Правописание слов с разделительным мягким знаком
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Башкатова Галина Ивановна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc88.5 КБ
Office presentation icon razdelitelnyy_myagkiy_znak.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ

Тема

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Педагогическая цель

Создание условий для развития умения писать слова с разделительным мягким знаком.

Тип урока

Закрепления изученного материала.

Планируемые
результаты
(предметные)

Различают, где в словах пишется ь - показатель мягкости, а где разделительный ь, правильно записывают слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласного звука на письме; умеют работать с текстом, применяют полученные знания на практике.

Личностные
результаты

Анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); выявлять и корректировать причины собственного затруднения; структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; работать в парах,  группах обосновывать и доказывать собственное мнение; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи; уметь контролировать процесс и результат своей деятельности; находить и исправлять собственные ошибки.

Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям; применять правила делового сотрудничества.

Основное содержание темы

Разделительный мягкий знак. Использование на письме разделительного ь. Правило написания разделительного ь в словах.

Формы обучения

Индивидуальная,  фронтальная, парная, групповая.

Методы обучения

Словесный,  наглядно – иллюстративный, частично - поисковый, проблемный.

Образовательные
ресурсы

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для парной работы, для групповой и индивидуальной работы,  оценочные листы, учебник русского языка 2 класс (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).

Организационная структура урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I. Организа-

ционный момент. Эмоциональный настрой.

Создание эмоционально-положитель-ного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку. Наличие общей  установки на урок.

 -Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок? 
Все ль на месте, все ль в порядке 
Книжка, ручка и тетрадка? 
Проверили? Садитесь! 
С усердием трудитесь!

  Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, которое позволит сделать нам новые открытия. И помогут нам в этом лесные жители.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 (Ф. И. Тютчев)

-Звери приготовили для вас много интересных заданий.

Дети  стоят около парт, приветствуют учителя, идёт определённый настрой на работу.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место.

Устный опрос.

  1. II. Минутка чистописа-ния

Актуализация знаний. Выполнение учебных действий в материале, воспитание наблюдательности, вниматель-ности, куль-туры письма.

-Отгадайте, кто из животных нас встречает.

Носит кисточки на ушках,

А грибы на ветках сушит. (Белка)

-Это белка - красивый и трудолюбивый зверек. Она приготовила вам первое задание для минутки чистописания, спрятав букву в слова.

- Прочитайте слова, расположенные в классе.

Подумайте, что в них общего?

-Догадайтесь, какая это буква?

Мы напишем мягкий знак.

 Нежно капелькой

Вот так (ь -показ написания)

- На следующей строке белка просит записать первую букву каждого из этих слов, а рядом мягкий знак.

вь  ть  пь  кь  мь  

- Следим за высотой, наклоном и шириной букв.

-Что вы знаете об этой букве?

-Какую работу выполняет ь в словах?

-А какую «вторую работу» выполняет ь?

Читают слова, делают выводы, отвечают на вопросы. 

Тетрадь, воробьи, пальто, коньки, медведь

Словарные слова, во всех есть ь. Выполняют письмо

по образцу.

Вырабатывают калли-графический почерк.

Она не обозначает звука, но выполняет две работы.

Смягчает согласный звук. Отделяет гласный от согласного.

Личностные:

умение проводить самооценку.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: сохранение  учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия.

Наблюде-ние. Правильное написание. Самооценка.

III. Словарная работа

Формирование орфографической зоркости.

-А теперь запишите эти слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в них ударение, подчеркните буквы на месте безударных гласных звуков и мягкий знак.

-Составьте и запишите предложение с одним из слов.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. Если вы сомневаетесь в правильности написания слова, то где вы сможете посмотреть его правописание?

 -Исправьте ошибки, если они есть, простым карандашом.

-Оцените работу своего товарища в листах самооценки.

Усваивают написание

непроверяемых слов .

В словаре.

Личностные:

умение проводить взаимопроверку.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения, контролирование  действия товарищей.

Регулятивные: сохранение  учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия.

Беседа по вопросам, письмо. Взаимопро-верка

IV.Определение темы, цели  и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Формирование умения самостоятельно определять и формулировать тему, задачи урока.

-Белка утверждает, что одно из этих слов лишнее. Найдите его и объясните почему?

 -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание слов с разделительным мягким знаком.)

-Поставьте цель урока.

- Обсудите в парах и выберите из предложенных задач те, которые соответствуют теме урока.  

-Белка довольна вашей работой, она возвращается в лес. А вы оцените свою работу в листе самооценки.

Отвечают на вопросы, формулируют тему, цель и задачи урока.

Личностные:

сохранение мотивации к  получению знаний  

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: формулирование темы и  задач урока.

Устные ответы, наблюдение

Лист самооценки

V. Работа по теме урока

1.Игра «Собери слова» (работа в паре)

Совершенствование навыков использования правил правописания мягкого знака в словах,  выделение групп слов  по отдельным признакам через   сравнение.

- Путешествие продолжается. Догадайтесь, кого мы сейчас встретим?

-Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, кур в деревне крадет.  

Лисица приготовила для вас очень интересное задание для парной работы.

-У вас на столах лежат конверты, в них слоги. Ваша задача – собрать слова из слогов и записать их себе в тетрадь.

- Что вы заметили при записи данных слов? 

 - Что показывает разделительный мягкий знак? 

-Подчеркните мягкий знак одной чертой, а буквы, перед которыми он написан двумя чертами.

-Какие это буквы?

Сколько звуков они записывают в словах?

-Проверьте правильность выполнения задания.

