Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов" (9 класс)
    учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

    Епифанова Татьяна Анатольевна

     Этот урок был проведён с обучающимся на надомном  обучении (по программе В.В.Воронковой). Это первый урок в системе уроков по теме "Спряжение глаголов".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx22.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Спряжение глагола»

    Цель: систематизация и закрепление знаний учащегося по теме: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени».

    Задачи:

    • Познавательные:

    - систематизировать представление о I и II спряжении глаголов;

    - напомнить правописание окончаний глаголов I и II спряжения;

    - сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;

    - формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;

    - развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;

    • Развивающие:

    - развивать связную речь учащегося при устных ответах, работе с предложением и словосочетанием, развивать логическое мышление, память;

    • Воспитательные:

    - воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, эмоциональную и эстетическую культуру учащегося.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Есть необычная страна,

    Которой не найдёшь на карте,

    Для нас доступна будет лишь она

    Вот здесь на нашей парте.

    И путешествовать в неё

    Отправимся мы снова,

    А называется она -

    Спряжение глагола.

    2.Словарная работа.

    - Записываем сегодняшнее число, слова «Классная работа». Смотрим, как лежит тетрадь, как держим ручку. Вспоминаем, как пишется слово «классная», почему?

    - Наш урок начнём со словарной работы.

    Давай вспомним правописание –ТСЯ,- ТЬСЯ в глаголах. Сформулируй это правило. Назови, в каких формах стоят глаголы.

    Запись слов: решил купаться, он учится, надо измениться, она занимается, мальчик радуется, хочу кататься, девочка старается, буду радоваться.

    Объясни правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в этих словосочетаниях. Найди глаголы неопределённой формы. Как это определить? Нам сегодня понадобиться умения находить неопределённую форму глагола.

    3. Сообщение темы и целей урока

    - Сегодня на уроке мы вспомним, на какие  группы можно разделить  глаголы, как правильно написать окончание глагола, от чего зависит гласная в окончании глагола.

    4. Введение в тему урока

    - Давай я тебе расскажу сказку. Она про глагол. Наверное, есть такая страна, где живут глаголы.

    Давным-давно в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

    Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:

    – Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

    Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. УКАЗ НА ДОСКУ!!!

    Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).

    - Как ты думаешь, о чём мы будем говорить на уроке? Как ты сформулируешь тему нашего урока? А цели?

    5. Изучение нового материала

    - Итак, существуют глаголы I и II спряжения. Давай вспомним, какая гласная пишется в окончаниях глаголов II спряжения. Для этого проспрягаем глагол лежать

    Единственное число

    1 лицо – я лежу

    2 лицо – ты лежИШЬ

    3 лицо – он лежИТ

    Множественное число

    1 лицо – мы лежИМ

    2 лицо – вы лежИТЕ

    3 лицо – они лежАТ

    - Почему мы не думали, какую гласную писать в окончании? Правильно, потому что окончание ударное. Давай проспрягаем глагол идти.

    Единственное число

    1 лицо – я иду

    2 лицо – ты идЁШЬ

    3 лицо – он идЁТ

    Множественное число

    1 лицо – мы идЁМ

    2 лицо – вы идЁТЕ

    3 лицо – они идУТ

    - И мы снова не ошиблись в правописании гласной в окончании глагола. Почему? И ещё один вопрос: почему в этих глаголах в окончаниях пишутся разные гласные? От чего это зависит? Правильно, от спряжения глаголов.

    - Давай запишем в тетради, чтобы не забыть.

    Глагол I спр. – окончания -ешь,- ет,- ем, -ете, -ут, -ют

    Глагол II спр. – окончания -ишь,- ит,- им, -ите, -ат, -ят

    - Сейчас мы немного поиграем. Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, хлопай в ладоши. Если произнесу глагол II спряжения, топни ногой. При определении спряжения глаголов пользуйся составленной нами схемой.

    Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.

    - Молодец! Давай отдохнём!

    ФИЗМИНУТКА

    Мы спряжения к глаголу подбирали

    И немножечко устали.

    Потихоньку дружно встали

    И движенья показали.

    -Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)

    -Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

    -Как бежишь? - Вот так!

    -Как летишь? - Вот так!

    -Как плывёшь? - Вот так!

    -Как сидишь? - Вот так!

    - Прекрасно! Ты обратил внимание, что в физкультминутке мы употребляли глаголы? И, кстати, это были глаголы разных спряжений.

