Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Начальная форма глагола.  

Урок в 4 классе 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заливается звонок, Он зовёт нас на урок. Будем все внимательны, Прилежны и старательны!

Слайд 2

ти чь ть Двадцать первое ноября Классная работа Минутка чистописания

Слайд 3

Я МЫ ТЫ ВЫ ОН ОНА ОНИ

Слайд 4

Я смотрю МЫ смотрим Ты смотришь ВЫ смотрите Он (ОНА) смотрит ОНИ смотрят

Слайд 5

Начальная форма глагола

Слайд 6

Цели урока: 1. Уметь находить начальную форму глагола. 2. Знать суффиксы начальной формы глагола.

Слайд 7

Ходить, пойти, учить, плакать, проехать, обойти, зажечь, съесть, прожить.

Слайд 8

1 группа Зарубить на носу – запомнить Держать язык за зубами- молчать

Слайд 9

2 группа Держать язык за зубами - молчать Клевать носом – засыпать

Слайд 10

3 группа Зарубить на носу - запомнить Клевать носом - засыпать

Слайд 11

4 группа Пропустить мимо ушей – прослушать Водить за нос - обманывать

Слайд 12

5 группа Дрожать как осиновый лист – трусить Бить баклуши- бездельничать

Слайд 13

6 группа Обвести вокруг пальца – обмануть Витать в облаках - мечтать

Слайд 14

7 группа Обвести вокруг пальца – обмануть Держать язык за зубами - молчать

Слайд 15

живёшь – бежишь – глядишь – жду – несёшь – сидит – жить глядеть ждать нести сидеть бежать

Слайд 17

Зима Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

Слайд 18

Зима Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

Слайд 19

Цели урока: 1. Уметь находить начальную форму глагола. 2. Знать суффиксы начальной формы глагола.

Слайд 20

Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались. Если иногда были трудности , сомнения. Если не разобрались в теме , ещё нужна помощь.

Слайд 21

Домашнее задание: Упражнение 3,стр.101, правило на стр.,100- выучить. По выбору: подобрать 5 пословиц с глаголами начальной формы.

Слайд 22

Молодцы! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Тема урока.   Начальная форма глагола.    4 класс

Цель: научиться определять начальную форму глагола.

Задачи:
1.
 Формировать умение находить  начальную   форму глагола

2.  Познакомить учащихся  с  суффиксами начальной  формы глагола.

3.Продолжить работу по поиску и выбору из  текста нужной информации.

4.Развивать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Задачи для детей:

1.  Уметь находить  начальную   форму глагола.  

2.  Знать   суффиксы начальной формы глагола.

3. Научиться отличать глаголы  начальной формы от личных глаголов

4.Развивать навыки групповой работы в сочетании с самостоятельной.

Тип урока: изучение  нового.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности: проблемный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный.

Технологии:  интерактивные, здоровьесберегающие, информационные.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация ко всем этапам урока, классная доска, учебники русского языка, тетради, индивидуальные  карточки,  таблица – памятка  для учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

формирование представления о глаголах неопределенной формы,  

развитие умения правильно ставить  вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы  в речи; знакомство  с суффиксами неопределённой формы глагола.

Метапредметные:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности, в  диалоге, в общей беседе,  выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества,  доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие навыков здорового образа жизни (утренняя зарядка).

                                             Ход  урока:

1.Организация класса.

-Наш урок русского языка  хочу начать с пожелания.

(Слайд 1)

Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и  старательны!

-Ребята, пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и не скучным. Успехов нам и удачи! Присаживайтесь!

 Физминутка для рук

Покажите, как идете,
Покажите, как бежите,
Покажите, как берете,
Покажите, как даете.

 Работа в тетрадях

Открываем тетради, тетради положите правильно, выпрямите спинки.  записываем число. (Комментирует …)

2. Минутка чистописания. (Слайд 2)

- Запишем сочетания букв: ть //ти //чь//.

-Положили ручки и внимание на доску!

3.Актуализация знаний.

-Прочитайте: (записано на доске)

1. фильм – фильма – фильму – фильмами  - (о) фильмах;

2. интересный – интересная – интересное – интересные – интересных.

3. смотрю – смотришь – смотрите - смотрим – смотрит – смотрят - смотреть.

-Что можете сказать о словах первой строчки? (Сущ.,)

- Что можете сказать о словах второй строчки? (Прил.)

