Рабочая программа. Русский язык 3 класс.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рыбальченко Наталья Александровна

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ориентирована на использование учебников  «Русский язык. 3 класс» (в двух частях) авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Приказ  Минобрнауки РФ от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (с изменениями на 21 апреля 2016 года)»;
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15));
  • Учебный план образовательного учреждения.
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ориентирована на использование учебников  «Русский язык. 3 класс» (в двух частях) авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и др.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основными задачами изучения предмета являются:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

 • овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и тексты – повествования небольшого объёма;

• развитие нравственных и этических чувств;

• воспитание у учеников позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России;
  • осознавание своей этнической и национальной принадлежности;
  • развитие чувства любви к Родине, её народу, истории, культуре и гордости за них;
  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как к великому ценностному достоянию российского народа; осознание себя носителем этого языка;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, понимания необходимости учения;
  • становление, элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др.;
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;
  • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, .народов, культур, религий;      

•        развитие этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совестливости и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание;

  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
  • осознание ответственности за свои поступки и слова;
  • осознание своих эмоций и чувств, контролирование их; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам других людей;

 • развитие  чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок репродукций картин  др;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • представление о здоровом образе жизни, бережном отношений к материальным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУ

  • принимать и сохранять в памяти цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задач,
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу;  
  • планировать свои действия 'для решения-задачи (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно);
  • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;    
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — памятках);        .

•        выполнять учебные действия, используя устную,  письменную , а также внутреннюю речь;

•        контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы

• оценивать свои достижения, определять трудности,
осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;        

•        адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, .товарищами, другими лицами.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое чтение, осознавать цель чтения;

•        воспринимать смысл читаемых текстов, выделять - существенную информацию из текстов разных видов

(художественного и познавательного), передавать устно или письменно содержание текста;

•        анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и

.роль иллюстративного ряда в тексте;

•        осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

•        пользоваться словарями и «Справочными материалами» учебника;

•        анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление. целого из их частей;
  • овладевать общими способами решения, конкретных лингвистических задач;

•        ориентироваться на возможность решения отдельных 5 лингвистических задач разными способами; выбирать

наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;;
  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • адекватно использовать речевые средства
  • для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения

участвовать в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности (в парах, группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

.оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их, во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной  задачи;      
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

•        понимание значения русского языка как; государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном, средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
  • понимание значимости правильной устной и, письменной речи как показателя общей культуры человека; проявления собственного уровня культуры;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства/для решения коммуникативных задач;
  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), правилами культуры речевого поведения (в объёме материала, изучаемого

: курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней        

•        овладение основными понятиями и правилами (в объёме материала, изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями; находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки и  буквы, слова, предложения, тексты); использование этих знаний и умений для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

•        овладение основами грамотного письма (в объёме материала изучаемого курса), основными орфографическими И: пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.        

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ, соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;        
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

  • восстанавливать последовательность частей или предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов; описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • работать с-жанрами объявления  письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.        .

Обучающийся получит возможность научиться:

•        определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;    

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия, сохранять основные особенности текста-образца, грамотно записывать текст, соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, по репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, па тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой; словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно, выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

•        проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

•        характеризовать звуки русского языка: гласный—согласный, гласный ударный—безударный, согласный твёрдый— мягкий  парный—непарный, согласный глухой—звонкий, парный—непарный (в объёме материала изучаемого курса);

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ,, коньки; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют); в словах с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками {вьюга, съел); ъ словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён материалом «Орфоэпического словаря» в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;, ;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Обучающийся получит возможность научиться.

  • осуществлять звуко - буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко - буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника (в объёме материала «Орфоэпического словаря» учебника);
  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова, обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям, и др.

ЛЕКСИКА

Обучающийся научится:        

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или по «Толковому словарю»; спрашивать учителя о значении слова;
  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать  за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и в разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять, нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова
  • узнавать сложные слова, выделять в них корни, находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
  • распознавать имена существительные, находить начальную форму имени существительного, определять грамматические признаки (род, число, падеж), изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные, определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного, находить начальную форму имени прилагательного, определять грамматические признаки (род, число, падеж), изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе), по падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы, определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?, определять грамматические признаки глагола —: форму времени, число,  род (в прошедшем времени);

•        распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
  • узнавать союзы а, и, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и в устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы. Обучающийся получит возможность научиться:
  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме материала изучаемого курса), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • наблюдать над словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово; выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

•        различать понятия члены предложения и часта речи;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  •   устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и. нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

« отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении словосочетания;

•        разбирать предложение по членам: предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее, сказуемое или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Обучающийся научится:

•        применять ранее изученные правила правописания, а также:

 непроизносимые согласные;

разделительный твёрдый знак

непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными- согласными;

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;          

мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

безударные родовые окончания имён прилагательных;

 раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

раздельное написание частицы не с глаголами;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме материала изучаемого курса);        
  • определять разновидности орфограмм  соотносить их с изученными правилами;    
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, использование «Орфографического словаря»;
  • безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
  • писать под диктовку текст (объёмом 55-60 Слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила:
  • правописания соединительных гласных о и е в .  сложных словах;
  •  правописания гласных е и и в суффиксах имён существительных (-ик-, ~ек-);  постановки запятой при обращении; постановки запятой между частями сложного     предложения; .
  • правописания безударных родовых окончаний имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
  •         использовать при составлении собственных текстов помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

170 ч (5 часов в неделю)

Язык и речь

Наша речь и наш язык

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку. *Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.

