Конспект урока "Суффикс.Значение суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока "Суффикс.Значение суффиксов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_suffiks.znachenie_suffiksov.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Суффикс.Значение суффиксов»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

-формировать представление о суффиксе, как новой значимой части;

-формировать умение строить алгоритм выделения  суффикса на  примере алгоритма выделения приставки;

-формировать умение самостоятельно образовывать новые слова при помощи суффикса.

Оборудование:  проектор, интерактивная доска, документ-камера, компьютер для учителя, карточки для учащихся, карточки для индивидуальной работы.

                                           

                                                   Х О Д    У Р О К А.

1.Организационный момент:

    Здравствуйте. Я рада вас всех видеть. Ребята

    На урок вы пришли учиться,

    Предлагаю не лениться.

   Работаем дружно,

   Ведем себя послушно.

2. Актуализация знаний.

А) Минутка чистописания.

Назовите гласные буквы, которые состоят из двух звуков.  ( е, е, ю, я )

Для чего они служат в словах?

Приведите примеры.

Предлагаю записать эти буквы с нижним соединением: ем, ел, юл, ям.

Б) Индивидуальная работа.

СЛАЙД № 1(Незнайка с заданиями)

Ребята, я вчера получила на  свой электронный адрес письмо от нашего друга

Незнайки. Он прислал вам задания. Предлагаю их выполнить.

- у доски работают три ученика по заданиям

( задания написаны на карточках)

1 ученик

Подобрать однокоренные слова к словам:

 цвет-

 береза-

 лесной-

2 ученик

Записать предложение.

Выделить основу предложения.

Указать части речи.

Пушистый снег падает на землю.

3 ученик

Вставить  пропущенные буквы.

Подобрать проверочные слова.

березовый  л…сок-

яркая  зв…зда-

хитрая л…са-

В). Самоопределение к деятельности

Пока ребята работают у доски, мы проведем словарную работу.

-читаю загадки, вы отгадываете, записываете.

( пишут с  комментарием « цепочкой»  на 1 ряду,

после отгадывания  каждой загадки   листаю на экране  рисунки )

СЛАЙД № 2 (Рисунки слов-отгадок)

Расселась барыня на грядке,

 Одета в шумные шелка.

 Мы для нее готовим кадки,

 И крупной соли полмешка.

    ( капуста)

Самый кислый он, друзья,

Утверждаю это я.

Нужно сахара вагон,

Чтоб с улыбкой съесть….

(лимон)

На жарком солнышке подсох,

И рвется из стручков…..

(горох)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.
(огурец)

Носил мальчик

Зеленый кафтанчик.

Стал паном-

Обзавелся красным кафтаном.

(помидор)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(картофель)

Сидит  красна девица в сырой темнице,

а коса на улице.

(морковь)

А теперь проверим задания Незнайки.

СЛАЙД № 3 ( Самопроверка словарных слов)

( работу учеников  на  доске  проверяют  ученики класса)

3.Работа по теме урока

 А) Музыкальная пауза.

( Звучит одна из мелодий  П. Чайковского «Времена года»

Закройте глаза и повторяйте за мной:

«У меня хорошее настроение. Я буду терпеливым,  предельно внимательным, добрым.

Я успею сделать все».

Желаю вам успеха!

Б) Ребята,  а еще Незнайка  спросил у меня,  знаете ли вы из каких  частей

состоят слова.

Что вы ему можете ответить?

Какая часть самая главная?

Какая часть слова служит для связи слов в предложении?

Где пишется приставка и ее роль в словах?

Ребята, в своем  письме ко мне, Незнайка предложил провести вам  

исследовательскую работу. Предлагаю стать исследователями.

 Кто знает значение этого слова?

( Читаю из словаря Ожегова, если не знают.)

Подберите однокоренные слова к слову ХОД, укажите части слова.

 СЛАЙД № 4 ( Однокоренные слова)

Фронтальная проверка.

 -У вас в процессе работы  возникло затруднение?

 -Какое?

 -Не знаем  одну из частей  слова.

-Кто знает эту часть слова?

-Предлагаю всем вместе исследовать  эту часть слова.

.На доске написаны слова. Работает ученик.

Кот-котик

-Выдели известные тебе части.

-Какая часть слова осталась?

-Как ты думаешь, что это?

( Это  неизвестная  мне  часть  слова.

 Либо ответит- это суффикс.)

-Выставляю  карточку  со значком суффикса. 

-Выдели суффикс.

- Где он стоит?

-При помощи суффикса образовалось новое слово или форма слова?

-Какое  новое  слово образовалось? Прочитай.

5. Физминутка.

Неуклюжий, косолапый,

Ходит по лесу медведь.

Если спросят, что он любит:

« Вот бы меду мне бы съесть!»

ЗАДАНИЕ :

Предлагаю самостоятельно выделить суффикс

 и составить правило.

 (На партах карточки  для работы в парах по рядам, даны слова.)

Инструкция:

1. Найди корень.

2.Выдели окончание.

3.Найди суффикс.

Рыба-рыбка, береза- березонька, Надя- Надюшка.

1. Суффикс-это……

2.Суффикс стоит …..

3.Суффикс служит для…..( задание 1 ряду)

Инструкция:

1. Найди корень.

2.Выдели окончание.

3.Найди суффикс.

Работа-работник, лес-лесок, бокс-боксер.

1. Суффикс-это……

2.Суффикс стоит …..

3.Суффикс служит для…..( задание 2 ряду)

Инструкция:

1. Найди корень.

2.Выдели окончание.

3.Найди суффикс.

Звезда-звездочка, дом-домище, река-речной.

1. Суффикс-это……

2.Суффикс стоит …..

3.Суффикс служит для…..( задание 3 ряду)

ПРОВЕРКА.   СЛАЙД  № 5 (проверка  суффиксов)

Предлагаю желающим от каждого ряда защитить свои исследования.

-Прочитай пары слов.

-Назови суффиксы, с помощью которых образовались слова.

- Какое правило составил?

7. Закрепление  изученного  на  уроке.

Работа с учебником.

-Откройте стр. 89.

-Сверьте свое выведенное правило с тем, что в учебнике.

Можете себе похлопать  за хорошую работу.

-На стр. 90 найдите рекомендацию, как найти суффикс

 в слове и выполните упр. №166.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

6. Итог урока.

А)- Какую исследовательскую работу предложил нам Незнайка

     провести  на уроке?

-Мы выполнили эту работу?

-Составьте алгоритм выделения суффикса.

(Дети говорят, я после каждого высказывания показываю порядок алгоритма.)

СЛАЙД № 6 ( Алгоритм выделения суффикса)

 Б).-Домашнее задание. Стр. 90. упр. № 167

 В)-Рефлексия.

У меня все получилось. Я могу объяснить другим ребятам.

Я многое понял на уроке, но боюсь, что не смогу научить                           других.

Думаю, что у меня не получилось. На следующем уроке постараюсь разобраться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".

План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"

Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

Конспект урока: «Роль суффикса в слове»

Предмет: русский языкТема урока: «Роль суффикса в слове»Тип урока: урок «открытия нового знания»...