проект урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ляксуткина Наталья Петровна

проект урока по русскому языку 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2_kl.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Общие сведения о проекте:

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

УМК «Гармония»

Учебник: М.С.Соловейчик. Русский язык  «К тайнам нашего языка». - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2012г.

Тема урока:

Знакомство с понятием «Текст» («А если одного предложения мало?»)

Тип урока:

Введение нового знания

Задачи урока:

  1. Способствовать развитию  познавательных  логических УУД   анализа, сравнения и обобщения на основе самостоятельного наблюдения учащимися за особенностями текста.
  2. Способствовать развитию регулятивного УУД целеполагания  на основе определения и постановки учащимися темы , задач  урока, контроля и оценки на основе выводов в конце урока.
  3. Способствовать развитию  коммуникативных УУД  в процессе работы в микрогруппе.

Оборудование урока:

учебники М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»,  рабочие тетради, раздаточный материал – карточки с заданиями для каждой группы, индивидуальные карточки со шкалами достижений, презентация.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: учащиеся ознакомлены с понятием «предложение», с признаками предложения, умеют составлять и оформлять их в письменной речи, умеют характеризовать предложения по двум параметрам.

План урока с хронометражем:

  1. Организационный момент …………………………………………..1 мин.
  2. Чистописание …………………………………………………...……3 мин.
  3. Орфографическая пятиминутка…………………………………..…...5 мин.
  4. Определение учащимися  темы и постановка вопросов на урок….5 мин.
  5. Открытие учащимися особенностей текста
  1. Обсуждение задания в микрогруппах по карточкам………....…..8  мин.
  2. Фронтальное обсуждение признаков текста……..……………..…9 мин.
  1. Физминутка………………………………………………………….. 1 мин.
  2. Закрепление способа отличия текста от предложения и набора предложений……………………………………………………….....7 мин.
  3. Оценка детьми собственной деятельности и успехов на уроке ….…3 мин.
  4. Д.з……………….………………………………………………..……3 мин.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Организа-ционный момент

2.Чистописание

3. Орфогра-фическая пятиминутка

4. Определение учащимися  темы и постановка вопросов на урок

5.Открытие учащимися особенностей текста

1)Обсуждение задания в микрогруппах по карточкам

2)Фронтальное обсуждение признаков текста

6. Физминутка

7. Закрепление способа отличия текста от предложения и набора предложений

8. Оценка детьми собственной деятельности и успехов на уроке

9. Д.З.

- Встали красиво. Проверьте, лежат  ли на вашей парте учебник и тетрадь, ручка, карандаш и линейка.  Сели на места.

- Открываем  рабочие тетради,  записываем число. Сегодня … декабря. В следующей строке - классная работа.

- Красиво и аккуратно прописываем сочетания букв.

- В следующей строке записываем слова в строчку через запятую, если у вас возникают сомнения, оставляем на месте буквы окошко.

- Отметим в этих словах орфограммы,  обратим внимание на опасные места, заполним окошки.

- посмотрите на слова, с которыми мы работали, что с ними можно сделать?

- вспомните, с чего мы начинаем строить предложение?

- Прочтите с выражением получившееся предложение?

-Какое ощущение у вас возникло? (Всё ли вам понятно или вы ждете продолжения?)

Записывает предложения детей на доске схемами.

- Посмотрите, как мы дополнили это предложение. Как вы думаете, что у нас получилось?

- А что такое текст?

- Про какое новое научное слово или понятие вы сегодня узнаете больше?

На слайде появляется тема урока «Знакомство с понятием «текст»

- На какие вопросы вам бы хотелось получить ответы на уроке?

- Вы правильно рассуждаете, вот на какие вопросы  вы сегодня найдете ответы.

На слайде появляются вопросы: - Что такое текст?

- Как отличить, где текст, а где не текст?

- Где мы пользуемся текстом?

- Где мы можем добыть ответы на эти вопросы?

-Сегодня на уроке вы будете получать знания из своих наблюдений и рассуждений!

И с помощью наблюдений попробуйте ответить на вопрос.

Сейчас вам предстоит поработать в группах.  Какие правила работы в группе нужно помнить? (На слайде)

Вы получаете сейчас карточки и работаете по ним, соблюдая правила взаимодействия!

