Рабочая программа по русскому языку для 3 класса "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Горохова Мария Алексеевна

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы и базисным планом, рабочая программа в 3 классе рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю,

 ( 34 учебные недели), реализуется программа базового уровня.

Ценностные ориентиры
В содержании учебного предмета «русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
На уроках русского языка ученики 
получат начальное представление о нормах русского лите-

ратурного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты
обучения по другим школьным предметам.

Содержание учебного предмета.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число  глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова ©   гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений):изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Результаты изучения курса

Личностные  результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | различных социальных ситуациях,\умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на  мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения  коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Использование различных способов поиска (в справочных источни-i ах), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
  • Активное использование речевых средств и средств для решения  коммуникативных и познавательных задач
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:

•    понимать, что предложение - это основная единица речи;

 понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

•    различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

•    оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

•    различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

•    называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

•    понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

•    различать словосочетание и предложение;

•    называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);

•    понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

•    называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

•    понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;

•    различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

•    использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

•   давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

•    понимать влияние ударения на смысл слова;

•    различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

•    понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

Третьеклассники получат возможность научиться:

•    орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;

•    проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

•    производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

•    производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

•    распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

» изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

•    интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;

•    вычленять в предложении основу и словосочетания;

•    производить элементарный синтаксический разбор предложения;

•   определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

•    определять тип текста;

•    писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя

Формы контроля

Учеты знаний

Контрольные диктанты

Всего

I триместр

3

3

6

II триместр

4

4

8

III триместр

2

3

5

Всего

9

10

19



Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема

Дата план.

Дата факт.

ЯЗЫК И РЕЧЬ (2 ч)

1

Наша речь. Виды речи.

01.09

2

Наш язык.

04.09 – 08.09

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (14 ч)

3

Текст. Типы текстов.

4

Текст. Типы текстов.

5

Предложение.

6

Виды предложений по цели высказывания.

7

Виды предложений по интонации.

11.09 – 15.09

8

Предложение с обращением.

9

Обучающее изложение.

10

Главные и второстепенные члены предложения.

11

Главные и второстепенные члены предложения. Словарный диктант.

12

Простое и сложное предложение.

18.09 – 22.09

13

Простое и сложное предложение.

14

Словосочетание. ТУЗ «Предложение»

15

Обзорно-обобщающий урок по теме «Текст. Предложение. Словосочетание.»

16

Контрольный диктант №1 по теме «Предложение»

СЛОВО В ЯЗЫКЕ  РЕЧИ (19 ч)

17

Анализ диктанта. Работа надо ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

25.09 – 29.09

18

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

19

Синонимы и антонимы.

20

Омонимы.

21

Слово и словосочетание. Словарный диктант.

22

Фразеологизмы.

02.10 – 06.10

23

Обучающее изложение.

24

Анализ изложения. Работа над ошибками. Части речи.

25

Имя существительное.

26

Имя прилагательное.

27

Глагол.

09.10 – 13.10

28

Что такое имя числительное?

29

Однокоренные слова. Словарный диктант.

30

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

31

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

32

Обучающее изложение.

16.10 – 20.10

33

Проект «Рассказ о слове». ТУЗ «Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки»

34

Обзорно-обобщающий урок по теме «Слово в языке и речи»

35

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи»

СОСТАВ СЛОВА  (16 ч)

36

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Что такое корень слова?

37

Как найти в слове корень?

23.10 – 27.10

38

Сложные слова.

39

Что такое окончание?

40

Как найти в слове окончание? Словарный диктант.

41

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

42

Значение приставок.

09.11 – 10.11

43

Что такое суффикс? Как начти в слове суффикс?

44

Значение суффиксов.

13.11 – 17.11

45

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»

46

Анализ сочинения и работа над ошибками. Повторение. Правописание слов с парным согласным в корне слова. Что такое основа слова?

47

Состав слова.ТУЗ: «Разбор слов по составу».

48

Обзорно-обобщающий урок по теме «Состав слова»

49

Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова»

20.11 – 24.11

50

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Проект «Семья слов»

51

Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (29 ч)

52

Анализ изложения и работа над ошибками. В каких значимых частях слова есть орфограммы?

53

Правописание слов с безударным гласным в корне.

54

Правописание слов с безударным гласным в корне. Словарный диктант.

27.11 – 01.12

55

Правописание слов с безударным гласным в корне.

56

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

57

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

58

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

59

Обучающее изложение.

04.12 – 08.12

60

Анализ изложения. Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

61

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

62

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

63

Правописание слов с удвоенными согласными.

64

Правописание слов с удвоенными согласными. ТУЗ «Правописание корней слов»

11.12 – 15.12

65

Обзорно-обобщающий урок по теме «Правописание корней слов»

66

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание корней слов»

67

Анализ работ. Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.

