Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя существительное. Закрепление».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Борисова Татьяна Владимировна

Урок русского языка

 в 4 классе по теме

«Имя существительное. Закрепление».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy.doc953.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 в 4 классе по теме

«Имя существительное. Закрепление».

Автор:

Борисова Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Скалистовская СОШ»

 

с. Скалистое, 2016

Открытый урок русского языка

Класс: 4-Б

Дата проведения: 20.12.2016 года

Учитель: Борисова Татьяна Владимировна

Тема: «Имя существительное. Закрепление».

Вид урока: интерактивный урок с использованием новых образовательных технологий, ИКТ, игровых технологий.

Тип урока: урока систематизации и обобщения изученного материала.
Технологии:

  • технология  деятельностного  метода;
  • игровая  технология;
  • информационно – коммуникационная технология;
  • здоровьесберегающая  технология.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Цель: повторить общие грамматические признаки имени существительного.

Задачи:                 

  • развивать познавательный интерес к предмету через дидактическую игру, а через него (интерес) такие психические процессы, как мышление и внимание;
  • развивать находчивость, сообразительность, творческие способности;  
  • формировать коммуникативную компетентность: создавать условия для сплочённости детского коллектива;
  • воспитывать доброжелательные отношения между учениками, умение работать в группах;
  • воспитывать чувства выручки, взаимопомощи, работая в группе;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: 

  • ноутбук;
  • телевизор;
  • презентация к уроку.

Формирование УУД.

Познавательные:

П-1) Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

П-2) Формирование умения производить знаково-символическое моделирование;    

П-3) Формирование умения выявлять сущность, особенность объектов;

П-4) Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

П-5) Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные:

Р-1) Формирование умения оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Р-2) Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Р-3) Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Коммуникативные:

К-1) Формирование умения слушать и понимать других;

К-2) Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

К-3) Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

К-4) Формирование умения работать в группе.

Личностные:

Л-1) Формирование умения выражать свои эмоции;

Л-2) Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Л-3) Формирование умения оценивать свои поступки в соответствии с определенной жизненной ситуацией;            

Л-4) Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Духовно – нравственное развитие и воспитание:

Д-Н-1) Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

Д-Н-2) Воспитание трудолюбия, способности к познанию;

Д-Н-3) Воспитание чувства бережного отношения к природе;

Д-Н-4) Прививать любовь и интерес к русскому языку.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.Организационный этап.

Формулирование цели урока.

1.Приветствует учащихся

- Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Имя существительное» и   совершим заочное путешествие по лесным тропинкам.

Хорошо в лесу, ребята!

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой, и сосной,

И малиною лесной.

Мы сегодня в лес пойдём,

Грибы, ягоды найдём,

Наберём мы там черники

И душистой земляники   

Приветствуют учителя, гостей. Самоорганизация.

П-1

Р-1,2

Л-1,3

К-6,7

Д-Н-3

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Самоопределение к деятельности.

2.Побуждающий диалог – постановка проблемы. Учитель читает стихотворение А. Игнатова.

Человек идет скучает,
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису...
Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах...
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Ты ж не хочешь чтоб так было?
   

- Ребята, фея леса просит нас вспомнить слово, которое поможет, всегда сохранять нашу природу, но прежде, чем найти это слово, вы должны выполнить определенные задания. Поможем фее?

-По этой тропинке скорее иди,

Всем существам ты помоги.

За помощь твою ты буквы получишь,

Людей всей Земли жить в мире научишь.

     

Слушают учителя.

Слушают учителя

Диалог с учителем.

П-1

Р-1,2

Л-1,3

К-6,7

Д-Н-3

П-1

Р-1,2

Л-1,3

К-6,7

Д-Н-3

3. Этап обобщения и систематизации изученного.

«Четыре по пять»

- Помогите фее цветов вырастить цветик - четырёхцветик.

Задание: нужно заполнить кружки лепестков, так чтобы получились четыре существительных 1-го склонения, состоящие из пяти букв, с буквой «А» в середине.

- Какие существительные относятся к 1-му склонению?

-Слова должны обозначать:

  • сырость;
  • большую известность;
  • острую каменную вершину;
  • зелёный покров земли.

Ответ: влага, слава, скала, трава.

Получили букву «о»!

«Четвёртое лишнее»

- Задание от пенька-трухлявика. Нужно найти в каждом столбике слово другого склонения.

Медведь, олень, рысь, лось.

(Рысь – 3 скл, все остальные – 2-го)

Болото, холм, логово, зарево.

(Холм – 2скл м.р, все остальные с.р.)

Куница, белка, лисица, мышь.

(Мышь – 3скл, все остальные 1-го скл.)

Клюква, дерево, воздух, заяц.

(Клюква – 1 скл, все остальные 2-го скл.)

- От пенька-трухлявика  получили букву «к»!

Поймай своё слово.

-Черника и земляника просят  называть существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Если мягкий знак нужен, хлопаем в ладоши, если мягкий знак не нужен в слове – топаем ногами.

(Стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, рожь, ткач, трубач, чиж, мышь, течь, дрожь, морж, уж, ёж, сушь, камыш, луч, ёрш, сыч).

- От черники и земляники получили букву «л»!

