Статья "Развитие речи учащихся посредством театрализации литературных произведений"
статья по русскому языку на тему

Кирьянова Инга Викторовна

Статья "Развитие речи учащихся посредством театрализации литературных произведений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи учащихся посредством театрализации

литературных произведений.

Кирьянова И.В.,

ГБОУ СОШ №291 Красносельского района

«Искусство есть такая потребность для человека как есть и пить».

Ф. М. Достоевский

Живя в современном мире, наши дети испытывают кризис общения. Родители постоянно заняты. Ребята мало гуляют, играют со сверстниками. Настоящее, живое, эмоциональное общение заменило интернет-общение. Дети проводят все свободное время перед компьютерами, телевизорами или играя в PSP. Такого рода достижения науки и техники оказывают негативное влияние на подрастающее поколение. У детей маленький словарный запас, нет инструмента культуры речи.
Перед учителями встала глобальная проблема, которую необходимо решать. Мною была поставлена цель: развивать речь учащихся посредством театрализации литературных произведений.
Писатель Л.В. Успенский говорил: «Все, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредством языка. Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собой».
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Развитие речи ребенка – один из показателей общего развития его личности. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно общаться, поскольку только умелое владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьников развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нами, является обучение учащихся полноценно общаться, точно выражать свои мысли. У наших детей ограниченный объем слов, однообразные синтаксические конструкции. Речь их состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. Поэтому нам учителям необходимо научить детей чувствовать слово, владеть синонимией, правильно использовать морфологические формы и синтаксические конструкции. Мы обучаем детей умению строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру, языковые средства в соответствии с целью, содержанием, типом и стилем речи). Эти задачи решаются на уроках русского языка, литературного чтения и на специальных уроках развития речи.
Система уроков развития речи – один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Наша задача – соединить в сознании, в чувствах детей окружающий мир и мир слов, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность.
Развивать речь детей – значит регулярно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того, чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Перед нами постоянно встает вопрос: как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе?
Наряду с различными видами работы по развитию речи учащихся: работа со словом, работа с предложением и словосочетанием, работа с текстом, искусство речи (риторика), работа над сочинениями и т. д. я в своей деятельности большую роль отвожу театрализации (драматизации) литературных произведений.
Как сказал выдающийся польский педагог и писатель Януш Корчак: «Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера».
Практически все дети – немножко артисты. Им ничего не стоит представить себя любым сказочным персонажем и действовать от его имени. Каждая девочка, наверное, обожает представлять себя какой-нибудь сказочной царевной, а мальчик – непобедимым рыцарем, отважным защитником всех, кто нуждается в подмоге. По моему мнению, очень важно развивать у детей эти творческие задатки.
Для реализации выше поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
  • обогащать словарный запас детей (количественный и качественный);
  • развивать грамматический строй речи;
  • развивать связную речь учащихся;
  • обучать правильному произношению слов, ударению, интонированию;
  • воспитывать познавательный интерес к родному языку, литературе;
  • решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
«Театр» - это новый предмет дополнительного образования в рамках ОС «Школа 2100». Автор программы И.А. Генералова.
Живая и увлекательная форма занятий поможет ребенку раскрыться и проявить себя как в общении, так и в творчестве.
Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью способен «заразить» ребенка добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность.
Новизна программы прослеживается в применении системно-деятельностного подхода при подаче материала. Программа рассчитана для работы по годам в театральных мастерских.
Первый год обучения – знакомство с работой актера и режиссера в театре: «Мастерская тела, мастерская чувств».
Второй год обучения – знакомство с работой художника и музыканта: «Волшебные краски чудесной страны» или в мастерской художника; «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа» или музыка в театре.
Третий год обучения – знакомство с ролью драматурга: «Магия слов, или Литературная часть в театре»; «Дом для чудесных представлений» или спектакль как объединение работы всех театральных мастерских.
На занятиях дети не просто смотрят или слушают, но и сами своими руками режут, клеят, рисуют, создают и т.д. Сам же ребенок выступает то в роли актера, то художника, то организатора.
Также ребята посещают театры и ведут «Дневник юного зрителя».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме : \'\'Использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся на уроках литературного чтения \'\' .

В статье помещены этапы работы приёма " чтения с остановками"  , \'\'прогноз "  при работе с короткими текстами на уроке литературноо чтения в начальной школе ....

«Формирование навыков выразительного чтения посредством театрализации»

Данная статья раскрывает возможности использования театрализации  для успешного формирования навыков выразительного  чтения в работе с детьми, имеющими  интеллектуальные нарушения....

Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

  Общая задача развития речи состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической ...

Развитие речи учащихся на уроках русского языка посредством написания сочинений по наблюдениям и по картинам (из опыта работы)

Развитие речи школьников - одна из главных задач деятельности учителя начальных классов. И качество дальнейшего обучения и воспитания во многом зависит от успешной ее реализации. В выступлении раскрыт...

«Развитие речи учащихся на уроках литературного чтения и русского языка через внедрение в образовательный процесс ООТ и ИКТ».

Сегодня приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся. Поэтому формирование ...

Пересказ литературных произведений как метод развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Формирование монологической речи - основной и завершающий этап развития связной речи. Обучение связной монологической речи учащихся с ОНР, имеющих I и II уровни речевого развития, практически невозмож...