Тема урока: «Запятая в сложном предложении»
план-конспект урока по русскому языку на тему

                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapyataya_v_slozhnom_predlozhenii.docx33.13 КБ
Файл prezentatsiya.pptx665.47 КБ
Файл samostayatelnaya_rabota.docx13.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Запятая в сложном предложении»

Тип урока: Урок – закрепление

Цель урока: Закрепление знаний об отличительных особенностях простого предложения с однородными членами от сложного с одинаковыми союзами, о правильном пунктуационном оформлении простых предложений с однородными членами и соединенные союзами и, но (да), а.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные (образовательные): умение отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктуационно оформлять их, находить и исправлять ошибки в письменной речи; осознание вербальных и невербальных средств общения как ментальности, «духа» народа, проявления его культуры.

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Орг. момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

1

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

2

5

Постановка проекта выхода из затруднений

7

6

Реализация проекта

15

7

Первичное закрепление с произношением  во внешней речи

5

8

Сам. Работа с проверкой по эталону

5

9

Включение в систему знаний

5

10

Итог

2

11

Рефлексия

1


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня урок будет требовать от вас внимательности и ответственности. Для того, чтобы у вас получилось – пожелайте друг другу удачи.  Проверьте свою готовность к уроку. У всех ли есть тетради по русскому языку, учебник на столе, ручки, карандаши?

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения

к учению

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация к учебной деятельности

― Что такое счастье, что значит для школьника быть счастливым? (Хорошая отметка, похвала учителя, родителей, хорошие взаимоотношения с одноклассниками.)

- А зачем в речи надо употреблять простые и сложные предложения? (Чтобы речь была более понятнее)

― А что для этого нужно? Хорошо работать на уроке.

― Вчера на уроке мы выяснили отличие сложного предложения от простого.

― Можем ли мы закончить изучение сложного предложения? Почему?

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Актуализация знаний

Каждый ученик получает карточку. (Травка зеленеет. Солнышко блестит)

- Прочитайте. Что написано на листочке? (Предложение)

- Почему? (Потому что несет в себе смысл. Это простое предложение, в нем есть одна грамматическая основа)

- Запишите свое предложение. У доски.

- Соедините два предложения вместе. Что получилось? Докажите. (Получилось предложение, состоящее из двух частей)

- Чем отличается новое предложение? (В нем две грамматические основы)

- Запишите его, у доски.  Подчеркните грамматическую основу (Травка зеленеет, солнышко блестит)

- Как связаны между собой части этого предложения? (Части связаны по смыслу и интонационно)

- Это предложения простые или сложные? (Сложные)

- Почему?  (Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, части которого связаны по смыслу и интонационно называется сложным)

- Итак, что такое сложное предложение? (Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, части которого связаны по смыслу и интонационно называется сложным)

- Каждая ученик разбирает два предложения. (1. Лес еще не оделся листвой, деревья только пробуждаются 2. Побежали ручьи, потому что солнце пригревает)

- Какие они? В чем сходство? Докажите. (Это сложные предложения, так как состоят из двух грамматических основ)

- В чем различие этих предложений? (В 1-м предложении от одной части к другой нельзя задать вопрос, а во втором можно)

- Каким образом эти два простых предложения связали в сложное? (В первом предложении с помощью интонации, а во втором с помощью интонации и союзов)

Постановка проблемы

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа

– Напишите «Классная работа».

-  Прочитайте предложения и найдите грамматическую основу.

Прозвенел звонок с урока.

Ребята выбежали на перемену.

Началась весёлая игра.

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.

- Чем похожи предложении и в чём их отличие?

- Какие из этих предложений простые, а какие сложные?

- Почему запятая? (Запятые разделяют части сложного предложения.)

- По какому признаку предложения делятся на простые и сложные? (По количеству грамматических основ.)

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Постановка проекта выхода из проблемы

–Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение», и дополните этот ряд ключевых слов. (Простое предложение, однородные члены, отсутствие запятой.)

– Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё изученное о простом и сложном предложении.

– Давайте составим план урока, чтобы различить просто предложение от сложного, что нам необходимо предпринять:

  1. Подчеркнем грамматические основы
  2. Определяем просто или сложное предложение
  3. Определяем союзы
  4. Ставим запятую
  5. Проверяем себя

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Реализация проекта

Работа на доске.

На доске записанные вертикально слова: соединяются и разделяются. Дополните эти слова нужной информацией, чтобы получилась схема или обобщающая таблица о простом и сложном предложении.

Диктант с самостоятельной подготовкой.

Упр. 79.

Проверка составленных схем по образцу, выполненному на доске заранее.

Самостоятельная работа.

Выполнение заданий № 6, 7 в рабочей тетради. Коллективное обсуждение результатов.

а) – Схема какого предложения представлена в задании № 6? (Сложного, состоящего из трёх частей.)

– Как соединены части этого предложения?

– Как вы подбирали нужный вариант? (Подчеркнули основы, нашли однородные члены.)

б) – Каким является предложение в задании № 7? (Сложным.)

– Сколько в нём частей? (2)

– Почему часть иссушит степь не является простым предложением в составе сложного? (Потому что действующим лицом является ветер: он налетит и иссушит (сделает сухой) степь.)

– Какие члены предложения будут однородными? (Сказуемые налетит, иссушит.)

– Прочитайте 1-ю часть сложного предложения, затем 2-ю часть.

– Как они соединены? (С помощью союза и.)

