Урока русского языка 4 класс "Обобщение знаний о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Подробная разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе" с представлением всего дополнительного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russk.yaz_._glagol_isargakova.docx48.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 612

Центрального района г. Санкт-Петербурга

Конспект урока

по русскому языку в 4 классе

«Обобщение знаний о глаголе»

Подготовила

Исаргакова Алла Алексеевна

учитель начальных классов

2018 – 2019уч.год

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся о глаголе.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся по теме «Глагол»;

- повторить морфологические и грамматические признаки глагола;

- закрепить навыки правописания глаголов.

Развивающие:

- развивать умение применять теоретические знания на практике;

– развивать умение работать в группах, активность обучающихся;

– развивать орфографическую зоркость, мышление и внимание.

Воспитывающие:

  • воспитывать дружеские отношения между детьми и самостоятельность.
  • воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность;
  • воспитание умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу;
  • воспитание чувства товарищества, взаимопомощи

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке и быть воспитанным.

Познавательные УУД:

  • уметь правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи
  •  определять морфологические и грамматические признаки; 
  • формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
  • систематизация и обобщение знаний по правилам правописания глаголов

Регулятивные УУД:

- уметь планировать свою деятельность:формулировать тему урока, ставить перед собой цель, контролировать свои действия и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

-уметь сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Технологии: технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения,технология сотрудничества.

Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный.

Средства обучения:  

  • учебник «Русский язык» для 4 класса начальной школы  2 ч., авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий М: «Просвещение», 2015
  • презентация
  • карточки для индивидуальной работы
  • карточки для работы в паре

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи: литература, ИЗО, технология.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной и групповой работы .

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Организационный момент.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей  довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех.

Слушают учителя.

- умение  организовать своё рабочее место и работу.

- создание положительного эмоционального настроя.

1.– Отгадайте загадку:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

2. Как вы думаете,  о какой части речи здесь идёт речь?

3. Эта часть речи уже вам знакома и вы многое узнали о ней.  А для чего нам вся информация о глаголе?

Сегодня на уроке мы должны закрепить наши знания об этой части речи.

Давайте сформулируем цель нашего урока?

- Глагол – самая сложная по составу часть речи русского языка. Сегодня мы приведём в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

-.Глагол.

- Чтобы проверить свои знания по этой теме, убедиться, что мы запомнили, а что еще надо подучить

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

- проявлять познавательный интерес к предмету; положительное и адекватное представление об учебной деятельности.

2. Проверка дом.задания

-Проверим Д.з.

- Что вы повторили о глаголе, выполняя дом.задание

-Правописание частицы НЕ с глаголом.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 

- Прочитаем стихотворение.

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

- О какой части речи идет речь?

- Как вы догадались?

-Найдите в тексте стихотворения глаголы.

- По каким признакам вы определи, что эти слова являются глаголом?

- О глаголе

-По вопросу, по значению

- Делает,  чертит, пишет, поёт,

Вышивает, пашет, забивает

-По вопросу, по значению

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

На доске (на отдельных карточках)  разбросана фраза:                            

    (Не)стыдно        (не )знать,         стыдно            

     не  учи[ца].

- Ребята, внимательно посмотрите на доску. Что вы увидели?  (слова, кусочки предложения)

- Попробуйте сейчас из этих слов собрать пословицу.

Как  вы   поняли смысл этих слов?

-Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать.

-Открыли тетради,  записали число, классная работа.

-Давайте запишем это предложение в тетрадь,  и пусть оно будет девизом нашего сегодняшнего урока.

Какие орфограммы, связанные с глаголом нам встретились при записи этого предложения?  

Один ученик работает у доски

- Не с глаголом

- Правописание  - тся у возвратных  глаголов.

-  доносить  свою позицию до других; соблюдая  простейшие нормы речевого этикета.

3. Актуализация знаний.

Игра “ Узнай часть речи”.

