Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
    Урок русского языка

    Начальная форма глагола.  

    Урок в 4 классе 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Заливается звонок, Он зовёт нас на урок. Будем все внимательны, Прилежны и старательны!

    Слайд 2

    ти чь ть Двадцать первое ноября Классная работа Минутка чистописания

    Слайд 3

    Я МЫ ТЫ ВЫ ОН ОНА ОНИ

    Слайд 4

    Я смотрю МЫ смотрим Ты смотришь ВЫ смотрите Он (ОНА) смотрит ОНИ смотрят

    Слайд 5

    Начальная форма глагола

    Слайд 6

    Цели урока: 1. Уметь находить начальную форму глагола. 2. Знать суффиксы начальной формы глагола.

    Слайд 7

    Ходить, пойти, учить, плакать, проехать, обойти, зажечь, съесть, прожить.

    Слайд 8

    1 группа Зарубить на носу – запомнить Держать язык за зубами- молчать

    Слайд 9

    2 группа Держать язык за зубами - молчать Клевать носом – засыпать

    Слайд 10

    3 группа Зарубить на носу - запомнить Клевать носом - засыпать

    Слайд 11

    4 группа Пропустить мимо ушей – прослушать Водить за нос - обманывать

    Слайд 12

    5 группа Дрожать как осиновый лист – трусить Бить баклуши- бездельничать

    Слайд 13

    6 группа Обвести вокруг пальца – обмануть Витать в облаках - мечтать

    Слайд 14

    7 группа Обвести вокруг пальца – обмануть Держать язык за зубами - молчать

    Слайд 15

    живёшь – бежишь – глядишь – жду – несёшь – сидит – жить глядеть ждать нести сидеть бежать

    Слайд 17

    Зима Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

    Слайд 18

    Зима Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

    Слайд 19

    Цели урока: 1. Уметь находить начальную форму глагола. 2. Знать суффиксы начальной формы глагола.

    Слайд 20

    Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались. Если иногда были трудности , сомнения. Если не разобрались в теме , ещё нужна помощь.

    Слайд 21

    Домашнее задание: Упражнение 3,стр.101, правило на стр.,100- выучить. По выбору: подобрать 5 пословиц с глаголами начальной формы.

    Слайд 22

    Молодцы! Спасибо за урок!



    Предварительный просмотр:

    Тема урока.   Начальная форма глагола.    4 класс

    Цель: научиться определять начальную форму глагола.

    Задачи:
    1.
     Формировать умение находить  начальную   форму глагола

    2.  Познакомить учащихся  с  суффиксами начальной  формы глагола.

    3.Продолжить работу по поиску и выбору из  текста нужной информации.

    4.Развивать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

    Задачи для детей:

    1.  Уметь находить  начальную   форму глагола.  

    2.  Знать   суффиксы начальной формы глагола.

    3. Научиться отличать глаголы  начальной формы от личных глаголов

    4.Развивать навыки групповой работы в сочетании с самостоятельной.

    Тип урока: изучение  нового.

    Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.

    Методы обучения:

    • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
    • по уровню познавательной активности: проблемный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный;
    • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный.

    Технологии:  интерактивные, здоровьесберегающие, информационные.

    Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация ко всем этапам урока, классная доска, учебники русского языка, тетради, индивидуальные  карточки,  таблица – памятка  для учащихся.

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные:

    формирование представления о глаголах неопределенной формы,  

    развитие умения правильно ставить  вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы  в речи; знакомство  с суффиксами неопределённой формы глагола.

    Метапредметные:

    Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

    Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности, в  диалоге, в общей беседе,  выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

    Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества,  доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие навыков здорового образа жизни (утренняя зарядка).

                                                 Ход  урока:

    1.Организация класса.

    -Наш урок русского языка  хочу начать с пожелания.

    (Слайд 1)

    Заливается звонок,
    Он зовёт нас на урок.
    Будем все внимательны,
    Прилежны и  старательны!

    -Ребята, пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и не скучным. Успехов нам и удачи! Присаживайтесь!

     Физминутка для рук

    Покажите, как идете,
    Покажите, как бежите,
    Покажите, как берете,
    Покажите, как даете.

     Работа в тетрадях

    Открываем тетради, тетради положите правильно, выпрямите спинки.  записываем число. (Комментирует …)

    2. Минутка чистописания. (Слайд 2)

    - Запишем сочетания букв: ть //ти //чь//.

    -Положили ручки и внимание на доску!

    3.Актуализация знаний.

    -Прочитайте: (записано на доске)

    1. фильм – фильма – фильму – фильмами  - (о) фильмах;

    2. интересный – интересная – интересное – интересные – интересных.

