«Способы образования имен существительных».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Усова Ирина Евгеньевна

 

Способы образования имен существительных с элементами логопедии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Тема: «Способы образования имен существительных».

Цели  урока:

1.Создать условия для осознанного усвоения темы - способы образования имен существительных.

2.Тренировать зрительное внимание, развивать мышление, воображение, зрительную, двигательную память.

3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики.

4. Внедрять инновационные компьютерные технологии в коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения.

Задачи урока:

 -  провести наблюдения над  способами образования имен существительных, совершенствовать грамматический строй речи;  

-  развивать умение образовывать существительные при помощи

приставки, суффикса, уметь разбирать существительные  по составу, развивать связную речь;

- воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска.

 

Ход урока.

І. Организационный момент.

                                               1.   Наши глазки - … внимательно смотрят.

                                                    Наши ушки - … внимательно слушают.

                                                   Наши ноги - … не мешают.

                                                   Наши руки - … помогают.

2.  Игра «Цепочка слов».

                                              Здесь слова первого конец-

                                              Началом стал второго ….

- Придумайте слово так, чтобы последний слог первого слова стал первым слогом второго слова.

                                                 На доске:

                     Рыба – баран – ранка – камыш – мышка … .

                    Сосна – (насос – сосна – карась … .)

                   Туча – (часы – сычи – чижи – жилет – летчик … .)

                   Яма – (машина – натура – ракета – тарелка – каша … .)

ІІ. Обобщение знаний учащихся об имени существительном.

- К какой части речи относятся эти слова?
- Назовите признаки имени существительного.
- Какие из них относятся к постоянным признакам?
- Какие относятся к непостоянным признакам?

ІІІ. Сообщение цели урока.

- Молодцы! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с именем существительным, узнаем какими способами оно может образовываться.
- Но для изучения новой темы нам необходимо
повторить:
- из каких частей может состоять слово;
- какие части слова участвуют в образовании новых слов и как называются такие способы образования слов.  ( Ответы детей)                

ІІІ. Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с именем существительным, узнаем какими способами оно может образовываться.

ІV. Изучение нового материала.

Из каких частей может состоять слово?
- Что называется корнем слова? Приведите примеры.
- Что называется приставкой слова? Приведите примеры.
- Что называется суффиксом слова? Приведите примеры.
- Что называется корнем слова? Приведите пример.

  1. а)                                           Загадка.

                               Корень мой находиться в цене,
                             Приставка в слове осудить,
                            Суффикс спрятался в тетрадке.
                           Окончание добавь и в дневник меня поставь.
                                                                                      (Оценка)

 – Какие части слова участвуют в образовании новых слов?
- Как называются такие способы образования слов?
- Какой способ образования слов мы уже знаем?

б) Работа в тетради.

  - Составьте однокоренные слова к слову море различными способами.

¬

^

¬ ^

∩ ( )∩

приморье

морюшко

заморский

мореход

взморье

моряк

приморский

мореплаватель

в) Работа при помощи интерактивной доски.

 - Вы сегодня исследователи.
(Дети поделены на группы. Каждая группа получает задание. Определить способы словообразования).


                               1 группа:  
недруг, соавтор, природа, подгруппа.
                               2 группа:  
цепочка, петушок, футболист, водица.
                                3 группа:   подстаканник, отголосок, переулок, паводок.
                                4 группа:   луноход, носорог,  скалолаз, рыболов.

 Проверка.

V. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

                                  Этот пальчик в лес пошел,

                                  Этот пальчик гриб нашел,

                                  Этот пальчик чистить стал,

                                  Этот пальчик жарить стал,

                                  Этот пальчик все съел

                                  Оттого и потолстел!

2 а) – Сейчас мы узнаем ещё один способ образования имён существительных.

- Прочитайте слова, записанные в два столбика. ( Работа на доске)

                            диван

невидимка

                            шапка

горбунок

                           ковёр

кровать

                          конёк

самолёт

                         

б) – Со- - Соедините стрелочками слова в пары так, чтобы из двух слов получилось

                    одно слово.

Проверка.

 - К какой части речи будут относиться полученные слова?
- Как их получили?
- А как их будем записывать: слитно, через запятую или как-то по-другому?

б) Показ записи на доске. Чтение правила в учебнике.
- Придумайте  предложение с любым из этих слов. Запишите самостоятельно.

Заслушать 2-3 предложения.

VІ. Физкультминутка.
Мы на лыжах в лес идем. (Дети машут руками, словно работают

Мы взбираемся на холм.     лыжными палками.)

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,(Вращение туловищем вправо и влево)

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайчик скачет, (Прыжки.)

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок –

Вот и скрылся наш дружок!

Хоть приятно здесь кататься, (Дети садятся за парты)

Надо снова заниматься.

 VІІ. Закрепление изученного материала.

- Молодцы, ребята! А сейчас откройте  учебник на стр.66, упр 1.
-Подберите  к словам однокоренные  имена существительные.

VІІІ. Домашнее задание .

  1. стр. 66 упражнение 3
  2. Записать 3  однокоренных слов, указать различные способы словообразования.

ІХ. Итог занятия.

           Рефлексия. Дыхательная гимнастика «Сдуй листок с ладошки».

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Что Вам запомнилось?

- Понравилась ли своя работа на уроке или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...

Способы образования имен существительных.

О способах образования имен существительных....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Школа ХХI века" по теме "Способы образования имен существительных".

Тема: способы образования имен существительных (сложение целых слов).Тип урока: изучение нового материала.Межпредметные связи: литературное чтение тема "Лексическое значение слова", работа с...

Презентация к уроку русского языка по теме "Способы образования имен существительных" 3 класс

Тема урока: способы образования имен существительных ( сложение целых слов). УМК "Школа ХХI века" 3 класс....

"Способы образования имен существительных"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Способы образования имен существительных"...

Урок русского языка по теме: «Способы образования имен существительных»

Урок русского языка в 4 классе по теме:«Способы образования имен существительных» Тип урока: комбинированный (проблемно-диалогический урок)...