Связь экологии с математикой.
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Антонюк Оксана Ивановна

Интегрированный урок по математике для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_ekologii_s_matematikoy.docx106.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 4 класс. «Связь экологии с математикой».

Цели и задачи урока.

1.        Предметная – организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний.

2.        Деятельностно-коммуникативная – развивать учебно-логические умения: анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность.

3.        Ценностно-ориентационная – помочь учащимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость изучения математики и экологии.

Ход урока.

1.Актуализация знаний. Постановка  темы.

     Здравствуйте, ребята!  Сегодня у нас обычный урок математики, на котором мы будем получать новые знания, повторять и закреплять полученные знания. А тему нашего урока мы вместе попробуем сформулировать.

      На доске таблица умножения, решив все примеры и расположив их в порядке убывания нам откроются 3 высказывания, по которым сформулируем тему урока. 1 ряд-1 высказывание, 2ряд-2, 3 ряд-3. Откройте тетради запишите число, кл.раб., ответы записываем в строчку.

Математика-это язык, на котором    написана        книга            природы (1ученик оценка)

9*7(63)           8*5(40)   7*4 (28)         6*3(18)          5*3(15)          4*1 (4)

Экология    изучает          наш дом -      нашу землю (1уч-оценка)

9*8(72)        7*10(70)        7*6 (42)            2*6(12)

Экология    тесно    связана    с математикой (1уч-оценка)

9*9(81)       8*8(64)   7*7(49)    6*6(36)

 Дополнительные вопросы каждому ученику.

–Что такое периметр?

- Как найти площадь?

-Что значит переместительный закон умножения?

- Какие ключевые слова мы можете выделить из всех высказываний? (Экология и математика)

- Тема нашего урока «Связь экологии с математикой»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы будем повторять вычислительные навыки по математике и находить связь с экологией)

2. Объяснение нового.

- Экология- это наука, изучающая нашу Землю.

-А что такое заповедник? (Участок, где оберегаются и размножаются редкие и ценные растения и животные)

-Сколько заповедников в Чел.обл.?

-В Челябинской области два заповедника. Кто может из назвать? (На доске с одной стороны и с другой слово «заповедник»)

 - Названия заповедников вы узнаете после того, как сравните математические данные каждого заповедника.

C:\Users\1\Desktop\и.jpg

Ильменский государственный заповедник

  • Организован 14 мая 1920 г. Располагается на территории административного подчинения города Миасса, Чебаркульского и Аргаяшского районов.
  • Площадь заповедника 303 км2. Организован как минералогический.
  • С 1935 г. преобразован в комплексный для сохранения минеральных богатств, флоры и фауны.
  • В заповеднике обнаружено более 200 минералов, из них 18 открыты впервые в мире, произрастает более 1200 видов растений, обитает более 240 видов позвоночных. Открыто около 50 стоянок древнего человека. 
  • Млекопитающих — 57 видов
  • Птиц — 173 вида,
  • Амфибий — 5 видов 
  • Рептилий — 6 видов
  • Рыб — 18 видов

Восточно-Уральский заповедник

C:\Users\1\Desktop\зз.jpg

        Организован 29 апреля 1966 г. Располагается в Кунашакском и Каслинском районах. Занимает площадь 166км2. Заповедник создан в зоне ВУРС (Восточно-Уральский радиоактивный след) для проведения комплексных исследований по вопросам радиоэкологии и решения проблем восстановления, эксплуатации растительного и животного мира на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на химкомбинате «Маяк» 29 сентября 1957 г. 

-Предварительный список флоры заповедника включает 455 видов сосудистых растений. - 47 видов млекопитающих,

-214 видов птиц

-5 видов амфибий 

-4 вида рептилий.

- По данным заповедников кто-то догадался, какие это заповедники?

Это Ильменский и Восточно-Уральский заповедники.

