технологическая карта урока русского языка в 3 и 4 классах
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Климова Светлана Алекандровна

технологическая карта урока русского языка в 3 и 4 классах по  теме в 3 классе:

"Изменение имён существительных по падежам ( склонение)", в 4 классе: "Изменение глаголов по временам". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_urok_russkogo_yazyka.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: «открытие» новых знаний, урок – исследование

Тема урока

Изменение имён существительных по падежам( склонение)

Цель урока

Дать понятие о склонении имён существительных. Познакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении.

Задачи

Организовать наблюдение над существительными через выведения учащимися на необходимость использования их в речи.

Формировать работу в парах постоянного состава

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в оммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Тема урока Изменение глаголов по временам

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

I .Самоопределение к деятельности.

-Поприветствуем друг друга: «Добрый день! Давайте улыбнёмся, друг другу , я рада видеть вновь ваши лица, ваши улыбки и думаю ,что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Слайд 1

II.Актуализация знаний

- Как вы настроены, поработать сегодня. Хорошо!!!!!

1. Чистописание. Оо

Окно, окна, окну, под окном, на окне

(изменилась форма слова)

Чистописание

Оно и б__жит, оно и л__тит,

Оно и быстротечно, оно и бесконечно

- Что общего в словах, в которых пропущена орфограмма? (это глаголы)

.( время)

- Где мы встречаемся с понятием время? (в быту, в математике)

- Может ли это понятие относится к русскому языку?

- Каким образом? Докажите на примере глагола бежать.

- Определите тему урока? (Изменение глаголов по временам)

III. Подведение к проблеме:

IV.Формулирование проблемы:

Ребята, я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те  слова, которые меняют свою форму.

Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок:  нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

Уч. Какие два слова здесь встречаются (ромашка и мотылек)

Слайд № 3

мотылёк                ромашка

…..

Уч. Что заметили? Какая часть слова изменяется?

(Изменяется окончание.)

Для чего служит окончание?

(Окончания служат для связи слов в предложении.

 Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.)

Давайте поставим к словам вопросы.

Слайд № 4,5,6

Почему разные вопросы? (кто? Что?)

IV. Актуализация опорных знаний.

КАРТОЧКА №1

- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.

+ - уже знаю

– - думаю иначе (есть ошибка)

? - есть вопрос (не знаю)

  1. Глагол – это часть речи. ( )
  2. Глагол обозначает признак предмета. ( )
  3. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )
  4. В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )
  5. Глаголы изменяются по числам: в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов. ( )
  6. Глаголы изменяются по временам и выделяют три времени, которые отличаются вопросами. ( )

Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )

Актуализация и пробное учебное действие

Уч. Всего в русском языке 6 падежей:

- Кто знает их и может назвать?

именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

Но почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать сказку.

(На доске карточки)

Имя существительное еще не родилось, а уже все думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный, от слова имя.

Родился – стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.

Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Но он был еще и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.

Уч. Ребята,  положите перед собой карточку-помощницу, которую мы сейчас будем заполнять. Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать.

Слайд № 8

III этап. Локализация индивидуальных затруднений.

Работа по учебнику

Разноуровневые задания:

Желтый цвет

Выпиши глаголы в форме настоящего времени

Поют, играли, смотрю, побегу, смотрим, бежали, открываешь, мечтаете, пишу, прочитаю, обещали, спасаю

Зеленый-2 уровень

Запиши данные глаголы в форме прошедшего времени, множественного числа.

Бежать-

Думать -

Смотреть -

Считать -

Чернеть -

Коричневый -  3 уровень

Проверь, верно ли указано время глаголов. Письменно исправь ошибки

Плывет (прош.вр.), построили (прош вр), смотрят (наст вр), будут петь (наст.вр,), мечтаю(буд вр), увижу (буд вр) потеряли (наст вр)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.- Составим алгоритм « Как определить падеж имени существительного»( слайд 8)

1.Найди слово в предложении, к которому относится имя существительное

2. Задай падежный вопрос от этого слова к имени существительном

3. По падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово.

IV этап Построения проекта коррекции выявленных затруднений

А) работа в парах

- Мы говорим «время, времена». А с каким существительным мы ещё употребляем слово «времена». «Времена года».(картинки) Какие времена года вы знаете? Какое время года идёт сейчас? А будет? А было? С помощью времён года мы сейчас потренируемся в умении определять время глаголов. У вас есть карточка, на которой написаны времена года и предложения. Распределите предложения по временам года.

Осень – Листья с деревьев опасть. Птицы на юг улететь.

Зима – Сегодня падать снег. Дуть сильный ветер

Весна – Скоро растаять снег. На деревьях распустить почки.

Запись в тетрадь по памяти

Первичное закрепление

1. С.9 упр.2

(Читают задание и разбирают образец, КОТОРЫЙ НАПИСАН НА ДОСКЕ)

(Учащиеся выходят по очереди к доске и записывают словосочетание, определяя падеж. Остальные пишут в тетрадях.)

VI этап.  Этап включения в систему знаний и повторения. Обобщение затруднений во внешней речи.

В) Творческая работа. 
Беседа о природе, её красоте в различные времена года. 
- Составить текст по картине «Зима в лесу» по вариантам. 
1 вариант – использует только глаголы прошедшего времени 
2 вариант - использует только глаголы будущего времени 
3 вариант – использует только глаголы настоящего времени 

Включение в систему знаний и повторение

.. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

- Дифференцированная работа:

  • 1- группа – это упр №3 стр.10
  • 2- группа задания развивающего характера

- Прочитай. Определите падеж выделенного имени существительного. Объясни смысл пословиц. ( слайд 9)

1) Всяк живи своим умом.2) С умом задумано, да без ума сделано. 3) Сила умууступает.4) Что на уме, то на языке. 5) Ум да разум надоумят сразу. 6) Старость придёт – веселье на ум пойдёт.

После выполнения работы дети проверяют задание и оценивают работу.

3. Анализ и обобщение полученных результатов.

4. Отчёт исследования:

- чтобы определить падеж имени существительного надо…………….( знать падежные вопросы и вспомогательные слова и ……)

Рефлексия учебной деятельности Домашнее задание.

Урок 78 упр.4, правило.

VII этап.  Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....