  14

Беседа – сказка   Слайд 15

У гнома Слова шесть друзей -
Шесть верных эльфов – падежей.
Пока он спал в лесной тиши,
Пришли к нам в гости падежи,
Чтоб о себе рассказать,
И смысл Слова передать,


Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение.  Учёные заметили , что слова , употребленные в речи, «падают» той или иной формой.      Слайд 16

– В русском языке 6 падежей. У немцев – 4. У финнов – 15 , а наша задача– выучить и понять свои шесть, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

– Хотите услышать сказку о падежах?

Знакомство с падежами   Слайд 17-28

-Попробуйте повторить эти названия по-порядку. (Дети путаются, мало у кого получается).

- Предлагаю вам шутливую подсказку, чтобы не перепутать порядок.

         Иван          

         Рубит                              Слайд 29

         Дрова

         Варвара

         Топит

          Печь

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Давайте еще раз прочитаем названия падежей СЛАЙД 30

- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.

- Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать, а поставить вопросы помогут нам слова-помощники

И.п. (есть)  кто?  Что?

Р.п. (нет)   кого?  Чего?

Д.п. (рад) кому?  Чему?

В.п.(вижу)  кого?  Что?

 Т.п.(любуюсь)  кем?   Чем?

П.п.(думаю)  о ком?   О чем?  

– Почему задается 2 вопроса? (Что? – к неодушевленным существительным, кто? – к одушевленным.)  

ФИЗМИНУТКА (музыкальная)     слайд 31

Руки подняли и покачали –
это деревья в лесу.
Руки согнули,
кисти встряхнули-
ветер сбивает росу
В стороны руки-
плавно помашем-
это к нам птицы летят.
Как они сядут –
тоже покажем –
крылья сложим назад

-А знаете ли вы, что в новогоднем лесу ещё снег не сошел с полей, а там уже появились первые новорожденные? Кто это? (зайчата из рассказа В. Бианки «Сосунки в снегу»)

-Зайчата так разрезвились, что перепутали все карточки, которые я вам приготовила. Помогите их расположить по порядку (карточки с падежами и вопросами)         слайд 32

-А теперь зная названия падежей, падежные вопросы  можем ли мы  просклонять существительные?

- давайте просклоняем существительное «земля».  Первые буквы названий падежей уже записаны в столбик (показ на доске). Слова-помощники мы не пишем при склонении слова, а проговариваем, затем пишем вопрос, слово, выделяем окончание. слайд 33

-Как вы думаете, что нужно сделать,  чтобы определить падеж существительного?

(найти слово , к которому относится имя существительное, поставить вопрос и по вопросу , предлогу и слову помощнику определить падеж)   слайд 34

C:\Users\Пользователь\Documents\img8 (1).jpg

-можем ли мы  определить падеж слова весна (возвратиться к предыдущей записи)     слайд 35

              что? Весна-И.п.

Приход чего? Весны-Р.п.

Рада чему?  Весне-Д.п.

Открыли что? Весну-В.п.

Пахнет чем? Весной-Т.п.

Запела о чём? О весне-П.п.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

– Тает снег, реки выходят из берегов. Животным нужна помощь, давайте их переправим на безопасный берег.

  1.  Игра “ Половодье” определить падеж     слайд 36

Хожу по тропинке.
Добежал до черёмухи. 
Появилось на дереве.
Скрылся под водой.
Плыл по озеру

  1. Работа по вариантам с взаимопроверкой   слайд 37

1 вариант- лететь над лесом, сидел в дупле, вылетела из гнезда

2 вариант- спрятался за деревом, потекла с горы, подошёл к дереву.

(четверо учащихся получают более лёгкие задания)

Итог урока

Ну что ж , друзья, подведем итог.

Что нового открыл вам наш урок?

Что изучили мы сегодня, расскажите,

Как были вы внимательны, нам подтвердите.

-Что нового узнали на уроке?

-Что можем теперь добавить в нашу схему?   слайд 38

VII. Рефлексия

-Прикрепите свой смайлик если:                     слайд 40

Д/З         Стр.79 выучить правило, название  падежей и их вопросы;

                  Упр.105


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...