Способы образования имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гриценко Наталья Сергеевна

О способах образования имен существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)  

Учитель Гриценко Н.С. .

Тема урока: «Способы образования имён существительных»

Тип урока: комбинированный, проблемно-диалогический урок

Технология: проблемного обучения и воспитания

Цели:

Образовательные:

·    дать понятие нового способа образования имени существительного;

·    закрепить знания о способах образования имён существительных;

·    учить аргументировать свою точку зрения;

Развивающие:

·    содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,

·    развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),

·    умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Воспитывающие:

·    содействовать воспитанию интереса к языку, слову;

·    умение работать в парах, группе. самостоятельность, трудолюбие;

·    создать благожелательную творческую атмосферу


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

.1.Самоопределение

к     деятельности  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи

.Ребята, какое сейчас время года?

Да правильно, последние дни зимы, и зима совсем не хочет уступать место весне. Зима похитила все весенние цветы и разбросала их части в разные стороны. Наша задача соединить все части подснежника и помочь цветку зацвести. И побудем мы сегодня с вами немного сыщиками.

 

Откройте ваши блокноты сыщиков, запишите сегодняшнее число – 27 февраля. Классная работа

-Запишите сочетания букв в тетрадь.

под  про  за на  над  вы  во  с  в  

ник  ик  ек  ок  онок  ёнок чик  тель  иц ец

Подумайте, что у них общего.

- Какие?

- Почему именно эти части слов мы сегодня вспомнили?

- Только ли эти части слов участвуют в образовании новых слов.

- Как вы думаете, какой будет тема урока?

 

- Итак, перед нами задача – разгадать новую тайну слова.

- Прежде давайте узнаем тему сегодняшнего урока.

Потерянные буквы могут находиться на вашем рабочем столе.

Словарно-орфографическая работа.

Обратите внимание на экран, ваша задача вставить пропущенные буквы.

Апрель, ласточка, воробей, ветер, календарь, природа.    

Запишите в тетрадь еще два  новых для вас словарных слова: загадка, истина.

Определение этапов урока.

 - Чтобы наше следствие не зашло в тупик, предлагаю составить план расследования.

( На доске появляются переставленные этапы урока.)

1.      Итог расследования.

2.      Открытие новой тайны слов.

3.      Помощь пострадавшим.

4.      Сбор известной информации.

5.      Наблюдение за подозреваемыми (словами)

 

- В какой последовательности будем вести следствие?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Зима оставила послание:

Чтобы расцвели весенние цветы, вам необходимо отправиться в страну русского языка и раскрыть тайну слова.

 

 Дети записывают сочетания букв на разных строчках.

- Это части слов.

- Приставки и суффиксы. Записывают

- Возможно……

- Ещё корень и соединительные гласные (о), (е).

Записывают

Ответы детей

 

 

 

 

( На доске)

Сп_с_б_     _бр_з_в_н_ _      _м_н          с_щ_ств_т_льн_х

(Способы образования имён существительных)

(Ученики находят буквы и вставляют).

 

 

 

 

 

(Дети предлагают свою последовательность этапов урока)

1..  Сбор известной информации

2.  Наблюдение за подозреваемыми.

(словами)

3.  Открытие новой тайны слов.

4.  Помощь пострадавшим.

5.  Итог расследования.

3.Построение проекта выхода из

затруднения

1.  - Собираем известную информацию о способах образования имён существительных.

 

1 задание. Работа в парах. У первого ряда карточки красного цвета, необходимо  определить способ образования имён существительных. Докажите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прослушаем собранную вами информацию.

Какой способ образования имени существительного представлен в красном поле (аналогично для остальных цветов).

 

Названия появляются на доске.

 

 

- Все ли известные нам способы образования имён существительных вспомнили?

 (Молодцы 1лепесток подснежника появляется)

 

2.Задание всему классу. Работа по учебнику. С 75 упр 3. Сейчас мы с вами вспомним еще один способ образования слов. У доски пойдет работать….

 

- Какой способ использовали

 - Итак подведём итог этапу сбора информации. (2 ой лепесток появляется  у нас, мы справились с заданием)

 

 

 Следующий этап нашего расследования – наблюдение за подозреваемыми.

Чтобы вести наблюдение надо быть очень внимательными.

3.Физминутка.( для глаз)

(В классе, в зоне видимости развешаны портреты сказочных героев.)

 

Красна девица грустна,

Её не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)    

 

 На сметане мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился … (Колобок)

 

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает раны

Африканской обезьяне.

И любой вам подтвердит,

Это доктор … (Айболит)    

 

 Вы знаете девушку эту.

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Вокруг только грязь и зола.

Не видела ясного солнышка,

А звали красавицу … (Золушка)

Гармошка в руках,

На макушке фуражка,

А рядом с ним важно

Сидит верный друг.

Портрет у друзей

Получился отменный.

На нём Чебурашка,

А рядом с ним … (Гена крокодил)      

 

 Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти.

А помог ему клубок

Его звали …(Иван-царевич)

Молодцы 3 –я часть цветка готова.

 

Скажите, где мы встречаем этих героев?  (сказки)

-У меня тоже сегодня на уроке есть книга сказок. Возможно, она поможет найти подозреваемые слова.

 

 

4.Наблюдение

(Из книги выпадает группа слов)

– А вот и подозреваемые слова. Прочитайте.

 

- Определите, какой частью речи являются слова?

- Вспомните, в сказках как звучат эти волшебные предметы.

