Рабочая программа "Русский язык" для 2 класса по программе "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Байкова Алена Юрьевна

Представлена рабочая программа по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России" (6 часов в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx99.64 КБ

Предварительный просмотр:

         МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА

 «Рассмотрено»

Руководитель МО

 ___________/ ___________

Протокол №1 от «___» _________ 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

_____________/ ___________

 

«_____» _________ 2021 г.

«Утверждаю»

Директор школы

 ___________/Л.В.Головня

«_____»___________ 2021 г.

приказ № _____ от ________

Рабочая программа по учебным предметам для 1-4 классов

                                                                    «Русский язык»

 

Учитель:  Байкова Алена Юрьевна

Квалификационная категория: первая

Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

                                                     2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе нормативных документов:

  • требований Федерального государственного образовательного стандарта, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • учебного плана школы;
  • календарного графика;
  • основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом № 61/увп от 09.02.2018 года;
  • рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» предметной линии учебников под редакцией В.П.Канакина, В.Г.Горецкого, М. В.Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко, М.: Просвещение, 2019 год;
  • учебно-методического комплекса предметной линии учебников под редакцией

В.П.Канакина, В.Г.Горецкого, М. В.Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

                  Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;        • развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию

                              Описание места учебного предмета «Русский язык»

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов

за учебный год

  1. класс
  • 4 часа в неделю обучение письму и 2 часа в неделю- обучение чтению,

  • затем 4 часов –русский язык

23 недели

10 недель

92+46+40 часов=178 часов

  1. обучение письму-92 часа обучение письму + 46 часов обучение чтению
  2. русский язык- 40 часов

2 класс

6

34

204

3 класс

4

34

136

4 класс

5

34

170

итого

642 часа

       Увеличение  количества часов во 2 классе по данному курсу осуществлено за счёт школьного компонента  - 1 час в неделю (34 часа).                

Цели и задачи программы

      Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Учебно- методический комплект

Для достижения поставленных целей используется учебник, включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535 и от 20 июня 2017 г. № 581., от 5 июля 2017г. №629,  от 18.12.2019 № 695 №766 от 23 декабря 2020 года,от 20 мая 2020 г. № 254, 2 марта 2021 года под рег. номером 62645. «Об утверждении федерального перечня учебников»:

1 класс «Русский язык» под редакцией В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2019год;

2 класс «Русский язык» под редакцией В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2019 год;

3 класс «Русский язык» под редакцией В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2019 год;

4 класс «Русский язык» под редакцией В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2019 год

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количество часов для проведения контрольных,  проверочных, проектов

Программа рассчитана на 204 часа

Класс

Количество учебных часов

Количество часов для проведения контрольных, проверочных, проектных работ

2

204

3 контрольных работы

  1. проектные работы

3контрольных списывания

  1. словарных диктантов

7 проверочных работ

График проведения контрольно измерительных работ во 2 классе

Период

обучения

Количество часов

Словарные

диктанты

Контрольное списывание

Контрольные

диктанты

Диагностические работы

Проверочные

работы

1 четверть

54 часа

4

1

-

1

1

2 четверть

42 часа

4

2

3

1

1

3 четверть

60 часов

5

-

2

-

3

4 четверть

48 часов

4

-

3

1

2

Итого:

204 часа

18

3

8

3

7

Развитие речи

Период обучения

Изложения

Сочинения

1 четверть

-

1

2 четверть

-

1

3 четверть

2

1

4 четверть

2

1

Итого:

4

4

Примечание: сочинение и изложения во 2  классе носят обучающий характер.

Виды контрольно – измерительных материалов во 2 классе

№ урока

Вид работы

Вид контроля / Тема

8

Словарный диктант № 1

Констатирующий

10

Входная контрольная работа№1

Повторение

13

Словарный диктант № 2

Текущий

15

Контрольное списывание №1

Констатирующий

26

Контрольный диктант №1

«Оформление предложений на письме».