    3. смотрю – смотришь – смотрите - смотрим – смотрит – смотрят - смотреть.

    -Что можете сказать о словах первой строчки? (Сущ.,)

    - Что можете сказать о словах второй строчки? (Прил.)

    -Это разные слова или формы одного и того же слова? (Формы, т.к. меняется только окончание.)

    -Меняется ли при изменении формы слова его лексическое значение? (Нет)

    -Прочитайте слова третьей  строчки:

    3. смотрю – смотришь - смотрите- смотрим – смотрит – смотрят - смотреть.

    -Что можете сказать об этих  словах? (глаголы), (формы  слова)

    - Верно – это  глаголы. Они все одинаковые или разные? (разные)

    -Нам трудно! Тогда внимание на слайд!

    -На слайде мы видим слова. (Слайд  3 )

    Я            МЫ

    ТЫ        ВЫ

    ОН        ОНА      ОНИ

    - Какой они части речи? (местоимения)

    - Какие они? (Личные)

    -Верно!

    - Сегодня, чтобы поговорить о  глаголе, мы будем использовать личные местоимения. Личные местоимения – это наши помощники.

    - Подставьте  эти местоимения в наш ряд глаголов.

    Я  смотрю                           МЫ      смотрим

    Ты  смотришь                    ВЫ       смотрите

    Он (ОНА)  смотрит           ОНИ   смотрят

    -Верно! (Слайд  4 )

    -Ко всем глаголам подобрали местоимения? (Нет)

    -Какой глагол остался? (смотреть)

    -Почему?  Ваши  предположения. (он другой формы)

    -Открываем учебники на странице 100 и читаем рубрику «Обрати внимание»

    -Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня? (Будем говорить о формах глагола)

    -Да, мы будем говорить о начальной форме глагола.

    (Слайд № 5)     Начальная форма глагола

    4. Открытие новых знаний.

    Работа с правилом.

    -А теперь предлагаю прочитать  ключ к разгадке на стр.100  прочитает…     (до слова НАЧальная  ФОРМА)

    -Как вы думаете, какой вопрос я  вам задам? (Какие суффиксы имеют глаголы  начальной   формы?)

    Продолжаем читать правило.

    - О каких ещё особенностях  начальной формы вы прочитали в правиле? (Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?,  а глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что  сделать?.)

    -Верно. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?,  а глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что  сделать?.

    5.  Постановка учебной задачи.

    -Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Слайд 6) 

    1.  Уметь находить  начальную   форму глагола.  

    2.  Знать   суффиксы начальной  формы глагола.

    -Это основные моменты урока! – Запишем их в  карточку, которая станет для вас памяткой.  (Распечатать и разложить на парты до урока.)

                                                    Начальная форма глагола

    1. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

    2.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

     6.  Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».

    - Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Если вы услышите глагол  в начальной форме – сделайте хлопок.

    Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь. 

                                       Физминутка  (музыкальная)

    7.  Наблюдение за изменением глагола.

    – Попробуем выполнить упражнение 2,стр.100. ,

    - Прочитаем задание вслух. Скажите, что нам нужно знать, чтобы правильно выполнить это упражнение? (Правильно задавать вопросы  что делать?

    что  сделать?. )

    -Да, нам нужно правильно задавать вопросы  что делать? что  сделать?.

    -К доске пойдёт …., остальные работают в тетрадях самостоятельно.

    ПРОВЕРКА:  Работа в группах.

    - Повернитесь друг к другу. Сравните свои результаты. Группы, покажите свою готовность отвечать. Сравните свои результаты с работой на доске, на слайде.  Слайде № 7

    Ходить, пойти, учить, плакать, проехать, обойти, зажечь, съесть, прожить.

    -Представитель от первой группы зачитает свои слова?

    -Остальные  группы, если  вы согласны сделайте хлопок?

    - Какие вопросы вы задавали к этим глаголам?  (что делать? что  сделать?).

    8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    а). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    - Продолжим работать в группах. Задание для групп:

    - Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами начальной формы.  Запишите  глагол начальной формы через чёрточку. Пользуйтесь словами для справок  (на карточках):

    1группа

    Зарубить на носу  -           _________________________________________

    Держать язык за зубами  ________________________________________

    Слова для справок:   грустить, молчать,  мечтать, запомнить,  трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.

    2 группа

    Держать язык за зубами  -           __________________________________

    Клевать носом  -____________________________________________

    Слова для справок:   грустить,  молчать,  мечтать, запомнить,   трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.

    3 группа

    Зарубить на носу  -   _____________________________________________

    Клевать носом  -    _______________________________________________

    Слова для справок: грустить,  молчать, мечтать,  запомнить,  трусить, обманывать, проказничать, бездельничать, прослушать.

