Конспект урока по русскому языку: "Звуки [р], [р’], буквы Р, р." 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Халып Марина Сергеевна

Звуки [р], [р’], буквы Р, р. 1 класс. Азбука Н.Г.Агаркова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_r_r_bukvy_r_r.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучение грамоте.

Тема:  Звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Цель: познакомить учащихся со звуками [р], [р'], буквами Р, р, формировать навыки плавного чтения, развивать речь, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • Закрепление навыка произношения звука [Р ];
  • Выделение звука [Р] из слогов, слов;
  • Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленного звука.

Личностные:

  • Развитие фонематического восприятия;
  • Развитие  навыков слогового и фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие  психических процессов: память, мышление, воображение;
  • Развитие  слухового восприятия и внимания.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Азбука Н.Г. Агаркова, 1 класс, стихи про букву Р, элементы-шаблоны.

Этапы урока, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный.

Игровой: звукоподражание, игра «воспроизведи

1-3

-Здравствуйте ребята!

Артикуляционная гимнастика:

Едет мотоцикл… (дрр)

Ставни скрипят... (скрр)

Кони храпят… (хрр)

Вороны кричат… (карр)

Собаки рычат … (ррр)

С каким звуком мы сегодня будем работать? ([р], [р’])

 Сегодня на уроке мы будем учиться читать слоги и слова с буквой «р».

Приветствовать учителя.  

Произносить звуки четко, артикулируя последние звуки

Проявлять эмоциональную отзывчивость к веселым заданиям.

Принимать и сохранять учебную задачу.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Практический: рассматривание страницы азбуки.

Словесный: постановка вопросов по содержанию страниц и формулирование задач урока.

Практический:

«Чтение» одноуровневых моделей слов, выделение звуков на основе «чтения2 слов-названий предметов по моделям под рисунками.

Словесный: сравнительная характеристика твердого и мягкого звуков.

Наглядный: рассматривание моделей согласных звуков.

Наглядный: рассматривание букв

Игровой: конструирование большой и маленькой букв Р,р.

Физкультминутка

3-5

 Ребята, открываем азбуки на странице 32 и внимательно рассмотрите эту страничку. Какие новые значки и модели появились на ней?

Посмотрите в верхний левый угол, что вы там видите? (Модель согласных звуков).

Правильно, а как использовать эти модели?

Да, молодцы.

Ребята, давайте сейчас определим задачи нашего урока. (познакомиться с буквой р и звуками, которые она обозначает, научиться составлять модели слов с этими звуками).

Молодцы!

А теперь, рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Кого вы видите на первой картинке? (Детей, которые поют.) Продолжите все вместе на счет «три-четыре» мое высказывание: «Если поет много детей, такой коллектив называют….» Три-четыре. (Хор).

Прочитаем все вместе слово по слогам и орфоэпически.

Теперь, ребята, давайте произнесем последний звук в слове «хор». (звук [р]).

Посмотрите на другую картинку, на которой изображен маленький зверек. Он любит кур. Первые звуки в слове, которым называют этого хищника, такие же, как в слове «хор», но ребята, вы заметили, что последние звуки отличаются? Посмотрите, какой знак в модели звука указывает на основное отличие второго нового звука.

Давайте произнесем слово, выделяя последний звук [хорррррр'].

Какой звук в этом слове новый? Как мы его произносим? (звук [р']).

А чтобы узнать чем отличаются эти два звука давайте произнесем их и дадим им характеристику. (звук [р]-твердый, звонкий согласный звук, звук [р’]- мягкий, звонкий согласный звук).

Рассмотрите модели в левом верхнем углу на стр.32.

Согласный звук мы будем  обозначать квадратиком. Точка обозначает звонкость звука, эта точка как будто напоминает о кнопке звонка; а запятая справа от квадратика – мягкость.

Мы с вами узнали, что буква Р выполняет две работы. Назовите их, глядя на модели.

◘     ◘

[р]   [р']

(Первая работа буквы Р – обозначать звонкий твердый согласный звук; Вторая работа буквы Р – обозначать звонкий мягкий согласный звук.)

 Рассмотрите большую и малую буквы Рр – на что они похожи?

Послушайте веселые стишки

Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.

Сейчас я вам раздам конвертики, в которых лежат элементы- шаблоны из которых состоит буква «Р», вам нужна из этих элементов собрать букву «Р».

Какие вы молодцы!!!!

Ребята, произнесите слово «хор» все вместе и покажите модель первого звука. Три-четыре. (хор).

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть

Рассматривать страницу учебника, выделять новые модели, отвечать на вопросы.

Формировать задачи урока.

Рассматривать иллюстрацию, отвечать на все вопросы учителя.

Выделять нужный звук, характеризовать звуки.

Рассматривать схемы звуков, соотносить схемы со звуками.

Рассматривать и запоминать буквы.

Выделять в словах элементы-шаблоны букв и конструировать буквы.

Выполнять физические упражнения.

Уметь работать с книгой: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Уметь определять задачи для изучения данной темы.

Уметь использовать иллюстрацию для решения учебной задачи.

