Урок русского языка во 2-м классе по теме "Состав слова" ………………………………………………………..
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мосякина  Татьяна Юрьевна

Тип урока : Усвоение новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobiraem_rodstvennikov.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Как их зовут?

Тема урока: Собираем родственников (2 класс)

Цель.

  • Знакомство с понятиями «однокоренные слова», «корень слова»

Задачи:

  • сформировать понятие «родственные слова», ввести понятие «корень слова»;
  • провести осмысление этих понятий на основе разграничения родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем синонимов и слов с омонимичными корнями;
  • «открыть» способ действия по нахождению в слове корня;
  • учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове;

УУД:   

  • Познавательные:, делать логические выводы;
  • Регулятивные: учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат;
  • Коммуникативные: повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде; учить формулировать высказывание;

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

        Оборудование:

  • учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка", 2класс;
  • тетрадь-задачник №2 к учебнику;
  • мультимедийный проектор, экран; компьютер;
  • презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент

Психологическая установка на урок (чтение стихотворения учителем)

Если хочешь много знать,

Надо потрудиться.

 

А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой, как это солнышко. Удачи вам.

2.Актуализация знаний

Какие знания открыли на прошлом уроке? ( размышляли о словах, их значениях)

3.Сообщение темы и целей урока.

Ситуация «Неожиданность»( Ой, что это? Кто подбросил нам эти книги? Кто -то творит сегодня чудеса... А для чего они?

Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка. Для этого мы отправимся в гости к Весёлому Грамотею. Больше всего он любит читать книжки: не сказки, не приключения, не детективы, а … словари. За это его и прозвали Грамотеем. (

  (Посмотреть слова в орфографическом словаре)

- Спишите, вставьте пропущенные буквы, обязательно смотрите в орфографический словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Проверка. (Читают слова, называя пропущенную букву). (Слайд№6).

- Можно ли эти слова объединить в одну группу? (Да, это слова – предметы, которые отвечают на вопрос КТО?)

Вывод: с заданием вы справились, и Веселый Грамотей разрешил открыть слово №2 (когда). А таких слов в пословице два, значит, открываем  и второе слово. (Слайд№7).

4. Новый материал

1.Проблемная ситуация для изучения нового материала

- У каждого человека есть родственники. Назовите своих родственников. (Мама, папа, бабушка, дедушка и. т.д.) (Слайд№8).

Правильно. А вот и  о некоторых словах говорят, что они родственные. Как вы думаете, что может означать это название? (Ответы детей)

Какую учебную задачу поставим на уроке?( ответы)

Что вы хотели бы узнать на нашем уроке согласно нашей темы?

Родственные слова... это какие?

 Как искать родственные слова? –

Что у них родственное?

Попробуем вместе найти ответы на поставленные вами вопросы

- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку».

- А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется «главный кирпичик» слова – главная его часть? (Корень)

Какую учебную задачу поставим на уроке?

Наблюдение над родственными словами, значением корня.

Много-много лет тому назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

- Посадили люди слово ВОЗ, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (Слайд )

- Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда они назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.

- Прочитайте внимательно слова. Назовите общую часть, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)

-Что же такое родственные слова?

- Ребята, наш друг Антон просит помощи. Он считает, что  слова «сахар» и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит они родственные. А как думаете вы?

Молодцы. А теперь давайте сверим наши предположения с научными данными, с правилом.

5. Работа с учебником

Откройте учебник на странице 7, упражнение 282. Прочитайте важные сведения.

Опрос.

 - Какие слова называются родственные? (Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.)

 - Что есть у  родственных слов? (У родственных слов есть общая часть и общее значение) (Слайд)

- Так «сахар», «конфета», «компот» - родственные слова?

- Попробуйте объяснить свой ответ с точки зрения науки, используя только что полученные знания.

- Правильно, у них нет одинаковой (общей) части.

- Как вы думаете, весело жить словам не имея родственников? Давайте найдем им родственников.

Сахар – сахарница, сахарный, засахарилось (варенье)

Варенье – варить, заварить, отварить

Компот – компотик. (Слайд )

- Молодцы, но для того, чтобы нам самим не ошибиться в определении родственных слов и помочь Антону, давайте выработаем памятку.

