Урок русского языка в 4 классе "Обобщение по теме Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Негляд Наталья Ильинична

Конспект урока русского языка в 4 классе. УМК "Школа России". Материал содержит зарличные задания по проверке усвоения  темы "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение по теме "Глагол" 4 класс47.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Обобщение знаний о глаголе

Предмет

Русский язык, УМК «Школа России»

Класс

4 «А»

Учитель

Негляд Наталья Ильинична

.

Тип урока

Урок – обобщения

Цель урока

Отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов; развивать речь

Формируемые УУД

  1. Познавательные – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
  2. Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  3. Регулятивные- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

4. Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор; индивидуальные раздаточные карточки;

Подробный конспект урока.

Ход и содержание урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.( Упр.244 с.115) -слайд 2

-Назовите глаголы, в которых нельзя определить форму времени и числа (почитать, почитать).

Что можете сказать о этих глаголах? ( Одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение).

Какие глаголы изменяются по лицам и числам? ( получает)

Какие глаголы в единственном числе изменяются по родам? (привыкла)

  1. Словарная работа

слайд 3

Учитель: разделите данные слова на группы

цвет

поздравит

яркий

удивлять

белила

красота

радостные

солнечная

 

Учитель: По какому признаку вы разделили слова?

Слайд 4

В каком случае слово “ белила” – это глагол, а в каком – существительное?

Уч-ся:

– Мама белила потолок. В этом случае “белила” – это глагол.
– Для ремонта купили белила. Здесь уже это слово выступает как существительное.

Учитель:

– Как называются такие слова? (Омонимами.)
– Приведите свои примеры.

(Ответы: ели, окуни, покрывала, пила, жгут, дуло и др.)

Вы выделили 3 части речи. А о какой сегодня пойдёт речь на уроке, вы скажете, когда отгадаете ключевое слово

IV.Самоопределение к деятельности Слайд 5

- Составьте слово , которое будет ключевым на сегодняшнем уроке.

Первая буква обозначает парный согласный звук к звуку [ к].

Вторая буква – глагольный суффикс прошедшего времени.

Третья буква обозначает безударный гласный звук, который запоминаем в слове картина.

Четвертую букву пишем на конце слова плуг.

Пятая буква – окончание глагола прошедшего времени в среднем роде.

Шестая буква обозначает непарный звонкий согласный звук.

Ответ – глагол

- Чему будет посвящен сегодняшний урок? ( Обобщение изученного по теме « Глагол»).

- Какие орфограммы мы будем повторять, какие умения закреплять?  

(НЕ с глаголами, безудар.      ,  првопис. Гл. 2 лица ед.ч., определ. спряж. гл., опред.вид гл., время, лицо, число, род)

V.Работа по теме урока

1. Лексическая и орфографическая работа

Учитель:

– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы?
– Действительно, они всю работу взяли на себя
.

Задание. Перед вами текст. слайд 6

Предлагаю побывать в весеннем лесу, насладиться его красками и звуками. Вам необходимо вставить подходящие по смыслу глаголы.

Весна! Кругом ______________ молодая травка. ___________ весёлый ручеёк._____________, а кругом всё ________________. Скоро _______________цветки мать – и – мачехи. ____________ в лесу и ______________ чудный аромат первоцветов. ____________ вокруг них мохнатые пчёлы.

Слова для справок: жужжат, зелене…т, зажелте..т, стоишь, посмотр…шь, расцвета…т, журчит, вдыха..шь.

(ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ) устно


(Восстановленный текст: слайд 7
Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.)

Учитель:  Разделите глаголы на группы, запишите их в тетради.

(После выполнения задания идёт проверка.) 

 Уч-ся:

– Мы распределили слова в две группы: глаголы настоящего времени и глаголы будущего времени.
– А мы выписали глаголы 2-го и 3– го лица.
– Ещё можно было сгруппировать их по спряжениям:
– А я выписала глаголы с приставкой и без неё.
– Глаголы в форме единственного и множественного числа.

