Главные вкладки

    План-конспект урока русского языка по теме: " Предложный падеж имени существительного"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Макаренко  Валерия Сергеевна

    Класс:
    Тема: Предложный падеж имени существительного.
    Тип урока: открытие новых знаний
    Цели деятельности учителя: познакомить  с особенностями  предложного падежа , развивать умение  определять падеж по вопросу и предлогу.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_urok_predlozhnyy_padezh.docx475.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    Тема: Предложный падеж имени существительного.
    Тип урока: открытие новых знаний
    Цели деятельности учителя: познакомить  с особенностями  предложного падежа , развивать умение  определять падеж по вопросу и предлогу.

    Планируемые результаты:


    Предметные результаты:

    -Узнать особенности предложного падежа

    -Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

    -Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

    -Развивать умение работать в парах.

    -.Воспитывать навык самостоятельности.

    -Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

    Метапредметные результаты:

    Познавательные результаты:

    - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

    - смысловое чтение

    - анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

    - построение логической цепи рассуждений

    - осознанное и произвольное  построение речевого высказывания в устной форме

    Коммуникативные результаты:

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    - применять правила делового сотрудничества.

    Регулятивные результаты:

    - самостоятельно определять учебную задачу

    - планировать свою деятельность по решению учебной задачи

    - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

    - адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

    - оценивать качество и уровень усвоения материала


    Личностные результаты:

    - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

    - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.


    Оборудование: учебник «Русский язык» УМК «Школа России»3 класс; презентация, карточки с заданиями для парной работы, памятка.

    Этап урока

    Хроно-

    метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность

     ученика

    Планируемые результаты

    (УУД)

    1. Организационый

    14:00-14:01

    - Здравствуйте, ребята. Наш урок поможет вам приоткрыть тайны родного языка, показать его красоту и богатство.

    Итак, начнем наш урок,  я желаю вам  успехов в открытии нового!

    - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, ниже – классная работа.

    Проверяют  свое рабочее место

    Приветствовуют учителя

    Л.: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

    1. Мотивация к учебной деятельности

    14:01-14:04

    Минутка чистописания

    -Запишите  слова через запятую, расставьте ударение, подчеркни безударную гласную. Пишем красиво, разборчиво. Работаем вдумчиво.

    Св…бода,д…рога,к…рова,ш…фёр,к…стёр, в…рона,г…рох,г…род.
    Проверьте правильность выполнения,

    -Молодцы!

     Пишут каллиграфически

    К.: адекватное оценивание деятельности другого

    1. Постановка учебной задачи и ее решение

    14:04-14:08

     

    - Вспомним с вами, о чем мы говорили на прошлых уроках?


    Посмотрите на карточки у вас  на парте. Вместе с товарищем по парте, соедините вопросы и название падежей между собой.
    Какого падежа здесь не хватает? ( Предложного падежа)

    -Попробуйте догадаться, какая будет цель нашего урока?  (Узнать больше  о предложном падеже)

    - А какие задачи нам нужно будет решить, чтобы достичь этой цели?

    1. Вспомнить название падежа.

    2. Определить вспомогательное слово.

    3. Повторить вопросы падежа.

    4. Узнать с какими предлогами употребляется.

    5. Узнать каким членом предложения
    6. Отработать полученные знания на практике.
    - Молодцы!  

    Отвечают на вопросы

    Работать в парах

    Формулируют тему , цель и задачи  урока

    К.: аргументация

    своего мнения ;

    учет разных мнений

    П.: построение

    логической цепи рассуждений, доказательств

    К.: аргументация своего мнения ;

    учет разных мнений

    Л.:смыслообразование

    4.Реализация    проекта. «Открытие» нового знания.

    14:08-14:16


    1.Попробуем решить первую задачу.
    В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться  или думать о ком-то. Затем его назвали местным, т. к. предложный падеж  указывал на место действия ( плавал в море, учился в школе, играл во дворе.)

    -А вам интересно узнать, кто и почему  придумал такое название падежу?

    Посмотрите пожалуйста на слайд. Кто это?
    Это  ребята Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов. Великий русский учёный-естествоиспытатель мирового уровня.
    Предложный падеж раньше употреблялся без предлогов. Позднее, он "обзавелся" предлогами и именно  М.В.Ломоносовым  был обозначен , как предложный .

    -Так почему этот падеж назвали предложным?

    -Как вы думаете, какое  вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

    (заботиться, думать)
    Молодцы!
    А теперь посмотрите на слайд, давайте попробуем  задать вопросы используя эти слова-помощники?  Какие вопросы мы задали?
    ( о ком? О чем? )
    Скажите, почему у падежа два вопроса? ( для одушевленных и неодушевленных  существительных)
    Молодцы! А теперь попробуем выполнить задание и определить, каким же членом предложения являются существительные в предложном падеже и с какими предлогами. Каждый выбирает задание, которое ему больше нравится. Не забывайте пользоваться памяткой при определении падежа.  (3 уровня задания с
    проверкой по эталону. )
    Итак,  какой вывод мы можем сделать? ( существительные в предложном падеже являются второстепенными членами предложения и употребляются с предлогами : о, в (во),на ,при, об )

    Высказывать собственное мнение

    Высказывают свои предположения

    Отвечают на вопросы

    Выполняют задание, проверяют себя.

    Делают выводы.