-Это разные слова или формы одного и того же слова? (Формы, т.к. меняется только окончание.)

-Меняется ли при изменении формы слова его лексическое значение? (Нет)

-Прочитайте слова третьей  строчки:

3. смотрю – смотришь - смотрите- смотрим – смотрит – смотрят - смотреть.

-Что можете сказать об этих  словах? (глаголы), (формы  слова)

- Верно – это  глаголы. Они все одинаковые или разные? (разные)

-Нам трудно! Тогда внимание на слайд!

-На слайде мы видим слова. (Слайд  3 )

Я            МЫ

ТЫ        ВЫ

ОН        ОНА      ОНИ

- Какой они части речи? (местоимения)

- Какие они? (Личные)

-Верно!

- Сегодня, чтобы поговорить о  глаголе, мы будем использовать личные местоимения. Личные местоимения – это наши помощники.

- Подставьте  эти местоимения в наш ряд глаголов.

Я  смотрю                           МЫ      смотрим

Ты  смотришь                    ВЫ       смотрите

Он (ОНА)  смотрит           ОНИ   смотрят

-Верно! (Слайд  4 )

-Ко всем глаголам подобрали местоимения? (Нет)

-Какой глагол остался? (смотреть)

-Почему?  Ваши  предположения. (он другой формы)

-Открываем учебники на странице 100 и читаем рубрику «Обрати внимание»

-Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня? (Будем говорить о формах глагола)

-Да, мы будем говорить о начальной форме глагола.

(Слайд № 5)     Начальная форма глагола

4. Открытие новых знаний.

Работа с правилом.

-А теперь предлагаю прочитать  ключ к разгадке на стр.100  прочитает…     (до слова НАЧальная  ФОРМА)

-Как вы думаете, какой вопрос я  вам задам? (Какие суффиксы имеют глаголы  начальной   формы?)

Продолжаем читать правило.

- О каких ещё особенностях  начальной формы вы прочитали в правиле? (Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?,  а глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что  сделать?.)

-Верно. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?,  а глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что  сделать?.

5.  Постановка учебной задачи.

-Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Слайд 6) 

1.  Уметь находить  начальную   форму глагола.  

2.  Знать   суффиксы начальной  формы глагола.

-Это основные моменты урока! – Запишем их в  карточку, которая станет для вас памяткой.  (Распечатать и разложить на парты до урока.)

                                                Начальная форма глагола

1. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

2.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

 6.  Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».

- Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Если вы услышите глагол  в начальной форме – сделайте хлопок.

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь. 

                                   Физминутка  (музыкальная)

7.  Наблюдение за изменением глагола.

– Попробуем выполнить упражнение 2,стр.100. ,

- Прочитаем задание вслух. Скажите, что нам нужно знать, чтобы правильно выполнить это упражнение? (Правильно задавать вопросы  что делать?

что  сделать?. )

-Да, нам нужно правильно задавать вопросы  что делать? что  сделать?.

-К доске пойдёт …., остальные работают в тетрадях самостоятельно.

ПРОВЕРКА:  Работа в группах.

- Повернитесь друг к другу. Сравните свои результаты. Группы, покажите свою готовность отвечать. Сравните свои результаты с работой на доске, на слайде.  Слайде № 7

Ходить, пойти, учить, плакать, проехать, обойти, зажечь, съесть, прожить.

-Представитель от первой группы зачитает свои слова?

-Остальные  группы, если  вы согласны сделайте хлопок?

- Какие вопросы вы задавали к этим глаголам?  (что делать? что  сделать?).

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

а). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Продолжим работать в группах. Задание для групп:

- Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами начальной формы.  Запишите  глагол начальной формы через чёрточку. Пользуйтесь словами для справок  (на карточках):

1группа

Зарубить на носу  -           _________________________________________

Держать язык за зубами  ________________________________________

Слова для справок:   грустить, молчать,  мечтать, запомнить,  трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.

2 группа

Держать язык за зубами  -           __________________________________

Клевать носом  -____________________________________________

Слова для справок:   грустить,  молчать,  мечтать, запомнить,   трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.

3 группа

Зарубить на носу  -   _____________________________________________

Клевать носом  -    _______________________________________________

Слова для справок: грустить,  молчать, мечтать,  запомнить,  трусить, обманывать, проказничать, бездельничать, прослушать.