( Дети образуют пары слов)

- Что надо сделать, чтобы из двух слов получилось одно? ( предложения детей - на доске)

 

 

- Есть предположения, как пишутся слова?

( слитно, с соединительной гласной, через дефис)

5. Открытие

-Мы выслушали результаты наблюдений и собираем оперативный совет.

-Уважаемые коллеги, каким способом образовали слова? ( сложение, соединение)

- Ваши предположения - как пишутся слова?

- Сравним наши предположения с выводами учёных.

Составим из данных слов предложения,  у доски пойдет работать….

- Какую же новую тайну образования имён существительных мы открыли.

(Молодцы и 4 часть подснежника у нас готова)

1.Вспомните, с помощью каких частей слова могут образовываться новые слова

Приставка  корень  суффикс  окончание  основа

 

   Задание 2

•        стол 1  (красная карточка)

Определить способ образования имён существительных в группе. Докажите.

Неудача, невезение, неуважение.

Образец устного ответа:

непогода – когда нет хорошей погоды.

Не- + погода = непогода

 

•        стол 2  (синяя карточка)

Разобрать имена существительные по составу.

Определить способ образования в группе. Докажите.

Грибок, лесок, гномик.

Образец устного ответа:

дубок – маленький дуб.

Дуб + -ок- = дубок

 

•        стол 3  (зелёная карточка)

Разобрать имена существительные по составу.

Определить способ образования в группе. Докажите.

Подстаканник, подоконник, подлокотник.

Образец устного ответа:

подсвечник – подставка под свечу.

Под- + свеча + -ник- = подсвечник

 

 

 

 

 

- красная карточка- приставочный

 – синяя карточка- суффиксальный

- зелёная карточка – приставочно – суффиксальный

 

 

 

Образуйте имена существительные ещё одним способом.  Запишите получившиеся слова. Работа по учебнику.


 Отгадывают загадки.

Находят глазами сказочных героев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- сказки

 

Задание 4

 

самолёт                  скатерть

самобранка         сапоги

скороходы            ковёр

 

ковёр  +  самолёт            

скатерть  + самобранка     

сапоги  + скороходы   

         

 

ковёр  -  самолёт             

скатерть  - самобранка      

сапоги  - скороходы            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

правило стр. 76

 

 

 

- сложение целых слов без соединительных гласных.

 

5. Первичное закрепление

 

Устно

Назовите ещё несколько слов. Образованных сложением целых слов без соединительных гласных

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа по теме урока

(Магнитофон – сигнал о помощи)

-Ребята, у нас оказались пострадавшие.

(4 этап расследования)

-Слова, образованные разными способами перепутались, требуется ваша помощь!

-Попробуйте справиться самостоятельно

Подбери слова к схемам

 

 

 

          

Игра «Магазин»

 Вездеход, выставка, подсказка, подснежник, самокат, кафе-ресторан, пароход, пришкольный,

 Кресло-кровать, шкаф- купе, диван – кровать. Вагон – ресторан, заправка, кресло-качалка, самокат, пылесос, трубопровод, замазка,  пробежка, прогулка.  Овощевод, подставка. Сталевар, выставка- продажа, зайчонок, навес.

 

-Все ли слова вы смогли определить в группы?

- Докажите (разбор по составу).

Замечательно, последняя часть цветка занимает свое место.

 

  Самостоятельная работа

 

 

 

Задание 2

Игра «Магазин»

1 группа – покупают  существительные, образованные сложением целых слов без соединительных гласных;

2 группа - .         существительные, образованные сложением с соединительными гласными;

3 группа - покупают  существительные, образованные  приставочно – суффиксальным способом

 

 

 

 

( Остались -  , пришкольный, зайчонок.)

(все – сущ., а пришкольный – прил.)

.7.Рефлексия деятельности (итог урока)

-- Итак, коллеги, наше расследование подошло к концу, предлагаю вам подвести итоги нашего следствия.

- Какая тема была нашего расследования? Какое новое открытие вы совершили?

Продолжите фразы.

 И посмотрите, наш цветок расцвел, остается немного, остается показать нам своё настроение, у вас на столах есть подснежники, если вам на уроке было интересно, вы прикрепите подснежник на эту весеннюю полянку, если нет, то прикрепите тучи к небу.

 

 

- Д/ЗДома найдите в сказках ещё имена существительные, образованные сложением слов без соединительной гласной, выберите одно слово и сделайте к нему иллюстрацию.

 

- Я благодарю вас за урок и желаю раскрывать всё новые тайны русского языка.

 

 

- Узнал новый способ

- Активно работал

- Было трудно

- Было интересно

- Было легко.

Отмечают себя на лесенке достижений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Способы образования имен существительных».

Способы образования имен существительных с элементами логопедии....

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Школа ХХI века" по теме "Способы образования имен существительных".

Тема: способы образования имен существительных (сложение целых слов).Тип урока: изучение нового материала.Межпредметные связи: литературное чтение тема "Лексическое значение слова", работа с...

Презентация к уроку русского языка по теме "Способы образования имен существительных" 3 класс

Тема урока: способы образования имен существительных ( сложение целых слов). УМК "Школа ХХI века" 3 класс....

"Способы образования имен существительных"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Способы образования имен существительных"...

Урок русского языка по теме: «Способы образования имен существительных»

Урок русского языка в 4 классе по теме:«Способы образования имен существительных» Тип урока: комбинированный (проблемно-диалогический урок)...