-Посмотрите на данные регистрации животных и растений в заповедниках, ответьте на вопросы. (Два ученика выходят к доске, остальные работают в тетради выполнять вычисления удобным способом)

-На сколько больше млекопитающих в Ильменском заповеднике, чем в Восточно-Уральском? (57-47=10)

-На сколько больше растений в Ильменском заповеднике, чем в Восточно-Уральском? (1200-455=745)

-На сколько меньше видов птиц  в Ильменском заповеднике, чем в Восточно-Уральском? (214-173=41)

Дополнительные вопросы. 32:4=8                 45:9=5          

27:3=9       54:6=9              48:8=6                 16:4=4

   В заповедниках охраняется большое количество видов животного и растительного мира.  Зачем нужна математика в заповедниках? (Математика нужна для точного учёта животных и видов растений на планете)

Решение задачи

-Решив следующую задачу мы с вами с можем ответить на вопрос какой транспорт экологически чистый.

          Из города Миасс (Ильменский заповедник) до города Касли (Восточно-Уральский заповедник) турист проехал на велосипеде 45 км со скоростью 15км/ч, оставшийся путь 68 км он проехал со скоростью 68 км/ч. Найдите расстояние от Миасса до Каслей. За какое время турист доберется до назначенного города.

-О  ком говорится в задаче? (о туристе)

-На каком транспорте турист начал свой путь? (велосипеде)

-С какой скоростью он ехал? (15км/ч)

-Сколько км проехал турист? (45км)

-Как он передвигался на автомобиле? (турист проехал 68км со скоростью 68км/ч)

Один ученик идет к доске.

  1. 45:15 =3ч
  2. 68:68=1ч
  3. 3+1=4ч
  4. 45+68=113км

Ответ:  4 часа, 113 км.

Инструктаж по д.з.

-Обратите внимание на решение этой задачи, т.к.  дома у вас будет задача на движение стр. 83 №5

-Какой транспорт экологически чистый? (Велосипед)

-Почему? (автомобиль загрязняет воздух выхлопными газами)

-Как сама природа заботится о чистоте воздуха? (деревья вырабатывают кислород, который нужен живым организмам)

Физминутка: Руки подняли и покачали-

                           Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Это ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем:

Крылья сложили назад.

- Зачем человеку чистый воздух? (дышать)

-А вы знаете сколько вдохов делает человек за сутки?

-На этот вопрос мы ответим, когда решим задачу в учебнике на стр. 83 №8.

-Прочитайте задачу.

   Человек делает в сутки 23000 вдохов (и выдохов). Сколько вдохов делает человек за неделю? За 30 дней?

-Сколько суток в неделе? (7)

1) 23000*7=161000(в) за неделю

2) 23000*30=690000(в) за 30 дней

- На столах у вас листочки, подпишите их и решите самостоятельно задачу на оценку, у вас две минуты.

-Следующее задание включает в себя данные по экологии.

Числа на доске:     26,   0,   2,   14,    100.

     Задание:

  • Сложите первое и четвертое числа и вы узнаете, какую площадь на планете занимают леса.(40 млн км²)
  • Вычесть из первого с конца числа второе число с начала и вы узнаете, сколько лет разлагается в почве   консервная банка.(100лет)
  • То число, которое у вас получилось, умножить на 5. Столько лет разлагается в почве  пластиковая бутылка.(500лет)
  • Сумму всех чисел умножьте на 0.  Стекло не переработается в почве никогда. (1уч-оценка)

Рефлексия. – У вас на столах оценочный лист заполните его, если согласен, «+», если нет «-»

Фамилия, имя:

Работал вместе с другими

Делал правильный выбор

Я очень старался

Я больше слушал других, чем работал сам

Что вы поставите себе за работу на уроке?

Итог.

-Сколько заповедников в Челябинской области?(2)

-Назовите их. (Ильменский, Восточно-Уральский)

-Какой заповедник подвергся радиоактивному загрязнению? (В.-У. заповедник)

-Сколько км от г.Миасс до Каслей? 113км

-Сколько вдохов человек делает за сутки? 23000

-Зачем математика необходима для экологии? Для подсчёта животных и растений, для выявления уровня радиации в воздухе, воде, почве.

Дополнительный материал.