Накорми и отпусти лесных зверей

-Ёжик и белочка предлагает вам помочь им набрать грибов для лесных зверей и отпустить их в лес. Белочка собирает грибы с окончанием «е», а ёжик с окончанием «и». Докажите правильность написания окончания существительных.

(На опёнке, в мухоморе, без лисички, о подберёзовике, у сыроежки, без чернушки, на рыжике, о маховике, к волнушке, о маслёнке). Работая по учебному тренажеру отпусти зверей в лес. - От белочки и ёжика получили букву «о»!

Фронтальная работа.

Выдвигают различные версии своих действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают  на учительском ноутбуке у доске.

Коллективная работа.

Участвуют в диалоге.

Принимают решение.

Принимают решение, показывают соответствующие действия.

П-1,2,3,4,5,6,7

Р-3,4

К-1,2,3

Л-1,2

Д-Н-1,4

П-1,2,3,4,5,6,7

Р-3,4

К-1,2,3

Л-1,2

Д-Н-1,4

Видео физминутка.

Делают соответствующие движения.

Р-4

К-6,7

Л-1,3

3. Этап обобщения и систематизации изученного.

Найди слово по его частям и разбери как часть речи.

- Теперь задание от феи насекомых.

сделайте морфологический разбор слов. Результат своей работы определяем по таблице ответов

- Фея насекомых подарила нам букву «э»!

Закончи предложения (тест).

Фея птиц и зверей просит вас пройти тест.

Постоянные признаки имени существительного – это…, непостоянные признаки – это…

Постоянные признаки так называются, потому что…

Начальная форма имени существительного – это… (пример)

Изменение существительных по падежам и числам называется…

Изменение существительного по падежам – это… (словообразование или словоизменение?)

В русском языке… падежей:…

Чтобы определить падеж имени существительного в предложении, нужно…

В русском языке… склонения.

К 1-му склонению относятся существительные…; Ко 2-му склонению…;

К 3-му склонению…

Чтобы определить склонение существительного нужно…

 

-Фея птиц и зверей дала нам букву «г»!

          

Работа ют в парах Делают взаимопроверку.

 

Индивидуальная работа.

Коллективная проверка.

П-2,3,5,6,7

Р-1,4

К-1,4,5,6,7

Л-1,3,4

Д-Н-1,2,4

П-3,4,5

Р-1,3,4

К-6,7

Л-2

Д-Н-2

П-4

Р-3

К-2,6,7

Л-3

Д-Н-4

Видео физминутка для глаз.

Делают движения глазами.

Р-4

К-6,7

Л-1,3

Составление слова из полученных букв.

-Что же нам делать с этими буквами? (Составить слово)

ЭКОЛОГ

-Кто такой эколог? (Эколог – человек, не допускающий загрязнения окружающей среды. Следит за тем, чтобы не нарушались экологические законы)

-Какие экологические законы вы знаете? (Растений всегда должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. Растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда не прервётся цепочка питания. Если нарушить хотя бы один из перечисленных законов, то нарушится равновесие в природе)

-Смогут ли одни экологи сохранить нашу планету от загрязнения? (Нет, все люди планеты должны заботиться о том, чтобы не навредить Земле)

-Поэтому, приходя в лес, думайте, что вас окружает живая природа, которая ищет у вас защиты.

Определение падежей в стихотворении слова «дорожка»

-А вот и дорожка появилась к дому.

-Определим падежи слова дорожка и очутимся дома.

(Текст выводится на ТЕЛЕВИЗОР)

Дорожка …            домой

Мне мила с детских лет.

Дорожки   ….           знакомой

Красивее нет!

И если зашёл я

Не знаю куда,

Дорожку…              домой

Отыскал бы всегда.

На этой дорожке…

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

   

Коллективная работа.

Участвуют в диалоге.

Индивидуально  работают  в рабочих тетрадях.

Принимают решение.

Коллективная проверка.

П-2,5,7

Р-4

К-1,2

Л-1,3

Д-Н-2,3

П-6

Р-1,3

К-6

Л-2

Д-Н-2

4. Подведение итогов урока

- Наше путешествие в лес подошло к концу. И вы всегда должны помнить, что:

Дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

  -Ребята, вы все сегодня молодцы!

  -Понравился ли вам урок?

 - Что вам больше всего понравилось?

Участвуют в диалоге.

Помогают учителю подвести итоги.

П-2,5,7

Р-4

К-1,2

Л-1,3

Д-Н-2,3

5.Рефлексия. Самооценка.

Ученики сами себя оценивают. Объективно доказывают свою правоту.

Заполняют карту успешности работы

П-4

Р-3

К-2,6,7

Л-3

Д-Н-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Имя существительное. Закрепление"

Урок русского языка в третьем классе по теме "Имя существительное". Урок закркпления в форме интеллектуальной игры "Своя игра". Урок с использованием ИКТ, заданиями патриотического характера....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Конспект открытого урока по русскому языку«Времена года. Зима. Имя существительное. Закрепление».

Разработка урока по русскому языку для 3 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является обобщение знаний учащихся об имени существительном и его грамматических признаках. С учетом цели урока со...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

Конспект открытого урока для родителей. Предмет: Русский язык. Класс: 4. Тема: Имя существительное.

Учитель ставит цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.Создать условия для реализации целей:Предметные:- обобщение знаний учащихся о постоянных и неп...