Как правильно узнать родственные слова. (Слайд)

Проверь, есть ли в словах общая часть?

Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить с помощью одного и того же слова?

Вывод: справились с заданием и можете открыть слово №4 (страшно). (Слайд )

Работа в парах.  

(Задание №3.На партах лежат конверты под №1

А сейчас поиграем, игра называется «Третий лишний». Её подготовил для вас Весёлый Грамотей.  Возьмите конверт, откройте его, прочитайте слова, в каждой строчке зачеркните лишнее слово. Работаем вместе, дружно, обсуждаем каждый вариант ответа.

Желток, железо, жёлтый

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, час, часть

Печурка, печать, печка

Циркуль, циркач, цирк (Слайд )

Проверка.

Вывод: с заданием вы справились, и открываем слово №6 (знать). (Слайд)

Физкультминутка.

1 часть. ( Физминутка подвижная «Зверобика»

2 часть. Зарядка для глаз. (Слайд)

Самостоятельная работа

Задание №4 (закрепление признаков родственных слов)

Упражнение 283, собери вместе семью родственных слов, найдите чужака.

Рыба, ловить, рыбачить, рыбка, окунь, рыбный (Слайд )

Как ты их узнал? (Все слова можно объяснить с помощью слова «рыба». У всех слов есть общая часть РЫБ)

- Может быть, кто-то запомнил, как называется общая часть слова? (корень)

- Откройте упражнение 284 и проверьте, правильно ли мы сказали.

   (чтение правила)

Опрос.

Как называется общая часть родственных слов? (Общая часть родственных слов называется корнем)

Что хранит в себе корень? (Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение)

Как выделяется корень? (Корень выделяют дугой)

Отметь корень в записанных тобой словах.

Вывод: вы успешно справились и с заданием №4, открываем слово №7. (не хочется)

(Слайд )

Ребята, Антон тоже хочет научиться искать корень в словах? Подскажите Антону как действовать?

Правило:

Чтобы найти в слове корень, нужно:

Подобрать … (родственные слова)

Выделить … (общую часть) (Слайд )

Задание №5. Упражнение 285. Задание.

1 вариант. Запиши слово «солонка»

2 вариант. Запиши слово «сахарница»

Выбери для каждого слова родственные и допиши их.

Проверка.

1 вариант. Солонка, соль, солить, солёный

2 вариант. Сахарница, сахар, сахарить, сахарный

Докажите правильность выбора.  (Слайд )

 Вывод: вы успешно справились и с заданием №5, открываем слово №1. (не хочется)

(Слайд)

Задание № 6. Откройте конверт №2. В конверте текст. Прочитайте его, найдите   родственные слова и подчеркните их.

Родник родит реку. А река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю «Родник родит реку. А река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ родину, кормит народ»                                                                                                                             К. Паустовский

                                        Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Проверка. (Слайд)

– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель)

– Почему гости не сразу приметили чужака?

– Помогите найти чужаку своих родственников. Назовите слова, которые примут его в свою семью.

(водить, заводить, приводить, сводить, водит)

Вывод: вы успешно справились и с заданием №6, открываем слово №3. (не хочется)

Пословица.  Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

Объясните значение пословицы.

6. Итог урока

Назовите тему урока.

Что нового узнали?

Являются ли родственными слова «гористая» и «горевать»? Почему?

Почему корень слова называют главной частью? (Слайд №24)

Вы славно потрудились, спасибо за урок. Веселый Грамотей остался очень доволен вашей работой и дарит вам подарки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2-м классе "Родственные слова и формы слова".

Разработка урока по русскому языку по УМК "Перспективная начальная школа": Родственные слова и формы слова....

конспект урока русского языка с презентацией 2 класс. УМК "Планета Знаний" "Состав слова. Основа слова"

Конспект урока с презентацией и прилоджением "Состав слова. Основа слова"...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении зако...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении...

Конспект урока русского языка для 2-го класса по теме "Слова с удвоенными согласными"

Тема урока " Слова с удвоенными согласными"Цель: познакомить обучающихся с правописанием слов с удвоенными согласными.Программа «Школа России»Урок по русскому языкуТема: «С...

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»

Урок русского языка  по теме: «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»...