    Карточка 1

 Выпишите цифрами числа:

       "На один миллион лесной площади приходится всего шесть работников лесного хозяйства. В тысяча девятьсот девяноста четвертом году вырублено лесов тридцать семь тысяч двести четыре га, а  пожарными было охвачено семьдесят четыре тысяч восемьсот пятьдесят четыре га лесной площади. (1уч-оценка)

Карточка 2:

По территории Челябинской области протекает 3602 реки

Даны длины рек Челябинской области.      Записать их в порядке возрастания:

Юрюзань – 404 км                        

Теча – 243 км                                  (Сим, Теча, Юрюзань, Ай, Миасс, Урал)  

Сим – 239 км

Ай – 552 км

Миасс – 658 км

Урал – 2428 км

Исследуйте записанные высказывания и выберите те, которые помогут спасти реку:

  • Не сливайте промышленные отходы в водоемы!
  • Помой транспорт на берегу реки!
  • Вырубай леса!
  • Не засоряй мусором водоемы!
  • Потуши костер!
  • Участвуй в посадке зеленых насаждений!
  • Не загрязняй водоемы моющими средствами и нефтепродуктами!
  • Не туши костер!
  • Не вырубай леса!
  • Оставляй мусор после отдыха на природе, выбрасывай мусор в водоем!
  • Береги лягушек, жаб и их головастиков!
  • Не мой транспорт около реки! (1уч-оценка)

Приём РАФТ

Подведём итог нашему занятию

    Напишите небольшой рассказ о том, как связаны математика и экология. Но рассказ должен быть  не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Марс.

Ответ:  При помощи математики мы получаем точные сведения об окружающем мире, его экологических проблемах, способах решения этих проблем.

Самооценка: Вы все очень хорошо работали на уроке, а как вы сами себя оцените?

 Для оценки своей работы ,  воспользуйтесь оценочными листами. Запишите свою фамилию и имя  вверху листа, а в пустой графе ,напротив каждого суждения поставьте галочку, исключение составляет последний вопрос, там нужно поставить оценку.

Имя:

Работал вместе с другими

Делал правильный выбор

Я очень старался

Я больше слушал других, чем работал сам

Что вы поставите себе за работу на уроке?

Итог урока. Эмоционально-личностный аспект.

Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать.


Экология    тесно    связана    

с математикой


9*9              8*8            7*7            6*6


Математика - это язык,

на котором написана книга природы


9*7

5*8

7*4

6*3

5*3

4*1


Экология изучает

наш дом – нашу Землю


9*8

7*10

7*6

2*6


Связь экологии с математикой

Ильменский заповедник

Восточно-

Уральский

заповедник


14 мая 1920 г

город Миасс

Площадь 303 км2

Растений -1200 видов

Млекопитающих — 57 видов

Птиц — 173 вида

Амфибий — 5 видов

Рептилий — 6 видов

26 апреля 1966г.

В Кунашакском и Каслинском районах

Площадь 166 км2

 

Растений -455 видов

Млекопитающих — 47 видов

Птиц — 214 видов

Амфибий — 5 видов

Рептилий — 4 видов

200 минералов

26, 0, 2, 14, 100


Миасс

Касли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация межпредметных связей на уроках математики

На учебно-познавательную деятельность учащихся положительно влияют межпредметные связи, которые не только стимулируют мотивацию и активизацию познавательной деятельности школьников, но и обеспечивают ...

Математика 3 класс (1-4) УМК «Школа России» Тема. Закрепление знаний табличного умножения, деления и геометрических представлений. Форма. Создание краткосрочного проекта-исследования «Связь математики и архитектуры".

Создание краткосрочного проекта-исследования «Связь математики и архитектуры.Используя математические вычисления: геометрический материал, решение задач, примеров, дать представление детям о связи арх...

Интеграционные связи на уроках математики

В опыте работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении математике, положительный результат оказывает использование на уроках малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, зна...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Методическая разработка "Связь музыки с математикой"

Эта разработка дает возможность детям понять какое отношение математика имеет к музыке, потому что мало кто задумывается о тесной связи двух этих предметов....

План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру(экология: природные связи) + дорожная карта к нему

План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру(экология: природные связи) + дорожная карта к нему3 классПродукт проекта(изделие): памятка "Я - эколог"...

Связь экономики и экологии План-конспект урока по окружающему миру 3 класс

Конспект урока на тему:"Связь экономики и экологии"...