«Правописание слов с разделительным Ъ знаком»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Чаалыкай Мирослава Владимировна

технологическая карта открытого урока в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnyy_urok_russkogo_yazyka.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна»

«Утверждаю»

Директор МБОУ

_________/Седен-оол Ч.Ш./

Тема урока:

«Правописание слов с разделительным Ъ знаком»

в 3 классе

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ «Дус-Дагская средняя общеобразовательная

школа Овюрского кожууна»

Чаалыкай Мирослава Владимировна

Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Цели урока: формирование умения правильно писать слова с разделительным твердым знаком;

Задачи: образовательные

  • Научить  писать слова с разделительным Ъ
  • Развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

  • Развивать логики, мышления
  • Закрепления навыка, рассуждения, объяснения, пояснения и доказательства

Воспитательные:

  • Формирование интереса к русскому языку
  • Способность воспитательной саморазвивающейся личности
  • Развивать умение детей работать в коллективе

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательную УУД:

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, таблица, иллюстрация др)
  • перерабатывать полученную информацию сравнивать и группировать

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменный речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком, отличать слова, пишущийся с ъ и без ъ.
  • Личностные: проявят уважительное отношение к мнению товарищей, интерес к изучению русского языка.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор В.П. Канакина : «Просвещение», 2013; электронный учебник по русскому языку,  карточки для индивидуальной и парной  работы; конверт с заданием для групповой работы, презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока. Методы и приемы

время

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Здравствуйте дети, меня зовут, Мирослава Владимировна. Я тоже  учитель 3 класса и сегодня я проведу у вас урок русского языка.  Ребята, сегодня на уроке вас ожидает много интересного. Перед тем, начать урок, предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли? Приложите их к своим щечкам. Чувствуете тепло? Возьмемся за руки и поделимся теплом друг с другом. И пусть на улице зима, но нас согреет тепло наших рук и сердец.

Приветствовать учителя.

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

12 мин

-Молодцы! Я пришла не одна,  вместе со мной пришёл ещё маленькое  животное. Кто же он такой? Давайте отгадывайте загадку, чтобы узнать этого гостя.

Появился в доме друг,

Ласковее всех подруг.

Лает громко, всем играет

И хвостом смешно влияет (щенок).

-Правильно, молодцы. Это щенок. Его зовут  Бобби.

- Какой праздник приближается? (новый год)

- А вы знаете дети, что каждым новым годом мы встречаем какую-нибудь животную. Это какой год?

- А скоро к нам в гости придет? (год собаки)

-Да, верно, Новый год – год собаки.

-А у нашего  Бобби  плохое настроение. Он отправил Деду Морозу своё письмо. Но Дедушка Мороз не смог читать письмо и даже не понял о чём пишет Бобби.  У Бобби испортился настроение, потому что Дед Мороз попросил у Бобби что повторно писал письмо грамотно. Так давайте поможем  Бобби чтоб он  исправил свои ошибки. Вот посмотрите на слайд. Читаем письмо: «Уважаемый Дедушка Мороз! Меня зовут Бобби. Этот год об*явлен  годом собаки. Я очень боюсь. Я же ничего не знаю. Только могу охранять дом и с*есть всяких вкуснятин. Что мне делать помоги!»

- Ребята, есть ли у вас желание помогать Бобби, чтобы исправить ошибку, где он допустил?

 - На каких словах есть ошибки?

- А вы можете безошибочно написать эти слова?  ( мы не знаем правило написания слов с разделительный Ъ знак).

- Вы догадались какую тему мы сегодня будем учить?

(написание слов с разделительным Ъ)

2. Откройте тетради и запишите число и сегодняшнюю тему.

 «Правописание слов с разделительным Ъ»

-  Чтобы хорошо усвоить тему что мы должны делать?  Какую цель мы поставим сегодня? (работать внимательно, писать, читать…)

Цель: сегодня мы должны узнать, каких словах  пишется разделительный Ъ.

3. СЕЛ, СЪЕЛ -  эти слова одинаковые или разные(во второй слове есть Ъ)

- а что вы знаете об этой букве, чем она особенно (не обозначает звука)

-  Ребята, а раз Ъ не обозначает звука, может и необязательно его писать в слове?

- Давайте проверим. Смотрим на картинки. В первой картинке мальчик что делал? (мальчик сел на стул).

- А на второй картине мальчик что делал? (съел яблоко). А теперь во второй картине слово съел заменим со словом сел. Какое предложение получилось. ( Мальчик сел на яблоко)

- Еще раз прочитаем слова СЕЛ и СЪЕЛ. Что изменилось? (произношение и смысл слова)

- Пишем транскрипцию этих слов [сьэл], [сiэл]. Как мы произносим 2 слово (твердо)

 – твердый знак всегда произносим твердо.

– Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем.

- Послушаем, в каких словах мы пишем разделительный Ъ. (видео)

(учитель нарисует схему  и по схеме объясняет правило еще раз)

 -  слова пере*езд  и под*ём.

- в каком слове мы пишем разделительный Ъ. (подъем)

- Молодцы!

Записывать число. Анализировать. стихотворение. Характеризовать Ъ. Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

Словесный: чтение и повторение правил

6 мин

Новая тема

– Легко ли допустить ошибку? (Да.)

