Конспект урока русского языка в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Перминова Раиса Васильевна

Конспект урока по теме "Число имен существительных, изменение по числам" в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Учитель:

Перминова Раиса Васильевна

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

Число имен существительных, изменение имён существительных по числам.

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Формировать умения определять число имен существительных, изменять их по числам

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

 определять число имен существительных;

 употреблять в речи число имен существительных (единственное, множественное).

Универсальные учебные действия УУД

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из дополнительной литературы, работать с «Орфоэпическим словарём» учебника
  • Делать выводы на основе анализа объектов.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

  • Развивать умения высказывать своё предположение.
  • Оценивать результаты своей деятельности.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные:

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать диалогическую речь

Личностные:

  • Осмысливать необходимость сотрудничества и взаимопомощи;
  • Мотивация к творческому труду,  работе на результат.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы:

Реп                    Объяснительно – иллюстративный,  репродуктивный,  коммуникативный,  метод стимулирования

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 2 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
  •  компьютер, экран, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организация начала урока.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Слова приветствия:

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

                Коррекция настроения.

Итак, какое нужно настроение,  чтобы урок получился удачным и интересным?

-Что ещё пригодится для успешной работы?

Мотивирует учащихся к учебной деятельности,

контролирует готовность к уроку

Эмоциональный настрой на урок.

Ответы детей

Организуют готовность рабочего места.

Регулятивные:

контроль

 - Личностные:

самоопределение к деятельности  Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Актуализация опорных знаний.

Проблематизация.

Целеполагание.

Критерии оценивания

- Прочитайте слова:

- Что общего между этими словами? Докажите.

Вспомним: что мы знаем об имени существительном

-Разделите данные слова на 2 группы. Посоветуйтесь с соседом.

- Как  разделили?

-Какие имена существительные вы отнесли к первой группе, какие - ко второй?

Запишите слова  в тетрадь по группам.

Кто догадался, какая тема будет у нас сегодня на уроке?

Что нам уже известно о числе имен существительных?

Как определить, в каком числе употреблено имя существительное?

Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам? Поднимите руки, кто сможет ответить на данный вопрос?

В чем проблема?

Какие цели поставим перед собой на уроке?

Как понять, что мы достигли цели?

На партах у вас карточки с таблицей, в которых по ходу урока мы будем оценивать себя, ставить + либо –

-научиться определять число имен существительных;

узнать, какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам

-учиться правильно употреблять в речи число имен существительных

Снег мороз снега горка морозы горки

Существительные, неодушевлённые, нарицательные

Ответы детей.

Работа в паре.

1 группа – имена существительные обозначают один предмет;  

2  группа – имена существительные обозначают несколько предметов.

Взаимопроверка,

 самооценка

Число имен существительных.

Имена существительные бывают единственного и множественного числа.

Определить сколько предметов: один или много

Поднимают руки.

Оценивают карточкой уровень знаний по теме на начало урока (красный, желтый, зеленый)

-научиться определять число имен существительных;

-узнать, какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам

 -учиться правильно употреблять в речи число имен существительных (единственное, множественное).

Ответы детей

Слушают учителя

2.  Реализация плана по достижению результата.

Физкультминутка

Работа по учебнику.

С.20, у.28

Прочитайте слова в столбиках

В чем сходство слов в каждой паре? Различие?

Как определить, в каком числе употреблено каждое имя существительное?

Спишите и укажите число имен существительных, смотрите образец в учебнике.

Проверка.

Выводы.

Кто самостоятельно справился с заданием, не испытывал трудностей в определении числа имен существительных; проставьте в 1-ой колонке  таблицы +

Игра «Один – много».

Читает 1 ученик вслух

Ответы детей.

Ответы детей.

Самостоятельная работа учащихся по образцу учебника.

Ответы детей.

Работа в таблице самооценки

В  ед. ч  - хлопки руками,  во  мн.ч – топают ногами

- Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

 - Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

 -Коммуникативные:

Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 - Регулятивные:

  предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Первичное усвоение новых знаний

Итак, что нового мы узнали об  имени существительном?

Для чего в именах существительных выделяли окончания?

Что заметили?

