Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые личностные результаты | Планируемые метапредметные результаты |
1. Мотивация к деятельности |
Здравствуйте ребята, сегодня я получила странное письмо, давайте его прочитаем: «Уважаемые учащиеся 3 класса, пишет вам Винительный падеж из страны Знаний. В нашем царстве Падежей случилось ужасное событие. Маленькая королева посчитала меня совершенно не нужным падежом в русском языке и прогнала из страны. Теперь в царстве живёт всего 5 падежей, а я скитаюсь по свету в поисках справедливости». - Ну что, ребята, поможем? Тогда отправляемся в сказку. С собой мы возьмём информационные листы своих наблюдений, чтобы разобраться со всеми проблемами в сказочной стране. Но на этих листах нет названия темы нашего путешествия. Как её можно озвучить? - Теперь закройте глаза. Мы перемещаемся в страну Знаний.
|
Ответы детей
- Винительный падеж имён существительных
| осознание смысла учения | умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию |
2.Словарная работа |
- Итак, мы оказались на волшебной поляне, пожалуйста, назовите то, что вы видите. - Эти слова нужно сохранить в наших информационных листах, чтобы не упустить ни одной важной детали. - Что можете сказать об этих словах? - Обменяйтесь листами и проверьте написание орфограмм и оцените свою работу на полях. - Ребята, а что вы ещё можете сказать о написанных словах? На какие группы их можно разделить? - Назовите слова, отвечающие на вопрос кто? А теперь на вопрос: что? - Молодцы. А теперь отправляемся дальше. | дети называют слова. (заяц, ромашка, берёза, мухомор, медведь, лиса) Запись слов
- Они словарные, необходимо проверить орфограммы по словарю. (Работа в парах)
- Это имена существительные и отвечают на вопросы: кто?что?
- заяц, медведь, лиса. - ромашка, берёза, мухомор. |
| умение работать со словарём, формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
|
3. Постановка первой проблемы |
«Царство Падежей» Вот мы и добрались до царства. Ребята, что интересного заметили? Именительный Родительный Дательный Творительный Предложный | кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чёт? |
- Есть ли у вас какие-нибудь предположения о причине такого поведения королевы? -Давайте встретимся с маленькой королевой и узнаем в чём же дело. Двери во дворце остались закрытыми, но нам прислали послание от королевы: «Ответ: Винительный падеж всегда путает меня, он повторяет вопросы других падежей, поэтому является лишним среди нас!»
- Ребята, что вы поняли из прочитанного? Согласны ли вы с королевой?
Ребята, здесь есть продолжение : « Но если вы сумеете найти отличия в существительных моей загадки, то я верну винительный падеж в строй» - Ну, ребята, попробуем справиться с заданием и вернуть винительный падеж?
- Итак, ребята, давайте открывать тайны связанные с винительным падежом. В золотой клубочек спрятался дубочек. -Прочитайте загадку и попробуйте определить падеж имён существительных. - В чём возникли затруднения?
Значит, какие цели мы поставим перед собой? Фиксирует цели на доске. - А какие умения приобретёте вы для себя?
|
- В таблице падежей не хватает винительного.
- Ответы детей
Винительного падеж отвечает на вопросы: Кого? Что? Они схожи с вопросами именительного и родительного падежей)
Наблюдают за предложением. Дети называют свои версии.
- Существительные отвечают на один и тот же вопрос: что? И. п. или В. п. — Узнать, как отличать винительный падеж от именительного. — Приобрести умение правильно определять падежи имён существительных. |
| умение формулировать собственную позицию и обосновывать ее; умение контролировать результаты своих действий
опыт формулирования проблемы в виде вопроса для исследования и формулирования целей урока |
4. Поиск решения первой проблемы |
- Давайте вспомним некоторые правила: Почему именительный падеж называется именительным? - Попробуйте предположить, почему винительный падеж так называется? -Правильно. Обвинить кого? Обвинить что? -Давайте выясним, в чём возникло затруднение при определении И. и В. падежей. -Запишите в тетради вопросы И.п. -А теперь запишите вопросы В.п. -Что заметили? - В чём заключается опасность при определении этих падежей? - Выполним задание. Запишем два предложения. (Записывают в тетради под диктовку). - Что такое «кедр»? - А как можно вырастить кедр?