    П: Сравнение, обобщение, аналогия . Поиски выделение необходимой информации .Структурирование знаний

    К: Аргументация своего мнения . Учет разных мнений

    П: Построение логической цепи рассуждений , доказательств, выполнение действий по алгоритму


    5.Физкультминутка

    14:16-14:17

    А сейчас немного отдохнем! К доске пойдет дежурный и проведет физкультминутку

    Выполняют упражнения.  

    6.Первичное закрепление знаний

    14:17-14:20

    - Мы с вами прошли по нелегкому пути и теперь много знаем о нашем падеже! Давайте ответив на вопросы, заполним пропуски в схеме, чтобы закрепить наши знания.
    Заполнение схемы:
    1. Какое название у падежа?
    2. Какое вспомогательное слово помогает определить падеж?
    3. На какие вопросы он отвечает?
    4. С какими предлогами употребляется?

    Каким членом предложения является?
    Сравните наши ответы с правилом в учебнике на с. 54.  
    Сравните , чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами)

    - Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(и.п.) А какой только с предлогами? (п.п.)

    Заполняют схему, отвечая на вопросы

    П: Сравнение и обобщение, классификация

    К: участие  в учебном диалоге; формулировка ответа; обмен мнениями, построение  речевого высказывания.

    7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

    Разминка для глаз

    14:20-14:33

     -Итак, нам осталось закрепить наши знания на практике.

    Работа по учебнику.

    - Найдите упр.97.

    Скажите, что нужно сделать устно, а что письменно?
    (Устно: прочитать, поставить вопросы к именам существительным от слов, с которыми они связаны. На какие вопросы они отвечают? Определить падеж по вопросу. Понять на какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? С какими предлогами употребляются?
    Письменно: Записать пословицы ,выделить окончания имен существительных в предложном падеже. Подчеркнуть предлоги. )


    При солнце тепло, при матери добро

    В словах ретив, а в делах ленив

    На языке медок, а на сердце ледок

    - Как вы понимаете смысл первого предложения?

    -Найдите имена сущ. в П.п. Какие вопросы вы поставили к именам сущ. в П.п?

    - С какими предлогами употреблены имена существительные в П.п?

    -Запишите пословицы, выделите окончания имен сущ. в П.п., пользуясь памяткой  и подчеркните предлоги.

    -Давайте проверим, что у нас получилось. ( взаимопроверка, самопроверка)

    -Мы много писали и устали! Поэтому выполним небольшую разминку для наших глаз!

    - А сейчас выполним упр. 99
    Что нужно сделать в упражнении устно?
    (Прочитать, назвать произведении , найти устаревшие слова, определить их значение. Определить падеж выделенных имен существительных)

    - Прочитай  первое четверостишье. Из какой сказки данный отрывок? (сказка о царе Салтане)

    - Прочитай второй отрывок? (сказка о рыбаке и рыбке)

    - Посмотрите, как много в этих отрывках устаревших слов. Найдем к каждому толкование из предложенных ниже (злате – золотые украшения, в палате – большая комната, на престоле – царский трон, в венце – царская корона, душегрейка – теплая женская кофта без рукавов, кичка – головной убор, маковка – макушка головы, парчовая – из плотной ткани)
    Что нужно сделать письменно?( списать, над именами существительными указать падеж)

    - Спишите самостоятельно один из отрывков. Укажите падеж над им.сущ. в П.п. Проверьте правильность выполнение на доске и у себя в тетради.

     

    Читают задание

    Отвечают на вопросы

    Выполняют  упражнение в тетради

    Выполняют разминку

    Отвечают на вопросы

    Выполняют  упражнение
    Взаимопроверка, самопроверка

    К: участие  в учебном диалоге; формулировка ответа; построение  речевого высказывания.

    П.: выполнение действий по алгоритму

    П.: осознанное построение речевого высказывания;

    К.: аргументация своего мнения ;

    учет разных мнений

    8. Итог урока. Рефлексия.

    14:34-14:37

    -Какая была тема нашего урока?
    -Какая цель и какие задачи стояли на уроке?

    - С какими предлогами употребляются имена сущ.в П.п? Какое вспомогательное слово помогает определить падеж, если нет слов, от которых зависит существительное?

     - Что больше всего понравилось на уроке?
    - Что вызвало затруднения?

    Подводят итоги урока.

    П.: ориентирование  в своей системе знаний – отличие  новое от уже известного

     Р.: оценивание собственной
    деятельности на уроке

    9.Выдача домашнего задания.
    Выставление оценок с комментариями  

    14:37-14:40


    Домашнее задание на выбор:
    1. Базовый уровень: упр. 98
    2. Повышенный уровень:  Найти  самостоятельно 2 пословицы, где есть существительные, употребленные в предложном падеже. Обозначить падеж имен существительных в этих пословицах.

     
    Выставление оценок, комментирование.
     

    -Всем спасибо за урок! Вы отлично потрудились!

    Записывают д/з

    Приложение 1 .

    Памятка: « Как определить падеж имени существительного»


    Без имени-1.jpgпамятка падежи.jpgпамятка падежи 2.jpgпамятка 3.jpgпамятка 4.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: "Родительный падеж имен существительных"

    Урок русского языка для 4 класса по теме "Родительный падеж имен существительных" по программе "Школа России". Урок построен согласно требованиям стандарта второго поколения, где используется карта са...

    Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

    Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

    разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

    Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

    Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

    Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

    конспект урока по русскому языку по теме "Предложный падеж имен существительных", 3 класс

    конспект урока по русскому языку по теме "Предложный падеж", 3 класс...