Выводы?

Правило в учебнике, с.20

  имена существительные  бывают ед. ч  и       мн.ч

Ответы детей.

Окончание- значимая часть в слове указывает на изменение его по числам

Самооценка в таблице

Читают правило. Подтверждают свои предположения.

Физминутка

Экран, музыкальная презентация

Выполнение физминутки

Применение знаний

Самостоятельная работа.  (Дифференцированные задания)

Задания на выбор.

Экран.

Выбор заданий. Выполнение.

1.Запиши рядом с именем существительным это же имя существительное, но в другом числе:

Дом - ______________________

Ученики - ___________________

Дерево - _____________________

Тетради - ________________________

 

Самопроверка по экрану.

Практическая работа.

Вставьте   данные имена   существительные     в предложения: лес,     сугроб,    дерево,  шапка

Мы  вошли  в   зимний  _____________.    Кругом   большие   пушистые __________.    На высоких  _______ лежат  снеговые  _____.

Проверка.

Какие возникли затруднения?

Как решить эту проблему?

Выводы.

Положите перед собой таблицу самооценки своей деятельности на уроке.

 Оцените свою работу в таблице  

2.Прочитайте.    Вставьте пропущенные буквы.  

Сн__гами укутаны лес и п_ля.

Укажите число имён существительных  (ед.ч.,  мн. ч)

Работа в паре.

В последнем предложении имя существительное стоит в  ед. ч, обозначают одно действие,

  надо поставить слово дерево во мн. ч. – деревья.

самооценка

Регулятивные:

-уметь оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные:

   - уметь находить и выделять необходимую информацию.

-ориентироваться  в своей системе знаний

Личностные:

 -делать выбор, при поддержке других участников группы,

как поступить.

Коммуникативные:

-задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в группах;

 3. Итог урока.

 

Домашнее задание.

Какие цели мы  поставили перед собой вначале  урока?

У кого все получилось?

Какие трудности?

Над чем предстоит работать на следующем уроке?

По выбору: с.21 упр.31

                    с.21 упр.32

Ответы детей

Поднимают карточки (красный, желтый, зеленый). Объясняют,  какие изменения произошли по прогнозу ознакомления с новой темой в сравнении с началом урока.

Просматривают задание, по необходимости задают вопросы

Регулятивные:

  Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке

                                       

Самоанализ

урока русского языка в 3 классе по теме

«Число имен существительных, изменение имён существительных по числам».

1. В данном классе работаю первый год. Уровень подготовки класса средний, умение взаимодействовать друг с другом в работе присутствует, но при этом часть детей склонны к соперничеству и лидерству. Ученики класса мотивированы на получение новых знаний и на успешную работу до 60%, остальная часть учащихся класса имеет средний и низкий уровень усвоения  учебного материала по предмету.

2.Данный материал урока не сложный. Учащиеся уже имели представление о том, что предметы, которые нас окружают, могут обозначать «один» или «много», получены знания о части речи «Имя существительное». Работа на уроке планировалась с опорой на эти данные, применительно к части речи: имя существительное. Дальнейшая работа по теме будет проходить через практическую деятельность на уроках. Данный материал урока особых трудностей не вызывает. Задания были подобраны в соответствии с поставленными целями урока. Трудностей при изучении темы и выполнении данных заданий ученики в основном не испытывали. Все запланированные этапы учебного процесса реализованы. По результатам самооценки своей деятельности 92% учеников оценили успешность усвоения темы (3 ученика взяты на контроль).

3.План урока предусматривал словесные и наглядные методы обучения. Формы работы с учащимися  - индивидуальная, работа в паре, имела место фронтальная работа с учащимися на уроке.

4.Части урока логичны и взаимосвязаны.  Задания подобраны как репродуктивного характера (по образцу учебника), так и частичной постановки проблемной ситуации: выполнение задания с опорой на имеющиеся знания и умение применять их в сложившейся ситуации, с различным уровнем сложности их выполнения.

5.Для отслеживания контроля знаний на уроке использовалась таблица достижения поставленных на уроке целей и самооценка результативности деятельности самими учениками. На данном уроке они были оправданы.

6.Цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...