- Сравните предложения. Что заметили? - На какой вопрос отвечает слово кедр в первом предложении? - На какой вопрос отвечает слово кедр во втором предложении? - Разберите первое предложение по членам предложения. - Разберите второе предложение по членам предложения. - Определим падеж слова кедр в первом предложении -Докажите. -Можем мы предположить, что «кедр» во втором предложении в И.п.? - Определим падеж слова кедр во втором предложении. (В.п.)
-Какой вывод можно сделать? - Проверим свой вывод. Прочитайте в учебнике (стр. 49) -Совпадает данное сообщение с нашим выводом? |
- Этот падеж называет имя предмета, одушевлённого (кто?) или неодушевлённого (что?) - Название связано со словом «винить»
(Учащиеся записывают: кто?что? (Учащиеся записывают: кого? что? - Вопрос что? есть и в И.п., и в В.п. - их трудно различить
В лесу растёт кедр. Ребята выращивают кедр.
(Хвойное дерево)
- Повторяется слово кедр. - На вопрос что?
- На вопрос что?
(И.п.)
- «Кедр» - подлежащее, а подлежащее всегда в И.п. - Нет. Во 2 предложении подлежащее – «ребята», значит «кедр» - второстепенный член, значит не И.п., т.к. только подлежащее стоит в И.п. (Самостоятельно читают вывод в учебнике) -Да |
| умение сохранять цели урока
умение строить речевое высказывание
умение контролировать свой результат |
5. Физ. пауза (Выполняют упр. под музыку) |
6. Построение алгоритма |
- Составим алгоритм распознавания И.п. и В.п. и запишите его в свои информационные листы
- Сравним ваш алгоритм с алгоритмом на слайде. - А теперь необходимо проверить составленный алгоритм в работе. (Работа в группах)
| 1. Читаю предложение. 2. Определяю главные члены – подлежащее и сказуемое. 3. Слово-подлежащее стоит в И.п.. 4. Другие слова в предложении, также отвечающие на вопрос что, являются второстепенными членами, следовательно, они стоят в В.п. |
|
|
8. Первичное закрепление |
Каждая группа получает конверты с заданием. Работая по алгоритму, дети разбирают предложения и указывают падеж существительных.
- Давайте посмотрим, как поработали наши группы. (Проверка) | Самостоятельная работа в группах.
|
| умение планировать свою деятельность
|
9. Контроль достижения целей |
- Дети, давайте вспомним загадку, которую дала нам маленькая королева «В золотой клубочек спрятался дубочек» - Запишите её. - Можем теперь определить падежи существительных? - Какой вывод можно сделать? - А какая же отгадка у этой загадки? - Верно! Он из жёлудя пророс, А потом всё рос и рос, Год за годом подрастал – И могучим дубом стал! - От какого слова нужно задать вопрос к слову «клубочек»? - С каким предлогом слово «клубочек» употреблено в этой загадке ? - Мы уже говорили о предлогах Р.п. и Д.п. падежей. - Какую задачу нужно поставить на следующий урок?
- Но к этому уроку вы подготовитесь дома. Домашняя работа: составить 4 предложения с существительными в В.п. , причём в одном из них существительное должно быть употреблено с предлогом. Так мы узнаем предлоги В.п.
А теперь посмотрите на экран. Маленькая королева выполнила своё обещание. Мы разгадали её загадку, а она вернула Винительный падеж в сказочную страну.
|
(Один учащийся записывает загадку на доске) -Да
-Клубочек – В.п. (Жёлудь)
( От слова «спрятался». Спрятался куда?) (С предлогом «в»)
(С какими предлогами употребляются существительные в В.п.) |
|
|
10. Рефлексия |
- Какая была тема урока? - Какие цели ставили на этом уроке?
- Достигли поставленных целей? - Оцените свою работу на уроке с помощью нашего светофора и нужный цвет вложите в волшебный мешочек знаний. Если вы довольны своей работой, были активными, самостоятельными, быстро выполняли задания, старались, прикрепите зелёный цвет. А если вы не очень довольны своей работой, если считаете, что можете быть активнее, старательнее, то прикрепите жёлтый цвет, ну а если было трудно и вам нужна помощь, то красный кружочек. | - Винительный падеж существительных — Узнать, как отличить винительный падеж от именительного. Приобрести умение правильно определять падежи существительных. |
положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» |
умение сохранять цели урока
умение определять соответствие результата деятельности поставленным целям
|