Конспект урока по рус.языку. Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква
план-конспект урока по русскому языку

Казьмина Анна Алексеевна

Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Цель:

- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;

-Учить давать характеристику звуков;

УУД:

Личностные:

1.Формировать положительный эмоциональный настрой по отношению к школе и учебной деятельности;

2.Формировать общее представление о моральных нормах поведения;

3. Освоить  статус  ученика;

4. Формировать мотивацию к учению.

Регулятивные:

1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2.Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

3.Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Реализовывать план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

5.Отличать верно выполненное задание от неверного.

6.Использовать в своей деятельности простейшие смысловые модели.

7.Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2.Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

3.Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

4.Формировать умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

5.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формировать умение слушать и понимать других.

2.Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе.

Оборудование:

Презентация.

Литература: «Букварь» Р.Н.Бунеев, «Тетрадь для печатания» О.В.Пронина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

урока по русскому языку

«Звуки, обозначаемые буквами и, г, п. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»»


Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Цель:

- Познакомить со звуками [и, г, п] и обозначающими их буквами;

-Учить давать характеристику звуков;

УУД:

Личностные:

1.Формировать положительный эмоциональный настрой по отношению к школе и учебной деятельности;

2.Формировать общее представление о моральных нормах поведения;

3. Освоить  статус  ученика;

4. Формировать мотивацию к учению.

Регулятивные:

1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2.Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

3.Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4.Реализовывать план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.

5.Отличать верно выполненное задание от неверного.

6.Использовать в своей деятельности простейшие смысловые модели.

7.Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2.Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

3.Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

4.Формировать умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

5.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1.Формировать умение слушать и понимать других.

2.Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

4.Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе.

Оборудование:

Презентация.

Литература: «Букварь» Р.Н.Бунеев, «Тетрадь для печатания» О.В.Пронина


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучаемого

1. Мотивация к познавательной деятельности

Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста.

Чтобы время не терять

Я хочу у вас узнать,

Всё ль у вас в порядке?

Книжки и тетрадки?

Тогда приступим к уроку.

-Ребята, если мы сегодня хорошо будем трудиться и многому научимся, то какое у нас будет настроение?

- Правильно, молодцы.

Да!

Хорошее

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

А сейчас вы пообещаете мне внимательно послушать одну сказку.

Любите сказки?

 Жил-был Дракон.

Презентация!

Он был большой и сердитый. И вот однажды Дракон пролетал над волшебным городом.

С незапамятных времен

Букваринском звался он.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Дружный и трудолюбивый.

Как вы думаете, что это за народ живет в Букваринске?

Услышали буквы шум и заволновались. Они увидели, как что-то большое скрыло солнце. Но и Дракон увидел волнение букв, спустился и спросил: «Кто вы такие? Почему я вас до сих пор не встречал?»

Буквы спросили Дракона, почему он такой сердитый?

-  Потому что со мной никто не дружит, я всегда один. Зовут меня Дракон. Это я сейчас такой большой, надутый, как шар. Но я могу стать маленьким, если вы согласны со мной дружить.

-  Оставайтесь у нас, Дракон, - сказали буквы, - у нас много места для друзей.

Дракон стал уменьшаться и стал совсем маленьким. Буквы стали называть его Дракошей. Дракоша поселился в Букваринске и буквы научили его читать и писать. Трудно было ему вначале. Он один, а букв много.

Пора и нам с вами отправляться в Букваринск.

Готовы?

Откройте учебник на с. 33. Кто может, прочитайте название раздела, к изучению которого мы приступаем.

- До конца «Букваря» мы будем работать по данному разделу.

Посмотрите, что изображено на слайде?

Каждый кубик - это буква, которая будет изучена вами в этом разделе.

Да

Буквы

Да!

Учим буквы- учимся читать.

Кубики

3. Выявление места и причины затруднения

Познакомьтесь, это дед-загадковед.

 Он вместе с Дракошей познакомит вас сегодня с первыми жителями Букваринска. Отгадайте первую загадку:

Отгадай, какое слово

Есть у каждого портного?

Вместо шубы это слово

Ёжик носит на спине,

Это слово вместе с ёлкой

В Новый год придет ко мне!

Правильно ребята! Давайте с вами вместе произнесем слово иголка.

Сколько гласных звуков в этом слове?

Сколько слогов?

Обозначим гласные звуки и слоги на схеме в учебнике(стр.34)

На какой слог падает ударение?

Произнесите первый слог. Сколько в нем звуков?

Какой это звук?

А можем ли мы звук увидеть?

Как же нам перевести звуки из мира слышимого в мир видимый? Давайте позовем на помощь особые значки- буквы. Звук [и] обозначен буквой и. У каждой буквы есть два образа, лица: печатный и письменный.

Ребята, а какие слова вы знаете на букву и?

И мы с вами знаем, что  у каждой буквы есть два способа отражения.

Вот, например, сравним:

 Эти образцы.

Печатный

Письменный

Какой способ написания вам больше нравится?

Если мы будем очень стараться, то и буковки у нас будут правильными и очень красивыми получаться.

Иголка

На схеме отмечаете все звуки бесцветными кружками, выясняете какие звуки гласные, их закрашиваете в красный цвет. И только после этого считаете слоги и звуки, ставите ударение.

