Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Милосердова Ольга Валерьевна

Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола"(Перспектива)3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_miloserdova_ov.docx42.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока русский язык (УМК «Перспектива») в  3 классе  в соответствии с требованиями ФГОС

Ф.И.О. Милосердова Ольга Валерьевна

Предмет: русский язык

Класс: 3 «К»

Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Цели:  познакомить учащихся с неопределенной формой глагола.

Цель деятельности учителя:

1. Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи, ознакомление детей  с особенностями глаголов  неопределённой формой;

2. Развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; 

3. Формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса и любви к русскому языку.

Группы формируемых компетенций: 

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД:  проявление инициативы в образовательном процессе, умение взаимодействовать в паре и группе  при выполнении учебных заданий; формулировать выводы из изученного материала; осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; высказывание своей точки зрения и попытки её обоснования.

Познавательные УУД:  Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения  об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку

Используемые технологи: технология деятельностного метода (на всех этапах урока), технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии) , технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровьесберегающие технологии (физминутки).

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная ,групповая.

Методы работы: деятельностный (самостоятельный поиск решения), наглядный, практический.

 Образовательные ресурсы:

  1. Методические рекомендации (пособие для учителя).
  2. Слайдовая презентация  к уроку.

Оборудование: проектор, экран, сигналы, учебник « Русский язык 3 класс» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина(2 часть) , рабочая тетрадь по русскому языку, слайдовая презентация к этапам урока, наглядный и раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учеников

   Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

                         УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

а)эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Приветствует обучающихся,

проверяет их  готовность к

уроку, включает в деловой ритм.

-Уважаемые гости!  Вас приветствует 3 класс!                                 - Новый день, новые знания, новый урок русского языка!                                

Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит,
просыпается природа и нашей с вами встрече я рада.

А с каким настроением вы начинаете урок, покажите. Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.(слайд1)

А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем  уроке-исследовании.(слайд 2)

Кто такой исследователь? Прочитайте определение из словаря С.И. Ожегова.( слайд3)

А началом нашей работы станет девиз. Прочитайте.

Лучший способ изучить что –либо – это открыть самому.(Джордж Пойа)

-Как вы понимаете это высказывание? Почему это высказывание я сделала девизом нашего урока? В конце урока мы еще вернемся к нему.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

б) минутка чистописания

Дети прописывают сочетание букв по образцу 

Подготовка к введению новой темы.

У: Подготовим руку к письму, пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,(пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять,(ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом,(движение средних пальцев в быстром темпе) 

А четвертые пешком,(медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал(ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал.(стук кулаками по поверхности стола)

-Исследования записываются в научных дневниках, а у нас это наши тетради. Запишите дату исследования, место исследования.

Для минутки чистописания я выбрала такие буквосочатания. На доске: ть//ти//чь// Сегодня они нам пригодятся на уроке, с ними мы ещё встретимся.

3. Актуализация знаний.

а) интервью

б) составление кластера

Два ученика - диалог- сценка о глаголе.

- Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и известную частицу.

- Что бы пожелали ребятам?

- Чтобы русский все ребята на десятку знали.

На письме и в разговоре меня употребляли.

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду – все в действие придет.

Летит ракета, люди строят здания

Цветут сады и хлеб в полях растет.

Составляют кластер о глаголе в группах

Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку

учебной задачи

- Однажды у одной части речи телеканал взял интервью, в котором она рассказала о себе.    Послушайте вопросы и ответы, и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке?

-Конечно же –это знакомый незнакомец Глагол

-Почему я так сказала?

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Составим кластер, а помогут нам вопросы?(слайд 4)

-Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам?

- Какие три времени имеет глагол?

- Молодцы ребята, вы  много знаете о глаголе.

- Но сегодня мы узнаем об этой части речи что – то новое.

Личностные: развивать навыки сотрудничества.

Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: использование знаково-символических средств

4.  Постановка учебной задачи

Работают по цепочке у доски, остальные в тетрадях. Проверяют с помощью сигнальных карточек.

Дети отвечают на вопросы, делают свои предположения.

Формулируют тему урока и определяют задачи.

- Ребята! Нам пришла телеграмма. Странно на ней нет подписи отправителя, но есть адрес: остров Глаголов.

- Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.

- Кто бы мог нас пригласить туда?

- Тогда в путь. А вот мы и на острове Глаголов.