Во время обсуждений учитель подходит к группам и направляет на правильные рассуждения.

Обсуждение закончили.

Поднимите руки та группа, который было сложно решить, кто первый будет высказываться? Поднимите руки та группа, у которой  возникли трудности по 2 пункту?

Поднимите руки та группа, в которой не могли решить, кто будет отвечать?

Сделайте каждый для себя вывод, чему нужно учится при следующей работе в микрогруппе.

Выслушаем мнение каждой группы, если  возникнут затруднения, обсудим.

На слайде появляется вывод: предложения

На слайде появляется запись: говорится об одном и том же.

На слайде появляется запись:

общая мысль

С помощью учителя, выражения соединяются в высказывание.

Как же определить, что перед нами текст?

Предъявляет в презентации разные записи.

- где мы с вами в жизни встречаем тексты?

-Какую тему на урок мы определяли?

- На какие вопросы хотели ответить?

- Ответили ли мы на них?

Представьте, еще вчера, еще сегодня утром мы не знали, что такое текст, а теперь можем рассказать о нем другу, родителям, сестре.

- Перед  каждым из вас лежит карточка, оцените свою работу на ней по шкалам:

1- понял ли я, чем отличается текст от других записей?

2- получилось ли у меня работать в микрогруппе?

3- хочу ли узнать больше нового о тексте?

-дома проверьте родителей, бабушек, смогут ли они назвать вам, чем отличается текст. В этом вам поможет упр. 239, затем вы уже самостоятельно выполните к нему задания.

- Я очень довольна, как мы сегодня поработали, урок окончен, можно отдыхать.

Успокоились. Проверили свое рабочее место. Сели на места.

Оформляют работу в тетради.

Прописывают сочетания.

Один ребенок на доске, остальные в тетради записывают слова:

сказочном, жили, в, городе, одном, коротышки

Учащийся, находящийся у доски объясняет написание орфограмм, отмечает опасные места, остальные учащиеся сверяют свой вариант с вариантом на доске, при расхождении случай фронтально  разбирается.

- из этих слов можно составить предложение.

- нужно подумать, о чем мы хотим сказать, что об этом хотим сказать, составить предложение и записать его.

Составляют предложение:

В одном сказочном городе жили коротышки.

Читает 1 ученик. Затем все хором.

- Это предложение хочется дополнить. Нужно  дополнить еще несколькими предложениями.

Дополняют своими предложениями устно.

Знающие дети могут ответить, что получился текст.  Если никто не знает, это сообщает учитель.

Дети испытывают затруднение при ответе.

- Мы узнаем про понятие «текст».

- Что такое текст?

- Как отличить, где текст, а где не текст?

- Где мы пользуемся текстом?

- Как правильно составлять текст?

- в книгах, у взрослых, понаблюдать самим.

- Выскажись сам, выслушай товарища, найдите общее мнение, решите, кто будет отвечать.

1 группа работает по карточке № 1, 2 группа по карточке № 2, 3- № 3

Анализируют, какие трудности возникли при работе в группе, делают выводы.

1 гр. Читает с выражением.

- нас смутило то, что из прочитанного не понятно, о чем идет речь.

Далее с помощью учителя идет анализ произведения,  детям сообщается, что оно называется  «Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой», учащимися всего класса делается вывод, что здесь нет предложений, поэтому нельзя сказать, что это текст.  

2 гр. Читает свою карточку, делает вывод, что текст не получился, т.к. они сообщают о разных предметах. Учащимися всего класса делается вывод, что в тексте в предложениях должно говориться об одном и том же.

3 гр. Читает свою карточку, сообщает о том, что это нельзя назвать текстом, т.к. нужно поменять предложения местами. Зачитывают правильный вариант, сообщают о том, что теперь это текст, т.к. появился общий смысл, общая мысль.

Пытаются сформулировать, что такое текст, повторяют определение хором.

Выделают признаки текста.

Определяют по сформулированным признакам, где текст.

- в учебнике, книгах, журналах, энциклопедиях, когда пишем и читаем письма, в ТПО и т.д.

- Знакомство с понятием «текст».

- Что такое текст?