Три[и, о, а]

3

На 2-ой слог. Первый и третий слоги- безударные.

Один

[и] гласный, безударный.

Нет, т.к. звуки мы слышим, но не видим.

Ответы детей( игрушки, индюк, ива, игра…)

Ответы детей

4. Построение проекта выхода из затруднения

Посмотрим на стр.34. Какой звук обозначен буквой и?

Закрасим туфельки красным цветом.

Познакомьтесь: Почемучка. Я и сама не заметила, как позвала его. Он

обещает ничего не спрашивать сегодня, а приготовил для вас рассказ. Вот послушайте:

Силачом я стать хочу.

Прихожу я к силачу:

- Расскажите вот о чем –

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

- Очень просто. Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я ...

- Какой звук слышится в начале слова «гантели»?

Произнесите его. - Какой это звук?

Напрягаются ли ваши связки при произношения этого слога? Давайте проверим. Значит мы можем смело сказать, что этот звук звонкий

Что можете сказать о согласном звуке [г]?

Произнесите первый звук в слове «гиря».Дайте ему характеристику.

Давайте «оденем» звуковичка. Каким цветом раскрасим ботинки.

Почему?

На голову наденем ему колпачок - колокольчик, так как звуки |г], [г'] -звонкие.

Почемучка говорит, что он

Букву на плече носил,

 На лугу траву косил.

На что похожа буква Г?

Ребята посмотрите на 34 страницу учебника и найдите картинку, которая начинается на букву г.

Нарисуем схему к этим словам.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Гласный

Гантели

[г]

Согласный

 Твердый, звонкий

Напрягаются

Согласный, звонкий, мягкий

Один - синим, другой - зеленым

Может быть мягким и твердым

Ответы детей

Гриб, гусеница, гиря

5. Реализация проекта выхода из затруднения

А вот они и сами пожаловали, лягушки-квакушки. Вы думаете, они умеют только квакать? Нет, они еще знаки множество скороговорок и одну принесли вам сегодня в подарок. Внимательно прослушайте скороговорку: «Опять пять ребят нашли у пенька по пять опят».

Произнесите скороговорку сначала медленно, а затем все быстрей и быстрей .Какой звук повторяется в скороговорке чаще остальных?

Отгадайте загадку:

И от ветра и от зноя,

От дождя тебя укроет,

А как спать в ней сладко!

Что это?

Произнесите первый звук.

«Оденьте» звуковичка.

Каким цветом мы разукрасим ботинки?

Давайте произнесем звук [п] и посмотрим, напряглись  ли наши связки?

 Почему колпачок-колокольчик ему не  подходит?

Звуковички глухих согласных носят шляпки шапокляк.

[п]

Палатка

Синим и зеленым

Нет

Т.к. звук [п] не является звонким

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику (с. 34).

Рассмотрите буквы, с которыми мы сегодня познакомились. Сейчас Дракоша хочет узнать, что вы запомнили, узнали на уроке. О каких буквах эти стихи?

1)Смотрите, подобно кочерге,

Горбатит спину буква ...

2)Подходящие ворота.

Подходи кому охота!

3) Если букву потерять,

Гусь не сможет ГоГотать,

Гавкать пес цепной не сможет.

Что за буква? Кто поможет?

4) Первая в словах «Игла»,

«Иволга», «Индюк», «Икра»

5) Знает каждый ученик:

Эта буква, как турник —

Перекладина, две ножки.

Есть в словах «Птенец» и «Плошка»,

А еще «Пенал», «Панно»

Начинаются с нее.

6) Иволга Иглой Играла,

Укололась, плакать стала.

Плачет иволга: «И-и»,

Плачет только буквой...

Г

П

Г

И

П

И

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу!

Откроем тетрадь для печатания на стр.7

Сейчас вы самостоятельно обведете уже знакомые вам буквы г, п, и

8. Включение в систему знаний и повторение

 Ребята, давайте с вами разберем слова, которые вы видите на доске.

Пенал, гуси, ириска.

9. Рефлексия

Давайте ещё раз вспомним, как называется наш новый раздел Букваря?  

- Что необходимо знать, чтобы научиться читать?

- А что уметь?

- С какими же буквами мы сегодня познакомились?

- А с какими звуками познакомились?

- Чем звук отличается от буквы?

Учим буквы учимся читать

Буквы

Г,п,и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8вида) во 2 классе на тему: «Правописание заглавной буквы в именах людей».

Цель: развитие умений осознанного написания заглавной буквы в именах людей.Задачи:Образовательные:-актуализировать имеющиеся  знания учащихся по данной теме,-продолжить работу по формирован...

План- конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему " Слова с непроизносимыми согласными" ( система Занкова)

  Русский язык.План-конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему " Слова с непроизносимыми согласными" ( Система Занкова)...

План – конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки»

Тема: «Звонкие и глухие согласные звуки»Тип урока: «Открытие.нового знания»Цель: Научиться различать согласные звукиЗадачи:1.     познакомить учащихся с парными согласными звуками...

Конспект урока по русскому языку проведенного во 2в классе по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»

Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Задачи урока:создать условия для формирования интелл...

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Звонкие и глухие согласные"

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Звонкие и глухие согласные"...

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».Цели деятельности учителя: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и раз...