    4 группа

    Пропустить мимо ушей  -  ________________________________________

    Водить за нос  -  _________________________________________________

    Слова для справок: грустить,  молчать, мечтать, запомнить,  трусить, обманывать, проказничать, бездельничать, прослушать.

    5 группа

    Дрожать как осиновый лист  –   ____________________________________

    Бить баклуши  -     _______________________________________________

    Слова для справок:   грустить,  молчать,  мечтать, запомнить,  трусить, обмануть, проказничать, бездельничать.

    6  группа

    Обвести вокруг пальца  -   _________________________________________

    Витать в облаках  -   ______________________________________________

    Слова для справок:   грустить,  молчать, мечтать,   запомнить, трусить, обманывать, проказничать, бездельничать.

    7  группа

    Обвести вокруг пальца  -   ________________________________________

    Держать язык за зубами  -   _______________________________________

    Слова для справок:   грустить,  молчать,  мечтать,   запомнить, трусить, обмануть, проказничать, бездельничать.

    Проверка:

    - Послушаем  представителей от каждой группы. Они зачитают  словосочетания  (фразеологизмы)  и глаголы в  начальной форме.  (Слушаем представителей от каждой группы.)

    ( После ответа каждой группы открываю слайды с ответом)

    - Посмотрите как это задание выполнила я.

     (Слайд № 8 -14  )

    - Докажите, что глаголы, записанные через чёрточку – глаголы  начальной формы. (Отвечают на вопросы (что делать? что  сделать?).

    - Какие суффиксы у этих глаголов? (ть //ти //чь//.)

    б). Работа в парах. (Карточки)

    -  А теперь  предлагаю вам поработать в парах.

    - Запишите  в тетрадь, поставьте глагол в начальной форме, выделите суффиксы.  Будьте внимательны  и не торопитесь.

    живешь – …, бежишь-…, глядишь-…, жду-…, несёшь-…, сидит-….

    ВзаимоПРОВЕРКА, потом по эталону

    -Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.

    -Сравните со слайдом  (Слайд №15)  и поставьте оценку соседу по парте:

    Если работа без ошибок- «5»

    1ошибка-  «4»

    2 ошибки – «3»

    -Выберите любой глагол Н.ф. и образуйте устно  от него личные глаголы.

    10. Работа с текстом. (устно)

    - Какое сейчас время года? (ЗИМА)

    - Посмотрите на слайд. (Слайд №16) (Картинка – зима)

    - Читаю  текст. (Слайд №17)

                                                           Зима

    Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
    Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы
    летят ближе к жилью.
    Ребята,
    помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

    -О чём просит нас автор? ( Помочь зимой нашим маленьким друзьям. Сделать для птиц кормушки.)

    -Найдите в тексте глаголы начальной формы. Сколько их?(1)

    -  Назовите его. ( Бежать)

    - Как определили? (Отвечает  на вопрос  (что делать?, суффикс  ть)

    - Открываю (Слайд №18).

    - Каким цветом я выделила глагол начальной формы? (красным)

    -Слова какой части речи я выделила зелёным  цветом? (Глаголы)

    - Что вы можете о них сказать? ( Они личные)

    -Верно!

    Если останется время (упр.4.,стр.,101) (по заданию учебника)

    -Какой вывод сделаем по этому упражнению? (Суффиксы ть и ти являются формообразующими, поэтому и не входят в основу слова.)

    Учитель: Глаголы н.ф. оканчиваются на ть, ти, и будут являться  для нас суффиксами, если мы будем разбирать слово по составу.

      11. Итог урока.

    (Открываю  Слайд 19 - с целями урока)

    1.  Уметь находить  начальную   форму глагола.  

    2.  Знать   суффиксы начальной  формы глагола.

    -Посмотрите, все ли поставленные цели урока выполнили

    - Каким способом? (Выполняли упражнения.)

    - Мы продолжим знакомиться с данными глаголами на следующих уроках.

    - Какое открытие вы для себя сделали? (Ответы учащихся)

    Рефлексия. (Светофор) (Слайд 20 )

    -Выберите кружок:

    • Если было интересно, легко на уроке , во   всём  разобрались.  (зелёный)
    • Если иногда были трудности ,  сомнения.     (жёлтый)
    • Если не разобрались в теме , ещё нужна помощь. (красный)

    На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

    Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

     Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

    Домашнее задание:  (Слайд 21)

    • Упражнение  3,стр.101; правило на  стр.,100

          по выбору   

          Творческое задание: подобрать 5 пословиц с глаголами начальной формы.                                 

    Оценки за урок.

    - Молодцы! Спасибо за урок! (Слайд 22)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

    Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

    организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

    Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

    Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

    С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

    "Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

    На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....