- Как отличить, где текст, а где не текст?

- Где мы пользуемся текстом?

Повторяют основные выводы по уроку.

Отмечают  свои  достижения.

-Смотрят в учебнике на упражнение, с которым предстоит поработать дома.

 

Настрой на работу на уроке после активной перемены.

Формирование регулятивного УУД контроля.

Формирование регулятивного УУД целеполагания

Формирование коммуникативного УУД постановка вопроса, регулятивного УУД целеполагания

Формирование коммуникативных УУД планирование учебного сотрудничества и умение полно и точно высказывать свое мнение

Формирование познавательных логических УУД анализа и сравнения.

Формирование коммуникативных  УУД планирование учебного сотрудничества и коррекции

Формирование коммуникативного УУД умение полно и точно высказывать свое мнение в соответствии с заданными условиями коммуникации

Формирование познавательного логического УУД обобщения

Формирование познавательного логического УУД обобщения и регулятивного УУД итогового контроля

Формирование регулятивного УУД оценка

Карточка для группы № 1

Прочтите.  
ж
жжж
жжжжжжжж
жжжжж
жжжжжжжжжжжж
БАЦ!
жжжж
ж… ж…
жжжжжжжжжжжжж
БАЦ! БАЦ!
Жжжжжж
БАЦ! БУМ!
ДЗЫНЬ!
Жжжжжж
ТОП.
Жжжж
ТОП-ТОП.
жжжжжжжж
ТОП-ТОП-ТОП.
жжжжжжжжжжжж
ШЛЁП!
………………………………
ШМЯК!
И стало тихо.

Что вызывает у вас недоумение, затруднение?

Подумайте, можно ли назвать это текстом.

Карточка для группы № 2

Прочтите.

    У меня дома есть домашнее животное. В лесу очень много различных животных. Моя мама очень любит животных.

О ком говориться в предложениях?

Можно ли назвать это текстом?

Карточка для группы № 3

Прочтите.

    Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном сказочном городе жили коротышки.

О чем эти предложения?

Можно ли назвать это текстом?

Нужно ли что-то изменить в нем?

        

Теоретическое обоснование:

Орфографическая пятиминутка:

Развитие регулятивного УУД контроля с помощью задания сверить свою работу с предъявляемой.

Определение учащимися  темы и постановка вопросов на урок:

Развитие регулятивного УУД целеполагания  с помощью проблемной учебной ситуации.

     Открытие учащимися особенностей текста

      Развитие познавательного общеучебного УУД «постановка и решение  

      проблемы» на основе исследовательского метода,

      развитие познавательных  логических УУД  анализ,  обобщение на основе      

      исследовательского метода,

      развитие коммуникативных УУД  «планирование учебного  

     сотрудничества»,  «умение достаточно полно и точно выражать свои мысли      

      в соответствии с заданными условиями коммуникации»  в процессе работы

       в микрогруппе.

      Закрепление способа отличия текста от предложения и набора    

       предложений:

      Развитие познавательного логического УУД сравнения при отборе  

      информации по заданным критериям.

      Оценка детьми собственной деятельности и успехов на уроке:

     Развитие регулятивных УУД итогового контроля, оценки, коррекции на        

     сравнении поставленной темы, вопросов и их решения к концу урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"2 класс

Данный урок стоит седьмым в разделе тематического планирования. Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы раз...

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Способы образования наречий"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века».Тема – Способы образований наречий.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском языке на примере обр...

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Словообразование глаголов"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема –  Словообразование глаголов.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском язык...

Проект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слова однозначные и многозначные»

Открытый урок русского языка во 2 классе, УМК «Начальная школа ХХI века», ФГОС. Тип урока: урок сообщения новых знаний....

Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."

Проект урока по русскому  языку  на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен  в соответствии с рабочей программой  УМК "Школа России"( 1 - ...

проект урока по русскому языку 4 класс

Правописание падежных безударных окончаний имён существительных трёх склонений...

Проект урока по русскому языку в 1 классе . Программа: « Школа России ».

Тема: « Знаки препинания в конце предложения ».Педагогическая цель: способствовать формированию первичных представлений о видах предложения по цели высказывания.Тип урока: решение учебной задачи...