– Значит, это орфограмма. (Разделительный твердый знак в слове – это орфограмма)

- Ребята, Бобби хочет, чтобы вы образовали однокоренные слова при помощи корня –ЕЗД- и приставок вы-, пере-, при-, за-

Запишите эти слова, выделите приставки. ( у доски работает 1 ученик)

-Проверяем. Сравните ваши работы с работой ученика у доски. Кто-то выполнил иначе?

- А теперь с этим же корнем образуй слова с приставками с-, об-, в-, под-. Приставки выделите. (1 ученик на доске пишет)

Давайте проверим правильность выполнения задания Боби. Кто сделал ошибки?  Поднимите красные кружочки. Кто верно написал ? поднимите синие кружочки.

Выезд                     съезд

Переезд               объезд

Приезд                въезд

Заезд                      подъезд

- смогли ли вы, открыть для себя что-то новое? Посмотрите на приставки? Сравните их. На какую букву оканчиваются приставки 1 строки на гласную или согласную? После каких приставок вы написали разделительный Ъ знак?  

-Давайте вспомним  правило: при каких словах  пишется разделительный Ъ знак? ( разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я)

- Проверим правильно ли мы сформулировали это правило.

-Откройте учебник на стр. 134 прочитаем правило хором.

-Верно ли мы сформулировали это правило?

- Прочитайте правило на стр. 136 запомните его.

разделительный Ъ  в слове – это орфограмма

Анализировать написанные слова.

Осуществлять самопроверку.

Усваивать новую информацию, участвовать  в беседе, актуализировать знания.

Строить речевое высказывание.

Читать правило.

Выявлять значение Ъ.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Физ. минутка

1 мин

Устали?  Давайте чуть-чуть отдохнем. Тогда все встали. Бобби приготовил вам интересную физминутку

Поднимите плечики,

Прыгайте собачки.

Выше, выше высоко,

Прыгайте на носках легко 1,2,3.

А теперь сели,

Косточку съели.

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

13 мин

Вывод: а теперь сможем ли мы исправить ошибки в письме щенка (исправляем) ( ставится Ъ, потому что приставка оканчивается на согласный звук и т.д.)

- объявили, съесть. Почему?

- Бобби, а ты усвоил когда и где пишется разделительный Ъ.

(РЫЧАНИЕ ВОЛКА)

– Ой! Слышите страшное рычание? Это не серый волк здесь рыщет? Наверно добычу себе ищет… Ребята, узнаем, что разозлило волка из упражнения 265, стр. 135. Прочитайте вслух.

– Почему волк страшно разъярен? (Он не может съесть ежа).

– Прочь, злодей, ежа не трогай!

Мы ежонку – на подмогу!

– Ребята, прочитайте 2-ую часть задания к упражнению. (Учащиеся читают хором.) Выполните парами,  соблюдая инструкцию. (Учащиеся самостоятельно списывают упражнение, находят слова с разделительным твердым знаком, выделяют в них приставки, подчеркивают твердый знак и букву после него.)

Волк ужасно разъярён –

Съесть ежа не может он.

Ёж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съёжась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

- Проверим по цепочкам. 1 пара…

- У каждого ребёнка на парте лежит карточки, возьмите их, прочитайте задание и выполните задания в соответствии с алгоритмом.

 

-Хорошо, закончили работу, отложите карточки

- Сделаем взаимопроверку.  (слайд)

- Видеоигра « Разделительный Ъ»

Выполнять упражнение. Анализировать текст упражнения. Искать однокоренные слова. Самопроверка.

Объяснять лексическое значение слов.

Актуализировать знания.

Работа в группах.

Анализировать фразеологизмы.

Выполнять упражнение на закрепление.

Личностные-

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные - формировать умение управлять собственным эмоционально- волевым состоянием; удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи; производить анализ, пошаговый и итоговый контроль собственной деятельности и деятельности партнеров.

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение; планировать и эффективно осуществлять работу в группе; представлять результаты работы с информацией.

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять, воспроизводить и применять необходимую учебную информацию; высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

Практ.: уст. и письм. упр.

5 мин

– Молодцы! Уверена, теперь вы справитесь с написанием слов с разделительным твердым знаком.

Вот мы и заканчиваем наш урок. .

Наш Бобби  тоже немало с нами потрудившись, понял очень важную истину.

-Скажите, а что помогло нам успешно совершить наше знание? (Наша дружная работа, знания, упорство, старательность…)

– Какую учебную цель вы ставили в начале урока? (Научиться писать слова с разделительным твердым знаком.)

– Как вы считаете, достигнута ли поставленная цель?

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

1 мин

 -оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой, был активен, аккуратно писал, дружно работал в группе-поднимите красный кружочек.

-Кто считает, что он старался, но были небольшие затруднения в работе –поднимите синий кружочек.

- Я думаю, что наши  гости-учителя и Бобби остались довольны вашей работой. Я тоже очень довольна, вы очень умные дети, похлопаем себе.

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.

Домашнее задание

1 мин

Выучить правила на стр. 134, 136, с. 135.  Упр 266 (должны писать слова, обозначая звуки буквами. Подчеркните разделительный Ъ, выделите приставки).

-Спасибо за урок!

Записывать домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Дополнене к уроку по теме  «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...