4 группа

Пропустить мимо ушей  -  ________________________________________

Водить за нос  -  _________________________________________________

Слова для справок: грустить,  молчать, мечтать, запомнить,  трусить, обманывать, проказничать, бездельничать, прослушать.

5 группа

Дрожать как осиновый лист  –   ____________________________________

Бить баклуши  -     _______________________________________________

Слова для справок:   грустить,  молчать,  мечтать, запомнить,  трусить, обмануть, проказничать, бездельничать.

6  группа

Обвести вокруг пальца  -   _________________________________________

Витать в облаках  -   ______________________________________________

Слова для справок:   грустить,  молчать, мечтать,   запомнить, трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.

7  группа

Обвести вокруг пальца  -   ________________________________________

Держать язык за зубами  -   _______________________________________

Слова для справок:   грустить,  молчать,  мечтать,   запомнить, трусить, обмануть, проказничать, бездельничать.

Проверка:

- Послушаем  представителей от каждой группы. Они зачитают  словосочетания  (фразеологизмы)  и глаголы в  начальной форме.  (Слушаем представителей от каждой группы.)

( После ответа каждой группы открываю слайды с ответом)

- Посмотрите как это задание выполнила я.

 (Слайд № 8 -14  )

- Докажите, что глаголы, записанные через чёрточку – глаголы  начальной формы. (Отвечают на вопросы (что делать? что  сделать?).

- Какие суффиксы у этих глаголов? (ть //ти //чь//.)

б). Работа в парах. (Карточки)

-  А теперь  предлагаю вам поработать в парах.

- Запишите  в тетрадь, поставьте глагол в начальной форме, выделите суффиксы.  Будьте внимательны  и не торопитесь.

живешь – …, бежишь-…, глядишь-…, жду-…, несёшь-…, сидит-….

ВзаимоПРОВЕРКА, потом по эталону

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.

-Сравните со слайдом  (Слайд №15)  и поставьте оценку соседу по парте:

Если работа без ошибок- «5»

1ошибка-  «4»

2 ошибки – «3»

-Выберите любой глагол Н.ф. и образуйте устно  от него личные глаголы.

10. Работа с текстом. (устно)

- Какое сейчас время года? (ЗИМА)

- Посмотрите на слайд. (Слайд №16) (Картинка – зима)

- Читаю  текст. (Слайд №17)

                                                       Зима

Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы
летят ближе к жилью.
Ребята,
помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

-О чём просит нас автор? ( Помочь зимой нашим маленьким друзьям. Сделать для птиц кормушки.)

-Найдите в тексте глаголы начальной формы. Сколько их?(1)

-  Назовите его. ( Бежать)

- Как определили? (Отвечает  на вопрос  (что делать?, суффикс  ть)

- Открываю (Слайд №18).

- Каким цветом я выделила глагол начальной формы? (красным)

-Слова какой части речи я выделила зелёным  цветом? (Глаголы)

- Что вы можете о них сказать? ( Они личные)

-Верно!

Если останется время (упр.4.,стр.,101) (по заданию учебника)

-Какой вывод сделаем по этому упражнению? (Суффиксы ть и ти являются формообразующими, поэтому и не входят в основу слова.)

Учитель: Глаголы н.ф. оканчиваются на ть, ти, и будут являться  для нас суффиксами, если мы будем разбирать слово по составу.

  11. Итог урока.

(Открываю  Слайд 19 - с целями урока)

1.  Уметь находить  начальную   форму глагола.  

2.  Знать   суффиксы начальной  формы глагола.

-Посмотрите, все ли поставленные цели урока выполнили

- Каким способом? (Выполняли упражнения.)

- Мы продолжим знакомиться с данными глаголами на следующих уроках.

- Какое открытие вы для себя сделали? (Ответы учащихся)

Рефлексия. (Светофор) (Слайд 20 )

-Выберите кружок:

  • Если было интересно, легко на уроке , во   всём  разобрались.  (зелёный)
  • Если иногда были трудности ,  сомнения.     (жёлтый)
  • Если не разобрались в теме , ещё нужна помощь. (красный)

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

 Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Домашнее задание:  (Слайд 21)

  • Упражнение  3,стр.101; правило на  стр.,100

      по выбору   

      Творческое задание: подобрать 5 пословиц с глаголами начальной формы.                                 

Оценки за урок.

- Молодцы! Спасибо за урок! (Слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....