    - Давай проспрягаем глаголы «плыть» и «сидеть».

    6. Закрепление изученного

    - Давай откроем учебник русского языка и выполним упражнение №144. Прочитай задание. Что нужно сделать? Нужно глаголы I спряжения записать в 1 столбик, а глаголы II спряжения – во 2 столбик. Посмотри ещё раз внимательно на нашу схему, чтобы не забыть, как определить спряжение по ударному окончанию глагола.

    - Ты всё правильно выполнил. Давай ещё раз сопоставим глаголы и нашу схему и убедимся, что ошибок нет. С двумя глаголами составим словосочетания, с другими двумя – предложения.

    - Умница! Хорошо. Но в написании гласной в окончаниях данных глаголов мы никогда не сделаем ошибки. А что нам делать с гласными в окончаниях других глаголов?

    - Посмотри: он кол…т, мы стро…м, врач леч…т, она рису…т. Какую гласную нужно вставить в этих словах? Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

    7. Итог урока.

    - Давайте подведем итоги нашего урока.

    – Над какой темой работали?

    – Каковы характерные признаки спряжений?

    – Как определить спряжение глагола?

    – Интересно было на уроке?

    -Простым карандашом на полях нарисуй смайлик, который бы отобразил настроение от урока.

    – Какое задание вызвало затруднение?

    - Итак, как узнать спряжение глагола?

    - Если на окончания глаголов падает ударение, определить спряжение очень легко: в окончаниях гласная – е (ё), а 3-м л мн.ч. -ут (-ют) - I спряжение, в окончаниях гласная –и, а в 3-м л мн.ч. –ат (ят) - II спряжение.

    Чтоб определить спряжение,

    Посмотри на окончание.

    И ещё на ударение

    Обрати внимание!

    Когда окончание под ударением,

    Легко ты узнаешь, какое спряжение.

    - А теперь закончим урок маленьким тестом:

    1. Сколько спряжений у глагола?

              А) два       б) три      в) четыре

    2. Бывает ли окончание глагола ударным?

              А) да          б) нет       в) оно постоянно меняется

    3. В глаголах I спряжения в окончаниях пишется

               А) и            б) е           в) о

    4.  В глаголах II спряжения в окончаниях пишется

               А) и            б) е           в) о

    • Молодец! Ты справился!

    Самоанализ урока

    Тема урока: " Спряжение глагола ". Урок был проведен в 9 классе с учеником, занимающимся дома по программе В.В Воронковой. Тип занятия: урок ввода новых знаний. Это первый урок в системе уроков по спряжению глаголов. В качестве цели были определены систематизация и закрепление знаний учащегося по теме: «Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени».  В ходе урока она была достигнута в полном объеме. Удалось сформировать умения находить по ударному  личному окончанию глаголы разных спряжений. Считаю, что на занятии в полном объеме были реализованы задачи: познавательные (было получено  представление о I и II спряжении глаголов; в виде схемы были напомнены окончания глаголов I и II спряжения; началось формирование  умения различать окончания глаголов I и II спряжения; шла работа по развитию  умения спрягать глаголы с ударными окончаниями); развивающие  ( в течение всего урока шла работа по развитию  связную речь учащегося при устных ответах, работе с предложениями  и словосочетаниями, по развитию  логического мышления и  памяти); воспитательные (продолжалась регулярная работа по воспитанию  аккуратности, гигиенических правил письма, эмоциональной и эстетической культуры учащегося).

    Продолжительность каждого этапа урока: словарная работа, введение в тему, определение темы и целей урока, ввод новых знаний, закрепление полученной информации - полностью соответствовала временным рамкам.

    Особое значение было отведено отработке полученных знаний. Для самооценки ученику предлагались разнообразные  упражнения, учитывался уровень обученности, осуществлялся дифференцированный подход к ребенку. Этап повторения предыдущего материала не был включен в структуру урока, так как акцент сделан на получение новых знаний. Все задачи и цели достигнуты в полном объеме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

    Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

    Урок русского языка в 4 классе "Распознавание лица и числа глаголов. 2- лицо глагола".

    Формировать умение спрягать глаголы, определять их лицо по местоимению....

    План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»

    Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)

    Цели:1. Ознакомление    с    ролью    частицы и    её    раздельным    написанием    сглаголом....

    Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

    Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)

    Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...

    Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

    Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....