– Какой же вариант схемы подходит к этому предложению? (1)

Письмо по памяти.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы…

(С. Есенин)

– Объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схему предложения.

- К слову березка придумайте прилагательные.

– Разберите по составу все имена прилагательные.

- Составьте текст «Березка – символ России

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

- А сейчас поиграем.

- Я называю предложение, если оно простое, то вы хлопаете сидя, если сложное - вы встаете.

Проходит долгая зима. В воздухе повеяло весной потому, что закончился ненастный февраль. Лед на реках чернеет. Вода разливается по окрестным лугам, она не может поместиться в берегах. Начинается ледоход. Луч солнца отражается в лужах. Все теплее становятся дни, с юга летят перелетные птицы. Грачи прилетели первыми, и поэтому они заняли лучшие квартиры. Все рады весне!

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Сам. Работа с проверкой по эталону

Повторим ранее изученный материал и проведём мини-тест, отвечая на вопросы которого вы все получите отметки.

- Возьмите маркеры и альбомные листы.

1. Сложное предложение состоит из…

2. Однородные члены предложения и части сложного предложения соединяются с помощью союзов…

3. Между частями сложного предложения на письме…

4. В предложении, где однородные соединены при помощи союзов А, НО…

5. В предложении, где однородные соединены союзом И запятая между ними ставится, если…

6. В схемах каких предложений недостаёт запятых (перечислить буквы) …

7. Схемы простых предложений под буквами…

8. Схемы сложных предложений под буквами…

А)  [  _   ͇   ] и [ _     ̳  ].

Б)  [   _   ]    но         ].

В)  [  _    ͇   ], но [  _   ̳    ].

Г)  [  _         , а        ].

Д) [ _    ̳̳    ]  а  [  _      ͇  ].

Е)  [   _  и        ии         ].

Включение в систему знаний

- Создайте и запишите на листах нашего цветка сложное предложение. Определите его вид и докажите. Для создания сложных предложений вам помогут союзы.

(желтый листок) Наступила весна. Стало тепло.

(зеленый листок) Днем светит солнце. Стоит чудесная погода.

(малиновый листок) Возвращаются перелетные птицы. Апрель на дворе.

(фиолетовый листок) Быстро тает снег. Вода несется бурными потоками.

(розовый листок) Белка прыгает с ветки на ветку. Медведь вылез из своей берлоги.

(оранжевый листок) Земля прогрелась. На полях начался сев.

(синий лист) Деревья только пробуждаются. Скоро лес оденется листвой.

И, потому, что, а, но, поэтому, когда, также, тоже, ни-ни, так как, если, поэтому

(Каждая пара создает свое сложное предложение, записывает на лепесток и у доски доказывает его вид. Затем закрепляет лепесток на доске. В итоге получается цветок)

Итог

Какова была тема урока?

Какую цель мы ставили на уроке?

Смогли ли мы ее достичь?

Какими знаниями мы пользовались?

Что мызакрепляли, что отрабатывали?

- Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?

-С помощью чего соединяются части сложного предложения?

-Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

Личностные УУД: смолообразование

Рефлексия

Оцените свою деятельность на уроке. Какие задания вы выполнили с легкостью?

Какое задание показалось сложным?

На какую оценку вы выполнили работу?

Над чем вам нужно еще работать

(Выставление оценок)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Травка зеленеет. Солнышко блестит.

Слайд 2

Простое предложение - это предложение с одной грамматической основой

Слайд 3

Сложное предложение - это предложение с двумя или более грамматическими основами

Слайд 4

Лес еще не оделся листвой, деревья только пробуждаются Побежали ручьи, потому что солнце пригревает

Слайд 5

Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену. Началась весёлая игра. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.

Слайд 6

Чтобы различить простое предложение от сложного, необходимо: 1. Подчеркнуть грамматическую основу 2. Определить простое или сложное предложение 3. Определить союзы 4. Поставить запяту ю 5. Проверить себя

Слайд 8

1. Бумага совсем размокла, и оловянный солдатик пошел было ко дну, но в туже минуту его проглотила рыба. 2. Летом налетит с юга горячий ветер, иссушит степь, и погибнут растения от засухи.

Слайд 10

Письмо по памяти. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы… (С. Есенин)



Предварительный просмотр:

  1. Сложное предложение состоит из…
  2. Однородные члены предложения и части сложного предложения соединяются с помощью союзов…
  3. Между частями сложного предложения на письме…
  4. В предложении, где однородные соединены при помощи союзов А, НО…
  5. В предложении, где однородные соединены союзом И запятая между ними ставится, если…
  6. В схемах каких предложений недостаёт запятых (перечислить буквы) …
  7. Схемы простых предложений под буквами…
  8. Схемы сложных предложений под буквами…
  1. [  _   ͇   ] и [ _     ̳  ].
  2. [   _   ]    но         ].
  3. [  _    ͇   ], но [  _   ̳    ].
  4. [  _         , а        ].
  5. [ _    ̳̳    ]  а  [  _      ͇  ].
  6. [   _  и        ии         ].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»

Урок русского языка по теме «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении» в 3 классе построен с требованиями ФГОС. ОС " Школа 2100" ...

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения». УМК «Школа 2100»

Конспект урока и презентация к нему по теме: "Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения". Данный урок разработан к УМК "Школа 2100"...

Конспект урока «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но»

Конспект урока «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» разработан в соответствии с ФГОС....

Тема урока "Простые и сложные предложения". 3-й класс

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями “простые и сложные предложения”; сформировать представление о простых и сложных предложениях....