Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бушуева Евгения Павловна

Технологическая карта уроков русского языка по теме "Устойчивые выражения", 3 класс, ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс

Тема: «Что такое устойчивые выражения»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

Цели деятельности учителя: Формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение; содействовать развитию познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, ввести в активный словарный запас учеников новые крылатые выражения; развивать наблюдательность, память, мышление, умение работать с фразеологическими словарями; воспитывать любовь и интерес к познанию родного языка.

Цели деятельности учащихся: Познакомиться с фразеологизмами, научиться находить фразеологизмы в тексте.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Создать условия для формирования УУД:

Регулятивные –

  • целеполагание(способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно);
  • планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач;
  • контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
  • саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, запоминать и удерживать правило, инструкцию;
  • коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • самооценка как способность осознать то, что уже усвоено и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Познавательные –

  • выполнять задания с использованием рисунков, схем;
  • проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
  • использовать таблицы;
  • обогащение словарного запаса;
  • использовать научные термины в речи

Коммуникативные –

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • умение договариваться
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи
  • уважение к мнению другого человека

Личностные –

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи

Формы работыфронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Используемые ресурсы:

  • учебник «Русский язык 3 класс» 1,2 части Н.А.Чуракова, тетрадь
  • словарь фразеологизмов
  • толковый словарь
  • компьютер, телевизор
  • карточки с фразеологизмами
  • рисунки фразеологизмов

Ход урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Действия учителя

Действия учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

Подготовка эмоционального настроя к уроку,  положительная внутренняя мотивация

Психологический настрой к учебной деятельности

Звенит звонок.
Урок начать пора.
Желаем мы друг другу
Ни пуха ни пера!

А сейчас улыбнулись добрыми улыбками друг другу и гостям и начнём наш урок.

2. Открыли тетради, записали число, классная работа.

3. Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:

“Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!

В этом мы постараемся убедиться в течение урока.

 Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Действия учителя

Действия учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

-применение изученных знаний при решении учебной задачи;

- активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

 

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания

 

Организация учебного процесса на этапе актуализации опорных знаний.

    Орфографическая работа.

- А теперь слушайте внимательно загадку, а отгадку пишем  в тетрадях, подчеркиваем орфограммы.

а) Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор,врач)

- Как можно назвать слова врач и доктор? (Эти слова синонимы, потому что близкие по значению, отвечают на один и тот же вопрос, но разные по звучанию и написанию)

-  Какую роль играют синонимы в речи? (Делают нашу речь точной, выразительной)

Где мы можем искать синонимы? (есть словари синонимов)

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез для сравнения., выбор оснований.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Действия учителя

Действия учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Отвечают на вопросы, выполняют предложенные задания

 

Прочитай текст на с. 112 учебника до слов «Ты меня неправильно понял»

Ответить на вопросы

- Почему Анишит Йокоповне было смешно?

- Можно ли понимать выражение «взять себя в руки» буквально?

- Знаете ли вы, что оно означает?

Прочитать продолжение текста до слов «В нашем языке»

Прочитай текст на с. 112 учебника до слов «Ты меня неправильно понял»

Ответить на вопросы

- Почему Анишит Йокоповне было смешно?

- Можно ли понимать выражение «взять себя в руки» буквально?

- Знаете ли вы, что оно означает?

Прочитать продолжение текста до слов «В нашем языке»

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

4. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЙ (ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ).

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Действия учителя

Действия учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

Постановка совместно с классом темы, цели урока

 

 

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Участие в беседе после прослушивания истории

Вместе с учителем формулируют тему и цели урока - уметь понимать смысл устойчивых выражений, применять их  в речи.

- Можно ли понимать выражение «взять себя в руки» буквально?

- Знаете ли вы, что оно означает?

Прочитать продолжение текста до слов «В нашем языке»

С какими выражениями мы будем сегодня работать?

В помощью какого словаря мы найдем значение того или иного устойчивого выражения?

 Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, постановка вопросов.

Познавательные: 

общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические -  умение на основе анализа объектов делать выводы.

5. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Действия учителя

Действия учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала:

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства

Чтение текста с. 112 до конца

- Что такое устойчивое выражение?

- Для чего они нужны в речи?

Почему эти выражения называются устойчивыми?

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их основание.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА.

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Действия учителя

Действия учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

Установить правильность и осознанность изученного материала.

Предлагает задания. Наблюдает за работой учащихся.

Выполняют задание самостоятельно

Рассмотреть иллюстрацию на

с. 112. Что вы видите?

Прочитайте устойчивое выражение и найдите его значение с помощью словаря.

Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

7. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Действия учителя

Действия учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

-Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

-Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задание   с проговариванием вслух.

Упражнение 103

Работа по тренажеру упр. 2

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Действия учителя

Действия учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

-Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

-Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

П. т. № 79

Работа по тренажеру упр. 5

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение

 

9. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Действия учителя

Действия учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

-Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся

-Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний

-Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная творческая работа.

Работа в парах

Творческая работа по упр. 104

Выполнение задания: рассмотреть рисунки, лежащие на столе, подобрать к каждому устойчивое выражение, объяснить его значение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

 

11.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Действия учителя

Действия учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

-Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Информация о д/з;

-мотивирование выполнения д/з;

-инструктаж по выполнению д/з;

-проверка пониманию уч-ся содержания и способов выполнения д/работы

Записывают домашнее задание.

П.т. с.73, №79

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

 

11. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.(итоги урока)

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Действия учителя

Действия учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

-Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

-Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

Организует рефлексию

  1. уточняют алгоритм исправления ошибок;
  2. называют способы действий, вызвавшие затруднение;
  1. фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  2. оценивают собственную деятельность на уроке;
  3. намечают цели последующей деятельности;
  4. в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

И так, скажите тему урока?

- Что такое устойчивые выражения? Какую роль играют они в нашей речи?

Составление синквейна.

Фразеологизм.

Мудрый, поучительный,

Выражает, украшает, дополняет.

Речь яркая и эмоциональная.

Устойчивое выражение.

Что у вас  на уроке получалось сегодня лучше всего?

В чем испытали затруднения?

Кому сегодня было легко?

Кому ПОКА было трудновато?

Кто доволен сегодня своей работой?

Как бы вы оценили свою работу?

«Укрась торт». Я доволен своей работой на уроке — красный цвет.
Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...