Текст. Предложение. Словосочетание

Текст (повторение и углубление представлений о тексте)Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение .Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).

*Слова с непроверяемым написанием: орех. Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге) Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины .Виды предложений по цели высказывания

(повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)  Знаки препинания в конце предложений Слова с непроверяемым написанием: овёс. Формирование    внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения с обращением (общее представление) Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. Состав предложения (повторение и углубление представлений) Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). *Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный). Разбор предложения по членам .Простое и сложное предложения (общее представление) . Запятая внутри сложного предложения. Запятая внутри сложного предложения. Словосочетание  Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.  Слова с непроверяемым написанием: пшеница.

Развитие  речи.   Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Проверочная работа

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове)  Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. *Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов. Омонимы. Использование омонимов в речи. *Слова с непроверяемым написанием: понедельник .Работа со словарём омонимов . Слово и словосочетание . Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.*Слова с непроверяемым написанием: ракета. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие  интереса  к  происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста .Части речи Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках .*Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный .Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Имя числительное (общее представление) *Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. Проверочная работа. Однокоренные слова Обобщение  и  уточнение  представлений об однокоренных(родственных)  словах, о корне слова. *Слова с непроверяемым написанием: картофель. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений)  Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи— ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).*Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. Проверочный диктант. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове».                                                                                                                                 Состав слова

Корень слова . Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова .Работа со словарём однокоренных слов. *Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём .Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).Формы слова. Окончание ."Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Основа слов  Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Обобщение знаний о составе слова .Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. * Слова с непроверяемым написанием :пирог, шоссе.  Проверочная работа. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.Проект «Семья слов».                                                                                                                                             Правописание частей слова

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. *Слова с непроверяемым написанием: четверг. Правописание слов с безударными гласными в корне  Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. •Слова с непроверяемым написанием: север, берег Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне  *Слова с непроверяемым написанием: пороша. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. Правописание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм. Правописание суффиксов и приставок . Правописание приставок и предлогов. Слова с непроверяемым написанием: желать. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) . Контрольный диктант. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления

Части речи

 Части речи (повторение и углубление представлений)

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Повторение и углубление представлений

Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. *Слова с непроверяемым написанием: самолёт,

комната, однажды. Проект «Тайна имени».

Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы. Число имён существительных  Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти. Род имён существительных . Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слова с непроверяемым написанием: кровать. Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. Проверочный диктант. Падеж имён существительных Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. •Слова с непроверяемым написанием: рябина. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. "Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. •Слова с непроверяемым написанием: вокруг. Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Проект «„Зимняя" страничка». Проверочный диктант.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном

Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Текст-описание

Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле.

Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников. Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». *Слова с непроверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение. Красная площадь, Московский Кремль. Формы имён прилагательных Род имён прилагательных

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). *Слова с непроверяемым написанием: сирень Число имён прилагательных    

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. "Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное. Падеж имён прилагательных (общее представление). Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени  прилагательного. Обобщение знаний об имени прилагательном . Морфологический разбор имени прилагательного. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». Контрольный диктант.

МЕСТОИМЕНИЕ

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. "Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье. Формирование бережного отношения к природе. Проверочная работа. Развитие речи. Составление письма .                                                                                      

ГЛАГОЛ

Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. "Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать).

Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам. Формы глагола

Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать?

"Слова с непроверяемым написанием: песок. Число глаголов Изменение глаголов по числам.

Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. Времена глагола. Изменение глаголов по временам. *Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат. Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. Род глаголов в прошедшем времени

Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи. Составление предложений и текста .Правописание частицы НЕ с глаголами . Обобщение знаний о глаголе .

Морфологический разбор глаголов. Проверочная работа. Контрольный диктант. Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам. Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке

 Повторение

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.

Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:

  1. и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
  2. л, м, Л, М, я, Я, А;
  3.  у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
  4. с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
  5.  ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
  6.  н, ю, Н, Ю, к, К;
  7.  В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
  8.  Ф, У, Т, Р, Б, Д.

Упражнения но переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных

и других видов работ

Виды работ

3 класс

I

II

III

IY

Всего за год

Диагн. входная

1

1

Комплекс.

1

1

Контр.

диктант

2

2

3

2

9

Контр.

словарн диктант

1

1

1

3

Контр. изложение

1

1

Контр. списыв.

1

1

1

1

4

Творческ.  работы (и/с)

1 раз в недели

2/2

2/2

3/3

3/2

10/9

Объём диктанта:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

2 класс

20 – 25 слов

25 -30 слов

30-35 слов

35 – 40 слов

3 класс

40 – 45 слов

45 – 50 слов

50 – 55 слов

55 – 60 слов

4 класс

60 – 65 слов

65 – 70 слов

70 – 75 слов

75 – 80 слов

Тематическое планирование с указанием количества часов,

 отводимых на изучение каждой темы.

Тема

Кол – во часов

Язык и речь

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14

Слово в языке и речи

19

Состав слова  

16

Правописание частей слова

29

Имя существительное

30

Имя прилагательное

19

Местоимение.

5

Глагол  

21

Повторение

15

Всего по программе –170 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"

              Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку ...

рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович),  2016-17 уч. год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...

Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс

РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...