Уже заканчивается апрель. Весна уже в разгаре. Перед вами слова, которые могут составить портрет весны.

Попробуйте сгруппировать слова .  Как вы думаете по какому признаку можно сгруппировать эти слова?

Работать будете в парах.

солнечная

удивлять

поздравит

красота  

радостные

яркий

цвет

пила

-Никакое слово не вызвало затруднений?

В каком случае слово “ пила” – это глагол, а в каком – существительное?

– Как называются такие слова? Омонимы

-Как мы можем определить, какой частью речи может являть это слово?

- Придумайте предложение,  где это слово является существительным.

Придумайте предложение,  где это слово является глаголом.

Какие знание о глаголе нам понадобились при выполнении этого задания?

Запишите глаголы в тетрадь, в столбик.

(один ученик записывает  на доске)

Давайте попробуем определить все возможные грамматические признаки у каждого глагола и запишем их. Мы с вами знаем, что есть постоянные гр. признаки, а есть непостоянные.

Какие признаки мы относим к постоянным признакам глагола? К непостоянным?

- По частям речи

- Пила

- По вопросу и значению

- Значение и вопросы

-удивлять-

-поздравит –

-пила -

Постоянные: вид, спряжение, возвратность

Непостоянные: лицо, число, время, род -у гл. прош.времени

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать

и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу

полученного

задания

Принимать  и сохранять учебную цель и задачу.

Делать выводы. Осознанно  и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме

4. Обобщение и систематизация знаний

1. Работа с учебником

-Откройте учебники на стр. 115 упр.244

-Прочитаем задание к упражнению.

- Выпишите глаголы в том порядке, как указано в задании.

- Давайте проверим. Объясни свой выбор

Выписывают глаголы в следующем порядке:

1) глаголы, у которых нельзя определить форму времени и числа;

2) глагол, который изменяется по лицам и числам;

3) глаголы, которые в ед.числе изменяются по родам.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию.

2.Образование неопр. формы (работа в парах)

- Что является начальной формой глагола?

- Сейчас вы поработаете в парах.

От каждого глагола образуйте неопределенную форму и запишите каждую букву в своей клеточке.

прошу

терпим

соберёшь

поймут

убегу

тру

поднимем

ловит

вижу

3. Работа с определением спряжения глагола

-Прочитайте, какое получилось выделенное слово по вертикали.

- Давайте вспомним, что такое спряжение.

-Как определить спряжение глагола?

Мы должны уметь применять теоретические знания на практике.

4. Работаем по учебнику стр. 116 упр.247

- Комментированное письмо с объяснением орфограмм

- Неопределенная форма.

Работают в парах на листочках.

прошу

п

р

о

с

и

т

ь

терпим

т

е

р

п

е

т

ь

соберёшь

с

о

б

р

а

т

ь

поймут

п

о

н

я

т

ь

убегу

у

б

е

ж

а

т

ь

тру

т

е

р

е

т

ь

поднимем

п

о

д

н

я

т

ь

ловит

л

о

в

и

т

ь

вижу

в

и

д

е

т

ь

-Спряжение.

Учащиеся выполняют упр. 247 стр. 116

Вызванные уч-ся комментируют пропущенные орфограммы.        

-Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, делать выводы

5. Применение знаний и умений    

Разноуровневые задания по карточкам

- Ребята возьмите карточки для индивидуальной работы

-Сейчас каждый из Вас может проверить свои знания.

- Выберите для себя вариант с заданиями, с которым вы будите работать.

-Эту работу выполняете индивидуально и она будет оценена.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес.

Н. Некрасов

Карточка с заданием

Заунывный ветер гон…т

Стаю туч на край небес,

 Ель надломленная стон…т,

Глухо шепч…т темный лес.


    1 вариант –– Списать, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы

   2 вариант– Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение у глаголов

  3 вариант – Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение и лицо у глаголов.  Выпиши любые 2глагола   и разбери их по составу.

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Итог урока. Рефлексия

-Давайте подведём итог урока.