68

Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант.

69

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».

18.12 – 22.12

70

Анализ сочинений. Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.

71

Правописание предлогов и приставок.

72

Правописание предлогов и приставок.

73

Правописание слов с разделительным твердым знаком.

74

Разделительный твердый и мягкий знаки.

 25.12 – 29.12

75

Проект «Составляем орфографический словарик». ТУЗ «Правописание частей слова»  

76

Обзорно – обобщающий урок по теме «Правописание частей слова»

77

Контрольный диктант №5 «Правописание частей слова»

78

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Разделительный твердый и мягкий знаки.

79

Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану.

11.01 – 12.01

80

Разделительный твердый и мягкий знаки. Анализ изложения. Работа над ошибками.

ЧАСТИ РЕЧИ (76 ч)

81

Части речи.

15.01 – 19.01

82

Имя существительное и его роль в речи.

83

Имя существительное и его роль в речи. Словарный диктант.

84

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

85

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

86

Обучающее изложение.

22.01 – 26.01

87

Анализ изложения. Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные.

88

Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени»

89

Число имен существительных.

90

Число имен существительных.

91

Род имен существительных.

29.01 – 02.02

92

Род имен существительных. Словарный диктант.

93

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

94

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. ТУЗ «Имя существительное»

95

Обзорно-обобщающий урок по теме «Имя существительное»

96

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

05.02 – 09.02

97

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Склонение имен существительных.

98

Падеж имен существительных.

99

Падеж имен существительных.

100

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

101

Анализ сочинения. Работа над ошибками. Именительный падеж

12.02 – 16.02

102

Родительный падеж.

103

Дательный падеж.

104

Винительный падеж.

105

Творительный падеж.  Словарный диктант.

106

Предложный падеж.

19.02 – 22.02

107

Все падежи.

108

ТУЗ «Склонение имен существительных»

109

Обзорно-обобщающий урок по теме «Склонение имен существительных»

110

Контрольный диктант №7 по теме «Склонение имен существительных»

26.02 – 02.03

111

Анализ диктанта. Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка»

112

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.»

113

Анализ работ. Работа над ошибками. Значение и употребление имен прилагательных в речи.

114

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

115

Роль прилагательных в тексте.

05.03 – 09.03

116

Текст-описание. Словарный диктант.

117

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

118

Род имен прилагательных.

119

Изменение имен прилагательных по родам.

120

Изменени имен прилагательных по родам.

12.03 – 16.03

121

Число имен прилагательных.

122

Число имен прилагательных.

123

Изменение имен прилагательных по падежам.

124

Изменение имен прилагательных по падежам.

125

Обобщение знаний.

19.03 – 23.03

126

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

127

ТУЗ «Имя прилагательное»

128

Обзорно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

129

Контрольный диктант №8 по теме «Имя прилагательное»

03.04 – 06.04

130

Проект «Имена прилагательные в загадках»

131

Личные местоимения.

132

Изменения личных местоимений по родам. Словарный диктант.

133

Местоимение.

09.04 – 13.04

134

Местоимение.

135

Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

136

Работа над ошибками. Анализ изложения. Значение и употребление глаголов в речи.

137

Значение и употребление глаголов в речи.

138

Значение и употребление глаголов в речи.

16.04 – 20.04

139

Неопределенная форма глаголов.

140

Неопределенная форма глаголов.

141

Число глаголов.

142

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

143

Времена глаголов. Словарный диктант.

23.04 – 27.04

144

Времена глаголов. Второе лицо глаголов.

145

Изменение глаголов по временам.

146

Изменение глаголов по временам.

147

Обучающее изложение.

148

Анализ изложения. Работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени.

30.04 – 04.05

149

Род глаголов в прошедшем времени.

150

Правописание частицы НЕ с глаголом.

151

Правописание частицы НЕ с глаголом.

152

Обобщение знаний.

153

Обобщение знаний. ТУЗ «Глагол»

07.05 – 11.05

154

Обзорно-обобщающий урок по теме «Глагол»

155

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»

156

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

ПОВТОРЕНИЕ (14 ч)

157

Части речи.

158

Части речи. Словарный диктант.

14.05 – 18.05

159

Обучающее изложение.

160

Анализ изложения. Работа над ошибками. Обобщение изученного о слове, предложении.

161

Правописание окончаний имен прилагательных.

162

Правописание приставок и предлогов.

163

Правописание безударных гласных.

21.05 – 25.05

164

Правописание значимых частей слова.

165

Итоговый контрольный диктант.

166

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Однокоренные слова.

167

Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

168

Анализ работ. Работа над ошибками. Текст.

28.05 – 31.05

169

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул».

170

КВН «Знатоки русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России")

Рабочая программа по русскому языку,  2 - 4 класс (УМК " школа России")...

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...