- Давайте сделаем вывод, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак? 

 -Оцените свою работу в листе самооценки.

-Лисица довольна вашей работой, она предлагает отдохнуть и поиграть в игру на внимание.

Слушают, отгадывают загадку.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельнос-ти, мыслительные операции и учебные навыки.

Оценивают свою работу на листе самооценки.

Личностные:

умение проводить самооценку; ориентирование  на понимание причин успеха в учёбе.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний; умение высказываться в устной и письменной форме.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме; формулирование собственного мнения, контролирование  действия товарищей.

Регулятивные: сохранение  учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия.

Самопроверка по слайду.

2. Физкультминутка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения детей. Развитие внимания.

-Ребята, скажите, какая лиса по характеру? Она хочет запутать нас.

-Я буду называть слова. Если в слове пишется разделительный мягкий знак – хлопаете в ладоши, если пишется ь, обозначающий мягкость - топаете ногами. Будьте внимательны.

Лень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь, счастье, льдина, пальцы, печенье, ель, льёт, семья.

Лисица отметила самых внимательных ребят. Молодцы!

Слушают внимательно слова и выполняют соответствующие движения.

Личностные:

умение быть лидером.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникатив ные:

умение работать в группе.

Регулятивные:

планирование своих действий, осуществление  личностной рефлексии.

Наблюде- ние.

3. Работа с учебником (самостоя-

тельная работа)

Совершенствование навыков использования правил правописания мягкого знака в словах,  выделение групп слов  по отдельным признакам через   сравнение.

Лиса хочет проверить, как вы научились писать слова с разделительным мягким знаком. Откройте учебник на стр. 34.

- Прочитайте задание к упражнению 57.

- Что требуется сделать в упражнении? (Списать слова, раскрывая скобки по образцу.)

* Дополнительное задание: составить и записать предложение с одним из слов.

А 3 человека будут работать индивидуально по карточкам за конторками.

-Все согласны? Каким правилом пользовались при написании слов?

-Оцените свою работу в листе самооценки.

Лисица очень довольна вашей работой и возвращается в лес.

Продолжим путешествие? Догадайтесь, кто еще пришел к нам в гости?

Стайкой шумной прилетели,

Крошки, зернышки все съели. (Воробьи)

Чтение текста упражнения и задания к нему.

Составление алгоритма выполнения.

Самостоятельная работа.

Личностные:

умение проводить самооценку; ориентирование  на понимание причин успеха в учёбе.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний; умение высказываться в устной и письменной форме.

Коммуникатив

ные: умение оформлять свои мысли в письменной форме; формулирование собственного мнения, контролирование  действия товарищей.

Регулятивные: сохранение  учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия.

Проверка: 1ученик  читает и объясняет, все проверяют.

Лист самооценки

4.Физкультминутка для глаз

Снятие напряжения с глаз.

Воробьи предлагают отдохнуть перед  самым трудным заданием, которое они приготовили для вас.

Выполняют упражнения на тренажере

Наблюде ние.

5. Работа над деформированным текстом (в группах)

Обеспечить условия для развития речи учащихся, развитие навыков написания слов с разделитель ным ь.

Восстановите текст, поставив предложения в правильном порядке. Вставьте пропущенные буквы. Назовите слова с разделительным мягким знаком. Каким правилом будете пользоваться?

-Оцените свою работу в листе самооценки. Воробьи очень довольны вашей работой.

Работа с деформированным текстом.

 Обсуждение выполненной работы в группе.

Командир каждой группы читает получившийся текст и называет слова с разделительным мягким знаком.

Лист самооценки

VI. Итог урока

Осознание обучающимися результатов своей работы.

Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Наше путешествие подошло к концу.

Все задачи решены? Достигли цели?

Предлагаю составить кластер (схему) по изучаемой теме.

Поставьте оценку за урок.

Отвечают на вопросы.

Оценивают результаты учебной деятельности

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают качество и уровень усвоения материала, выполняют оценку результатов работы.

Коммуникативные: ведут диалог, слушают и дополняют ответы.

Листы самооценки

VII. Рефлексия

Умение самостоятельно контролировать и оценивать свои результаты.

.

Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждет сюрприз. Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. На предметном столике лежат залпы нашего салюта (шарики). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только 1 залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам было легко выполнять все задания,  выбирайте желтый, красный, голубой шарик. Если было трудно – коричневый или черный.  Шарики крепятся на лист ватмана. Сначала подходят девочки, выбирают шарики, потом мальчики.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельнос ти, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные:

умение оценивать результат своей работы.

Коммуникативные:

формирование собственного мнения  и позиции в высказываниях.

Регулятивные: 

осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Самооценка Само контроль.

VIII. Домашнее задание 

Практическое применение  знаний.

Выполнить упр.58 на стр.34.

Знакомятся с инструкцией по выполне- нию домаш -него задания.

Регулятивные: определяют вид деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Носит кисточки на ушках, А грибы на ветках сушит.

Слайд 3

Правописание слов с разделительным мягким знаком

Слайд 4

Цель: закрепление знаний о правописании слов с разделительным мягким знаком .

Слайд 5

Задачи: научиться писать слова с разделительным мягким знаком; различать, где в словах пишется разделительный мягкий знак, а где Ь–показатель мягкости; развивать творческие способности.

Слайд 6

Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, кур в деревне крадёт.

Слайд 7

Пер ья , руч ьи , коп ьё , варен ье , в ью га, скам ья Проверь себя:

Слайд 8

Стайкой шумной прилетели, Крошки, зернышки все съели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...