Оформление предложений на письме

36

Словарный диктант № 3

Констатирующий

41

Контрольный диктант № 2

Констатирующий

46

Словарный диктант №4

Констатирующий

53

Проверочная работа №1

«Слова, слова. слова…»

56

Контрольный диктант №3

«Слова, слова, слова…»

59

Словарный диктант №5

Констатирующий

63

Контрольный диктант №2

«Заглавная буква в словах»

66

Словарный диктант №6

Констатирующий

70

Словарный диктант №7

Констатирующий

74

Словарный диктант №8

Констатирующий

76

Проверочный диктант №1

«Правописание слов с безударным звуком в корне

80

Словарный диктант №9

Констатирующий

88

Контрольный диктант №4

«Звуки и буквы»

92

Контрольное списывание №2

Констатирующий

98

Словарный диктант №10

Констатирующий

101

Проверочный диктант  №2

«Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

105

Словарный диктант №11

Констатирующий

111

Контрольный диктант №5

«Парные согласные по глухости – звонкости».

122

Проверочная работа №2

«Правописание слов с разделительным мягким знаком»

125

Словарный диктант №12

Констатирующий

132

Словарный диктант №13

Констатирующий

137

Проверочный диктант №3

« Правописание слов с заглавной буквы»

145

Контрольный диктант №5

«Имя существительное»

150

Словарный диктант №14

Констатирующий

159

Словарный диктант №15

Констатирующий

165

Словарный диктант №16

Констатирующий

168

Проверочная работа №3

«Имя прилагательное»

170

Словарный диктант №17

Констатирующий

173

Контрольный диктант №6

«Имя прилагательное»

179

Словарный диктант №18

Констатирующий

180

Проверочная работа №4

«Местоимение»

192

Контрольный диктант №7

Итоговый

197

Диктант

«Части речи»


Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности

- учебный кабинет;

- ученические парты- 15 шт.;

- учебная доска- 1 шт.;

- шкафы- 5 шт.;

- демонстрационный и раздаточный материал для организации деятельности обучающихся;

- стенды для обучающихся, «Классный уголок».

-ноутбук- 1 шт.;

- мультмедиапроектор- 1 шт.;

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Программа обеспечивает достижение выпускниками уровня начального общего образования определенных личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты:

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества» становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях , умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуации.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

У выпускника будут сформированы:

внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств –стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к ОО, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

установки на здоровый образ жизни и еѐ реализации в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия;

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках, в т.ч. с использованием возможностей ВФСК ГТО.

Метапредметные результаты:  

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определят наиболее эффективные способы достижения ее результата.

4.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

8.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах.

10.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

11.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.  

12.Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

13.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

14.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, явлений и процессов действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. 15.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами.

16.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования, формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;  

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;  

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;  

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);  

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;  

различать способ и результат действия;  

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;  

преобразовывать практическую задачу в познавательную;  

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;  

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД: Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;  

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;  строить сообщения в устной и письменной форме;  

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;  

владеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);  

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных

признаков;  

осуществлять синтез как составление целого из частей;  

проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;  

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;  

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;  

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;  

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;  владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;  

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;  

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;  осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;  произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные УУД: Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;  

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;  

формулировать собственное мнение и позицию;  

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит,

а что нет;  

задавать вопросы;  

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:  

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;  

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;  

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;  

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования: 

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознания значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твѐрдые/мягкие, парные/непарные твѐрдые и мягкие; согласные

звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме представленного в учебнике материала);
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. Раздел «Состав слова (морфемика)» Выпускник научится:
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач. Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. Выпускник получит возможность научиться:
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их

сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении

(простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

 Раздел «Морфология»Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;
  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). Выпускник получит возможность научиться:
  • проводить         морфологический         разбор         имѐн         существительных,         имѐн прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • классифицировать         предложения         по         цели         высказывания,         находить

повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

 Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объѐме содержания курса);
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов;
  • писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
  •  Выпускник получит возможность научиться:
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;         подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить еѐ в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,

в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • выражать собственное мнение и аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

 Выпускник получит возможность научиться: создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого лица;
  • составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком

предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу,жи ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,е,ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, Лексика значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о

 Изучается во всех разделах курса.

значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.

Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания: сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением; сочетания чк – чн, чт, щн; перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

 Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа ―желток‖, ―железный‖.

          непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне

слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь,

мышь); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных

на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного

числа (пишешь, учишь); мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами;

        знаки         препинания         в         конце         предложения:         точка,         вопросительный         и

восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

                                       

Тематическое планирование, 1 класс

1. Обучение грамоте и развитие речи (207 часов)

п/п

Тема

Количество часов, отводимое на освоение темы

1

Добукварный период

20 час

2

Букварный период

105часов

3

Послебукварный период

53часа

Русский  язык 1 класс 40 часов

4

Наша речь

2часа

5

Текст, предложение, диалог

2часа

6

Слова, слова, слова…

2часа

7

Слово, слог и ударение.

3 часов

8

Звуки и буквы

31 часа

2 класс

6 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ, 204 ЧАСА В ГОД

п/п

Тема

Количество часов, отводимое на освоение темы

1

Наша речь

4часа

2

Текст

7часов

3

Предложение

16 часов

4

Слова, слова, слова…

26 часов

5

Звуки и буквы

61 час

6

Части речи

72 часа

7

Повторение изученного за год

18 часов

3 класс

п/п

Тема

Количество часов, отводимое на освоение темы

1

Повторение

11часов

2

Предложение

9часов

3

Слово в языке и речи

21час

4

Имя существительное

43часа

5

Имя прилагательное

30 часов

6

Личные местоимения

7часов

7

Глагол

34часа

8

Повторение

15 часов

                                                               4 класс

п/п

Тема

Количество часов, отводимое на освоение темы

1

Повторение

11часов

2

Предложение

9часов

3

Слово в языке и речи

21час

4

Имя существительное

43часа

5

Имя прилагательное

30 часов

6

Личные местоимения

7часов

7

Глагол

34часа

8

Повторение

15 часов

         

  Календарно- тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»

2 класс

№ п/п

Количество

часов

Тема урока

План

1

1

Раздел 1. Повторение – 4 ч.

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

2

1

Язык и речь, их значение в жизни людей.

3

1

Виды речи.

4

1

Диалог и монолог.

5

1

Раздел 2. Текст –  7 ч.

Текст. Признаки текста.

6

1

Тема и главная мысль текста.

7

1

Тема и главная мысль текста. Заглавие.

8

1

Части текста. Словарный диктант.

9

1

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

10

1

Входная диагностическая работа

11

1

Работа над ошибками.

Раздел 3. Предложение -16 ч.

12

1

Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

13

1

Связь слов в предложении. Словарный диктант.

14

1

Связь слов в предложении.

15

1

Контрольное списывание.

16

1

Главные члены предложения

17

1

Главные члены предложения (основа предложения).

18

1

Второстепенные члены предложения.

19

1

Второстепенные члены предложения.

20

1

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

21

1

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

22

1

Распространённые и нераспространённые  предложения..

23

1

Связь слов в предложении.

24

1

Р/ речи. Сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

25

1

Анализ сочинений. Обобщение и систематизация знаний о предложении.

26

1

 Контрольный диктант по теме «Оформление предложений на письме».

27

1

Работа над ошибками.

Раздел 4. Слова, слова, слова… -26 ч.

28

1

Слово и его лексическое значение.

29

1

Лексическое значение слова

30

1

Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.

31

1

Однозначные и многозначные слова.

32

1

Однозначные и многозначные слова.

33

1

Прямое и переносное значение слов.

34

1

Прямое и переносное значение слов.

35

1

Синонимы.

36

1

Синонимы. Словарный диктант. 

37

1

Антонимы.

38

1

Антонимы

39

1

Синонимы и антонимы .

40

1

Синонимы и антонимы (обобщение знаний).

41

1

Контрольный диктант

42

1

Работа над ошибками. Лексическое значение слова

43

1

Родственные слова.