Учитель: слайд 8

– Назовите глаголы, обозначающие цвет. (Зеленеет, зажелтеют.)
– Какие из слов передают звуки леса? (Жужжат, журчит.)
– Ребята, а какой человек может увидеть красоту и услышать звуки леса?
– Посмотрим, есть ли среди вас такие.
– Напишите 
самостоятельно по 1 глаголу звучания и цвета вместе с существительными.
– Укажите морфологические признаки одного глагола.
(Проверка)

2.Повторение изученного о глаголах по вопросам:

Слайд 9

- Назовите начальную форму глагола.

-На какие вопросы отвечают ?

-Какие какие имеют окончания? ( -ть, -ти)

-Назовите постоянные и непостоянные признаки. ( постоянные – совершенный и несовершенный вид, спряжение; непостоянные – время, род ,число, лицо;

- Я читаю предложение, а вы договорите:

1. НЕ с глаголами пишется….(раздельно)

2. у глаголов нет ….(предлогов)

3. Работа по таблице слайд 10

4.Самостоятельная работа Слайд 11.

Нам надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График» (детям раздаются листочки с системой координат)

hello_html_3ff0c674.jpg

1.В.
смотрит 
строишь 
едем 
думает
красит 
бегаешь 
чертит 
сияет 
ругает 
зеленеет

2.В.
вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет 
схватит 
плавает 
делает 
оденут

- Соедините точки. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение, то график должен выглядеть так:слайд 12

hello_html_609a06a0.jpg

5.Физкультминутка

6.Тест КАРТОЧКИ

ВЗАИМОПРОВЕРКА слайд 13

«5» -нет ош.

«4» - 1-2 ош.

«3» - 3 ош.

«2» - 4 и более ош.

7 . Роль глагола в предложении. Слайд 14

Учитель: У вас есть возможность самим придумать задание к тексту. (На экране появляется текст.)

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам.

Уч-ся:

– Можно выполнить синтаксический разбор предложений.
– Я предлагаю выделить орфограммы.

- Морфологический разбор гл. или др ч.р.
– Ещё мы сможем доказать правильность постановки запятых.
– Можно, например, придумать продолжение рассказа.

Учитель: Молодцы, очень интересные задания. Их мы сможем использовать на следующих уроках.

 А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

[ = — ] , [ — = ] .

Уч-ся:

– Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы:
первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным.

(Уч-ся выполняют задание в тетради, а один – у доски.)

Учитель: Как вы думаете, зачем мы выполнили это задание?

Уч-ся: Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом.

VI. Рефлексия слайд 15

  1. Спишите, Вставьте пропущенные буквы, Над глаголами укажите лицо, число.

Вырастает первая тра…ка. Появляются первые цветоч…ки. Летят с юга перелётные птицы. Мы слыш…м их радос…н…. пение.

Снег та..т и больше (не) пада…т. Уход..т зимн… х…л…да. Со…нце хорошо пригрева….т землю.

Зима и в…сна несколько недель спор….т друг с другом. Но вот весна поб….жда…т, гон…т зиму.

  1. Проверка выполненного.

На какие правила встретились слова?

VII. Подведение итогов урока слайд 16

– Удалось ли нам обобщить знания о глаголе?
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать? 
– А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила. Ведь “
С маленькой удачи начинается большой успех”.

VIII. Домашнее задание слайд 17

Упр. 246 (с.116), составить устный ( по желанию письменный) рассказ на предложенные в упражнении темы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"

Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...

урок русского языка 3 класс Обобщение знаний о глаголе

Задания данного урока позволят учащимся повторить и закрепить свои знания о глаголе, развивают творческие способности учащихся, развивают интерес к предмету....

Урока русского языка 4 класс "Обобщение знаний о глаголе"

Подробная разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе" с представлением всего дополнительного материала....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола."

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе  ТемаОбобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Цели Образовательные: закрепить знания о глаголе; закрепить умения опре...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"...