Строить устное речевое высказывание на основе сравнения.

Уметь использовать иллюстрацию для решения учебной задачи.

3.

Решение частных задач.

Словесный: формулировка правила соотношения звуков и буквы.

Практический: звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.  

Словесный:

беседа

Выделение слов отличающихся звуками [р], [р’]

Словесный: прослушивании е текста и выделение слов с новыми звуками

Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «эр» и двух звуков [р], [р'].

Буква «эр» обозначает два согласных звука: звонкий твердый [р], звонкий мягкий звук [р'].

Посмотрите на последнюю картинку. Кто на ней изображен? (крот) Что делал крот? (рыл)

Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

Ребята, посмотрите на нижнюю часть странички, какое животное изображено на первой картинке? (Рысь).

Правильно, «рысь».

Давайте прочитаем это слово по слогам и орфоэпически [рыс'].

Давайте произнесем слово, выделяя первый звук. [ррррррыс']

Что изображено на второй картинке? (рис).

Правильно.

Давайте прочитаем это слово по слогам и орфоэпически[р' и с]

Теперь, произнесем слово, выделяя первый звук [ррррр'ис]

В словах, которые мы прочитали, есть два разных звука, обозначенные одной и той же буквой. Покажите модель первого звука в слове Рысь. Покажите модель первого звука в слове Рис.

Вы молодцы, ребята.

При произнесении звуков [р],[р'] наши органы речи работают почти одинаково, но звуки  имеют по одному отличительному признаку, который помогает различить значение слов. Какие отличительные признаки звуков [р],[р'] показаны на моделях? Это твердость и мягкость звуков. (Эти признаки показаны с помощью запятой: тот звук, который мягкий, обозначен запятой, у которого нет на модели запятой – он твердый).

Ребята, какие вы молодцы, вы всё заметили и рассказали.

Поднимите синюю карточку, если в строке стихотворения услышите твердый согласный [р]. Зеленую карточку покажите, если услышите мягкий звук [р'].

Рак, рыбалка, рыболов, - [р]
Рыба, речка... сколько слов![р], [р’]
Вы скажите как пример[р]
Хоть словечко с буквой Р.[р]

Давайте сыграем в игру «Кто больше запомнит слов со звуком [р]».

В букве «Р» живет Россия,
Реки, рожь, ракетодром,
Руки матери родные
И 
родительский наш дом,
И 
рябиновость июля,
И 
росинки, и рассвет.
Буква «
Р» - раненье пулей,
Что у се
рдца носит дед.
Разбудили утро рельсы.
Распахнулись даль и ширь.
Русый ветер мчит навстречу
По 
равнине. Ты дыши
Русским воздухом упругим
И 
ромашкам поклонись!
Начиналась с этой буквы
Наша 
Родина и жизнь.

Запоминать правила соотношения звуков и букв.

Читать по слогам и орфоэпически, выполнять звуковой анализ.

Отвечать на вопросы учителя

Различать парные по твердости – мягкости звуки.

Запоминать слова с заданными звуками.

Различать звук и букву.

Соотносить звуковую форму слова с буквенной.

Понимать речь других, отвечать на вопросы.

Понимать информацию представленную в устной форме.

4.

Итог урока

Рефлексия.

3-5

 Ребята, расскажите, что вы узнали о букве «эр»? (эта буква обозначает два согласных звука: [р] – звонкий твердый и [р'] – звонкий мягкий.)

Что нового вы сегодня узнали?

Что запомнили?

Что смогли сделать?

Что понравилось на уроке?

Что понравилось в своей работе на уроке?

Формулировать полные ответы на вопросы.

Анализировать проделанную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать свое мнение.

Умение формулировать собственное мнение, адекватно воспринимать качественную оценку своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока пр русскому языку "Звук и буква Л,л"

Конспект предназначен для учащихся школ - интерната 8 вида 1 класс...

Развёрнутый конспект урока по русскому языку на тему «Строчная буква э » В 1 классе

Цели урока: Образовательные: 1. Создать условия для формирования понятия «Письмо строчной буквы э» 2. Совершенствовать технику письма. 3.Отрабатывать навык письма слов с изученными...

Конспект урока по русскому языку "Звуки и буквы"

Конспект урока по русскому языку "Звуки и буквы"...

Конспект урока по русскому языку "Звуки и буквы" 3 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Звуки и буквы»Цели деятельности учителя: формирование распознавания и различие звуки и буквыПланируемые результаты:Предметные: -знать основные единиц...

Конспект урока по русскому языку "Звук и буквы Э.э"

Конспект урока по русскому языку в 1 классе с презентацией по теме" Звук э и буквы Э.э"...

Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква

Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цель:- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;-Учить давать характеристику звуков;УУД:Личностные:1.Формировать положительный эмоциональный нас...

Технологическая карта урока Русского языка «Звуки [т] [т’] и буква «Т т» (1 класс, УМК Школа России)

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: Познакомить со звуками [т] [т’] и буквой Т т; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последующий гласный звук. Задачи урока Дидак...