44

1

Родственные слова.

45

1

Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова.  Корень  слова.

46

1

Однокоренные слова. Корень слова. Словарный диктант. 

47

1

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

48

1

Слог как минимальная произносительная единица.

49

1

Обучающее сочинение по серии картинок.

50

1

Как определить ударный слог?

51

1

Ударение.

52

1

Ударение (продолжение).

53

1

Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова...».

Раздел 5. Звуки и буквы – 61.

54

1

Перенос слов по слогам.

55

1

Перенос слов по слогам.

56

1

Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова...».

57

1

Работа над ошибками.

58

1

Звуки и буквы.

59

1

Русский алфавит, или Азбука. Словарный диктант. 

60

1

Использование алфавита при работе со словарями.

61

1

Употребление прописной (заглавной) буквы .

62

1

Гласные звуки.

63

1

Контрольный диктант по теме «Заглавная буква в словах».

64

1

Работа над ошибками.

65

1

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки.

66

1

Контрольное списывание

67

1

Правило обозначения буквой безударного гласного звука.

68

1

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

69

1

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

70

1

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Словарный диктант. 

71

1

Р/ речи. Сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

72

1

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

73

1

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.

74

1

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова. Словарный диктант. 

75

1

Правописание слов с безударными гласными звуками в корне слова.

76

1

Проверочный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

77

1

Работа над ошибками.

78

1

Согласные звуки.

79

1

Согласный звук  [й’] и буква «и краткое».

80

1

Согласный звук  [й’] и буква «и краткое». Словарный диктант. 

81

1

Слова с удвоенными согласными

82

1

Р/ речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.

83

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

84

1

Проект «И в шутку и всерьёз».

85

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

86

1

Мягкий знак  (ь) как показатель  мягкости согласного звука на письме.

87

1

Правописание слов с мягким знаком  (ь) на конце и в середине перед согласным.

88

1

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»

89

1

Работа над ошибками .

90

1

Правописание слов с мягким знаком (ь).

91

1

Обобщающий урок по теме «Звуки и буквы».

92

1

Контрольное списывание

93

1

Буквосочетания с шипящими звуками.

94

1

Проект «Пишем письмо»

95

1

Правописание в словах буквосочетаний  чк, чн, чт, щн, нч.

96

1

Правописание в словах буквосочетаний  чк, чн, чт, нч и других изученных орфограмм.

97

1

 Проект «Рифма».

98

1

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Словарный диктант. 

99

1

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах.

100

1

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах.

101

1

Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

102

1

Работа над ошибками. Правописание буквосочетаний с шипящими

103

1

Звонкие и глухие согласные звуки

104

1

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласными на конце слова .

105

1

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным перед согласным. Словарный диктант. 

106

1

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук.

107

1

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным

на конце слова или перед согласным.

108

1

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным

на конце слова и пере согласным .

109

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком  (ь).

110

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком  (ь).

111

1

Контрольный диктант по теме «Парные согласные по глухости – звонкости».

112

1

Работа над ошибками.

113

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком  (ь).

114

1

Обучающее сочинение «Зимние забавы».

115

1

Раздел 6.Части речи -72 ч.

Части речи.

116

1

Употребление частей речи в тексте.

117

1

Части речи

118

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

119

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

120

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

121

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

122

1

Проверочная работа по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком»

123

1

Собственные и нарицательные имена существительные.

124

1

Собственные и нарицательные имена существительные.

125

1

Правописание собственных имён существительных. Словарный диктант

126

1

Собственные и нарицательные имена существительные.

127

1

 Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

128

1

Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

129

1

Собственные и нарицательные имена существительные.

130

1

Заглавная буква в названиях книг, журналов, газет.

131

1

Заглавная буква в названиях книг, журналов, газет.

132

1

Заглавная буква  в именах сказочных героев. Словарный диктант

133

1

Р/ р Подробное изложение повествовательного текста по вопросам.

134

1

Заглавная буква в географических названиях.

135

1

Заглавная буква в написании кличек животных.