-  Но что это, все дома пусты. Что происходит?

- Мне кажется, здесь от нас ждут помощи.

- Чем мы можем помочь жителям острова?(расселить жильцов-слова по домам)

На доске слова:  выкопал, угрожает, убежал,побежать, теплеет, оденется, прибегут, обедать

- Как доказать, что жильцы попали в свои дома?(задать к слову вопрос. Глагол выкопал отвечает на вопрос Что сделал?,значит глагол стоит в форме настоящего времени, отнесу слово в 1 домик)

- Какое слово вызвало затруднение?

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы оказались лишними? Ваши предположения….

- Кто догадался, что сегодня будем исследовать на уроке?(новую форму глагола).

- Какую цель перед собой поставим?(узнать чем эти глаголы отличаются от других глаголов и как называются)

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной

задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и  

неизвестно

Принимают и сохраняют учебную задачу и цель.

Познавательные: распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

Фиксируют проблему; выбирают способ решения проблемы; прогнозируют

Коммуникативные: аргументируют своё мнение, достигают договоренности.

5.Изучение нового материала

а) исследование

б) обобщение

Составляют план

достижения

цели и

определяют

средства,

аргументируют свои высказывания, делают выводы.

Организует исследовательскую деятельность детей

- Я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим постараться найти ответ на этот вопрос.

У:Давайте определим время глагола- обедать(время определить нельзя)

-Число?(тоже нельзя)

-Куда поместим?(в отдельный домик)

-На какой вопрос отвечает слово обедать?(что делать?)

(аналогичная работа со словом побежать)

- А как бы вы назвали глагол у которого не определяется время и число?

У: Форма глагола которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. Такие глаголы имеют 3 названия (слайд 5 и карточку на доску)                         

Начальная форма глагола

      Неопределённая форма глагола

                          Инфинитив

Какое из этих названий вам   незнакомо?  

 Инфинитив – в переводе означает- начальный, начальная форма.

-Сверим своё предположение с учебником.

- Зря страницы не листай, где закладка открывай.стр.72

- Прочитайте тему урока.

Дадим название нашему 4 домику.

Личностные: разрешать проблемные ситуации.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: . излагать своё мнение, аргументируя его.

Познавательные: выделение существенной информации, структурирование знания.

6. Физминутка.

Дети  выполняют

движения.

Организует

физминутку

У: А теперь немного отдохнём. (слайд 6)

7. Продолжение работы над темой урока.

а)Работа по учебнику

б)Дифференцированное задание.

Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы.

Составляют видовые пары по вопросам что делать?что сделать?

На доске выполняет один ученик, остальные самостоятельно. Проверка с помощью сигнальных карточек.

Проверяют себя по образцу на доске

Организует письмо с комментированием Контролирует выполнение работы

Организовывает наблюдение за грамматическим значением глаголов в н.ф. соверш.и несоверш.вида.

Дети выбирают самостоятельно один уровень и выполняют его в тетради.

Выделяют суффиксы  в глаголах неопределенной формы.

1 и 2 уровень-проверка сигнальными карточками.

3 уровень по образцу-на слайде(самопроверка)

Упр.131,стр.72

-Выпишите глаголы.

-На какие вопросы отвечают выписанные вами глаголы.

-На что оканчиваются глаголы?

-А теперь вернемся к началу нашего урока, к минутке чистописания. Что писали?

У: Некоторые ученые считают эти сочетания окончанием, а другие суффиксами. Но мы с вами будем относить их к суффиксу, как и автор нашего учебника.

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов?(вопросами)

-На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (карточку на доску) 

-Сравним все сказанное о глаголе н.ф. с сообщением  профессора Самоварова на с.72

-Совпадают наши высказывания со словами профессора?

-Молодцы!!!

- упр. 133, стр. 73

-Составьте пары из глаголов первого и второго столбика, так чтобы они называли похожие действия но отвечали на разные вопросы: что делать?-читать, что сделать? –прочитать.

-  Как вы думаете в каком столбике глаголы обозначают законченное действие?(во втором)

-На какой вопрос они отвечают?(что сделать?)

-А в первом столбике, что обозначают глаголы? (незаконченное действие)

-Сделаем вывод.(слайд 7 )

- А теперь внимание дифференцированное задание.(слайд 8 )

1 уровень.