-Что на уроке мы сегодня повторили?

– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать?

- А сейчас оцените свою работу на уроке.

- В каждом столбике отметьте одно высказывание,  которое вам подходит:

на уроке было

я на уроке

итог

интересно

работал,

старался выполнять задания

понял материал

скучно

отдыхал

не выполнил часть заданий

безразлично

помогал другим

не понял

не старался выполнять задания

Справился со всеми заданиями

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее задание

- Послушайте внимательно домашнее задание.

Домашнее задание каждый выберет для себя:

- стр. 114 Д/З по выбору

1 вариант -упр. 242 поработать с текстом об Олимпийских играх и ответить на вопросы.

2 вариант - упр.242 Составить текст на любую спортивную тему.

Карточка 2

Прочитай стихотворение,  выполни задание, выбрав  для себя вариант с заданием.

Заунывный ветер гон…т

Стаю туч на край небес,

 Ель надломленная стон…т,

Глухо шепч…т темный лес.


    
1 вариант –– Списать, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы

   2 вариант– Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение у глаголов

  3 вариант – Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение и лицо у глаголов.  Выпиши любые 2 глагола   и разбери их по составу.

 

Карточка 2

Прочитай стихотворение,  выполни задание, выбрав  для себя вариант с заданием.

Заунывный ветер гон…т

Стаю туч на край небес,

 Ель надломленная стон…т,

Глухо шепч…т темный лес.


    1 вариант –– Списать, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы.

   2 вариант– Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение у глаголов.

  3 вариант – Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение и лицо у глаголов.  Выпиши любые 2глагола   и разбери их по составу.

Карточка 2

Прочитай стихотворение,  выполни задание, выбрав  для себя вариант с заданием.

Заунывный ветер гон…т

Стаю туч на край небес,

 Ель надломленная стон…т,

Глухо шепч…т темный лес.


    1 вариант –– Списать, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы.

   2 вариант– Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение у глаголов.

  3 вариант – Списать, вставляя пропущенные буквы, определить спряжение и лицо у глаголов.  Выпиши любые  2 глагола   и разбери их по составу.

Карточка 1

прошу

терпим

соберёшь

поймут

убегу

тру

поднимем

ловит

вижу

Карточка 1

прошу

терпим

соберёшь

поймут

убегу

тру

поднимем

ловит

вижу

на уроке было

я на уроке

итог

интересно

работал,

старался выполнять задания

понял материал

скучно

отдыхал

не выполнил часть заданий

безразлично

помогал другим

не понял

не старался выполнять задания

Справился со всеми заданиями

Карточка  3.    Итог урока

Карточка 3.        Итог урока

на уроке было

я на уроке

итог

интересно

работал,

старался выполнять задания

понял материал

скучно

отдыхал

не выполнил часть заданий

безразлично

помогал другим

не понял

не старался выполнять задания

Справился со всеми заданиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Урок русского языка "Закрепление знаний о глаголе"

Закрепление умения находить в предложении слова, обозначающие действия (глаголы) и ставить к ним вопросы....

Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс., урок кубановения "Быт казака" 3 класс. Внеклассное занятие "Путешествие по Стране Здоровья".

Обобщение знаний о глаголе: изменение глагола по временам, лицам, числам, спряжение, употребление глагола в речи. Материал урока основывается на произведениях Ф.С. Пушкина.На уроке кубановедения учащи...

Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе " 4 класс.

На уроке обобщаются и повторяются знания о глаголе: изменения по временам, лицам, числам, спряжение, использование глаголов в речи. Задания составлены с  использованием произведений А.С. Пушкина....

Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе" с элементами литературного чтения. 3-й класс

Обобщать и систематизировать знания учащихся по русскому языку можно с помощью литературных произведений. В этом случае дети получат и опыт познания окружающего их мира с помощью авторского слова....

Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о глаголе» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тема урока «Обобщение знаний о глаголе»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знания о глаголе как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать уме...