136

1

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

137

1

Проверочный диктант по теме « Правописание слов с заглавной буквы»

138

1

Работа над ошибками. Имена собственные

139

1

Единственное и множественное число имён существительных.

140

1

Единственное и множественное число имён существительных.

141

1

Единственное и множественное число имён существительных.

142

1

Обучающее изложение

143

1

Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.

144

1

Обобщение знаний об имени существительном.

145

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

146

1

Работа над ошибками. Имя существительное

147

1

 Глагол как часть речи (общее представление)

148

1

Глагол как часть речи

150

1

Значение глаголов в речи. Словарный диктант

151

1

 Признаки глагола.

152

1

Признаки глагола

153

1

Единственное и множественное  число глаголов.

154

1

Единственное и множественное  число глаголов.

155

1

Единственное и множественное  число глаголов.

156

1

 Правописание частицы не с глаголами

157

1

Правописание частицы не с глаголами

158

Правописание частицы не с глаголами

159

1

Обобщение знаний о глаголе. Словарный диктант

160

1

Текст-повествование и роль в нём глаголов

161

1

Р/речи. Составление текста-повествования на заданную тему.

162

1

Имя прилагательное как часть речи.

163

1

Имя прилагательное -самостоятельная часть речи.

164

1

Связь имени прилагательного с именем существительным.

165

1

Связь имени прилагательного с именем существительным. Словарный диктант

166

1

 Имена прилагательные близкие и противоположные по значению

167

1

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных 

168

1

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

169

1

Общее понятие о предлоге

170

1

Раздельное написание предлогов со словами. Словарный диктант

171

1

Единственное и множественное число имён прилагательных.

172

1

Обобщение знаний об имени прилагательном.

173

1

Контрольный диктант

174

1

Работа над ошибками. Тест по теме «Имя прилагательное»

175

1

Работа с деформированным текстом.

176

1

Местоимение как часть речи.

177

1

Значение и употребление в речи местоимений (общее представление).

178

1

Личное местоимение как часть речи.

179

1

Личное местоимение как часть речи. Словарный диктант

180

1

Проверочная работа по теме «Местоимение».

181

1

Что такое текст -рассуждение.

182

1

Текст-рассуждение.  Работа с текстом

183

1

Р/ речи. Восстановление деформированного повествовательного текста.

184

1

Повторение изученного . Самостоятельные части речи.

185

1

Правописание предлогов со словами.

186

1

Проект «В словари — за частями речи!».

187

1

Раздел 7.Повторение -18 ч.

Текст. Типы текстов.

188

1

Предложение. Члены предложения.

189

1

Связь слов в предложении. Диалог.

190

1

Диалог. Словарный диктант

191

1

Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова.

192

1

Контрольный диктант (с грамматическим заданием)

193

1

Работа над ошибками. Однокоренные слова

194

1

Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова

195

1

Р/ речи. Составление рассказа по рисунку.

196

1

Части речи.

197

1

Диктант. Части речи.

198

1

Звуки и буквы.

199

1

Звуки и буквы

200

1

Правила правописания.

201

1

Правила правописания.

202

1

Правила правописания

203

1

Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс.

204

1

Викторина «Знатоки русского языка»

Учитель оставляет за собой право на внесение изменений в рабочую программу.

Лист внесения коррективов в рабочую программу

№ п/п

Дата внесения

Изменения, которые внесены

Основание для внесения

                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы по всем предметам для 2 класс УМК "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы составлены  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и...

рабочие программы 4 класс УМК "Школа России"

Русский язык. Зеленина, Хохлова.Математикалитературное чтение 2 часа в неделиОкружающий мир...

рабочие программы 3 класс УМК "Школа России"

математикарусский язык по Зелениной, Хохловойлитературное чтение 2 часа в неделюИЗОокружающий мир...

Рабочие программы 4 класс УМК Школа России

Рабочие программы для школ с татарским языком обучения....

Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России" ФГОС...

Рабочая программа 1 класс УМК "Школа России" по русскому языку

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...