От имен существительных образуй глаголы неопределенной формы.

Победа –

Работа –

Беседа –

2 уровень.

Запиши пары глаголов по образцу.

Терять – находить

Любить –

Говорить –

Входить –

- Докажите, сразу подставляя вопросы неопределенной формы.

3 уровень.

-Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

  • Зарубить на  носу; - запомнить
  • Клевать носом; - дремать
  • Пропустить мимо ушей; - прослушать
  • Вставлять палки в колёса; - мешать
  • Делать из мухи слона; - преувеличивать
  • Обвести вокруг пальца; - обмануть
  • Держать язык за зубами. – молчать

- Сравните себя с доской.(слайд 9)

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:

действие по

намеченному

плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом этапе.

Познавательные:

ориентация в

учебнике, чтение

учебных текстов. Их полноценное

понимание и

воспроизведение, выполнение

действий и

сравнение с

эталоном

Предметные:                 использование системы научных и теоретических знаний на практике. Писать мягкий знак в гаголах н.ф.

8. Рефлексия

Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой.

Взаимопроверка. Организует самостоятельную деятельность детей, а затем работу в парах.

- Все глаголы хороши и достойны особой чести, если они стоят в нужном месте. (слайд10)

У:  Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы.

 Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша  родина будет (радую) нас своей красотой.

-Прочитайте полученный текст.(слайд 11)

-О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу) 

Оцените свою работу на полях в тетради с помощью знаков.

! - нет ошибок;

+ - 1-2 ошибки;

?- нужна помощь учителя

Личностные: осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстом.

Познавательные:

чтение учебных заданий, их полноценное

понимание и

воспроизведение.

Регулятивные:

действие по

намеченному

плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом

этапе.

9. Итог урока.

Делают обобщение по теме урока

Оценивают

результаты

своей

деятельности

на уроке

Организует работу  учеников

- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается.

- Подведём сейчас итог, может зря прошёл урок?

- Какую цель ставили?(узнать о новой форме глагола,и чем эти глаголы отличаются от других глаголов и как называются)

- Достигли ли её в ходе урока?

- Какую часть речи исследовали?

- Что  узнали ?

- Вернемся к девизу нашего урока.

-Подходит ли высказывание к нашему уроку? Докажите.(в девизе есть глаголы н.ф.)

-А теперь каждый для себя подведёт итог своей работы на уроке, продолжив предложение глаголами неопределенной формы.

На уроке русского языка мне понравилось(что делать)…..применять полученные знания на практике, отвечать, работать в группе, думать

-Оцените свою работу за урок  с помощью сигнальной ленты «Светофор»(слайд  12)

-  Покажите с каким настроением заканчиваете урок. (слайд  13)

Личностные: формирование самооценки и взаимооценки,   осознание обучающимися своей учебной деятельности

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной  форме.

 

10. Д/з. Оценки за урок.

Записывают домашнее задание

Предлагает записать домашнее задание в дневник

(слайд 14)

  1. По выбору.

1)Творческое задание- придумать «запоминалку» о глаголах неопределенной формы(схема,рисунок,стихотворение и т.п.)

2)Используя дополнительные источники, узнайте, в каких случаях используют эти глаголы.

Одеть – надеть? Кушать – есть?

  1. Р.т. упр.113 с 72

       3. Индивидуально- составить кроссворд из словарных слов- глаголов н.ф.

Вашу работу оценю в электронном дневнике,беджами.(слайд15)

1.Беджи

2.Отметки

-Проверю  работу по карточкам, учту работу на уроке и в начале следующего урока объявлю вам оценки.

       Все услышали звонок

      Наш закончился урок!

Спасибо за внимание!!!

Хорошего весеннего настроения!!!(слайд16)

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Доп.материалТест по теме"Глагол"

Дети отмечают в тетрадях варианты ответов.

  1. А
  2. Б
  3. Б
  4. В
  5. печь

Проверим, что знаем и что узнали.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает.

А) действие     Б) признак          в) предмет

2. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос:

А) что делает?        Б) что делать?    В) что сделать?

3.Найди глагол в неопределенной форме:

А) думал    Б) играть     В) пишет

4. Чем в глаголах являются –ть, ти, чь?

А) часть слова  Б) окончание    В) суффикс

5. Найти лишнее слово:

     Печь, лечь, течь, сечь.

- Проверь себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...