Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шакурова Олеся Викторовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx50.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по ОС «Школа 2100»

Тема: Написание букв и, у, а после шипящих.

Тип урока: Урок – повторение.

Составиль: учитель начальных классов Шакурова Олеся Викторовна

                     

Цель урока:

1. Образовательная:

  • в форме творческих заданий тренировать навык написания слов сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.

2. Развивающая:

  • на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, графически обозначать ее;
  • развитие устной речи, воображения, смекалки, орфографической зоркости;
  • развитие познавательной активности учащихся.

3. Воспитательная:

  • продолжить работу по формированию интереса учащихся к предмету;
  • воспитать дружеские взаимоотношения при совместной работе в коллективе и группе.

4. Здоровье сберегающая: создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

Задачи:

1.Продолжить наблюдение за несоответствием произношения и написания буквосочетаний жи-ши; познакомить с понятиями «орфограмма» и «орфографическое правило».

2. Развивать умение видеть орфограммы в словах.

3.Формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание к «живому» слову.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

Личностные: формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;

формирование осознания смысла своих учебных действий.

Регулятивные:  целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка своей учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, структурирование знания,  построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), обобщение, сравнение, классификация, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать с точностью и полнотой свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование урока:

  • учебник «Русский язык» по программе «2100», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, «Баласс», 2015 г.
  • Толковый словарь С.И. Ожегова;
  • рабочая тетрадь, письменные принадлежности к уроку, в том числе и цветные карандаши.
  • презентация Power Point;
  • карточки для индивидуальной работы (разно уровневые задания);
  • кружочки-смайлики:
  • зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»;
  • жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»;
  • красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.).

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня к нам пришли гости. Давайте дружно улыбнёмся нашим гостям и поздороваемся. Мысленно пожелаем всем отличного настроения. А теперь улыбнёмся друг другу и присядем за свои парты.

- Все готовы к уроку? (Да.) 

На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

- А для этого надо быть очень ... (внимательными, старательными, умными, сообразительными, добрыми ... .) 

2. Проверка домашнего задания(2 мин.)

1. Как называется густой лес, заросли? (Слайд )

а) Чаща.
б) Опушка.
с) Аллея.
д) Проталинка.

2. Какую форму имеет планета Земля? (Слайд )

а) Круг.
б) Квадрат.
с) Шар.
д) Куб.

3. В кого не превращался князь Гвидон? (Слайд )

а) В комара
б) В щуку.
с) В шмеля.
д) В муху.

4. Какие животные не водятся в наших лесах? (Слайд )

а) Зайцы.
б) Лисы.
с) Белки.
д) Жирафы.

5. Какая из этих птиц умеет хорошо летать? (Слайд )

а) Пингвин.
б) Страус.
с) Щурок.
д) Курица.

На доске слова-отгадки а) чаща; с) шар; б) щука; д) жираф; с) щурок.

3. Актуализация знаний (4 мин.).

- Какое слово оказалось новым незнакомым? (Щурок.)

- Обратимся к электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» (Слайд ). (показать ребятам словарь Ожегова)

Щур – небольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Уменьшительно – щурок.

- При помощи какой части слова было образовано слово щурок? (Суффикса –ок.)

- Что такое суффикс? (Ответы детей.)

- Назовите звуки с которых начинались слова-отгадки.  (Слова-отгадки начинались со звуков [ч], [ш], [щ], [ж].)

- Какие это звуки? (Согласные, шипящие.)

- Дайте характеристику этим звукам.

- Найдите лишнее слово-отгадку, по какому-либо признаку. (Шар – нет орфограммы «Гласные после шипящих»; один слог, а в остальных словах – два.)

- Что такое орфограмма?

4. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока (4 мин.).

- Определите, какие орфограммы встречались в выполненном упражнении и сформулируйте тему урока. (Ответы детей.)

- Тема нашего урока: Упражнение в написании слов с буквами И, А, У после шипящих.

– Посмотрите на название параграфа 13 над кадром киноплёнки и сравните со своей формулировкой. (с.111)

– Что в названии параграфа является для вас новым? (Орфограмма.)

– С этим понятием мы будем знакомиться на следующем уроке. А сегодня вспоминаем то, что знаем.

– Составим план урока.

План (примерный).

  1. Воспринимать на слух слова с буквосочетаниями ча-ща.
  2. Находить в словах буквосочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу.
  3. Графическое обозначение буквосочетаний.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

- Давайте поставим цели урока. Что мы сегодня будем делать? (Слайд 14) (Ответы детей.)

Используя слова-помощники учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, учитель при необходимости их корректирует:

Напоминаются гигиенические навыки при письме, а дети их выполняют.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Минута чистописания. 

- Правильное и красивое письмо букв с которых начинаются наши сочетания.

Чистописание: жи, ши, ча, ща.

5. Применение знаний (10 минут).

Повторение правил.

1.Всочетаниях жи-ши

Только и всегда пиши!

2. В сочитаниях ча-ща

Пишем только букву а!

3.Всочетаниях чу-щу

Пишут только букву у!

- Чтобы правильно выполнить все задания, надо знать, как пишутся сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. 

(На карточках написаны правила, нужно выбрать верное. Верными оказываются все 3 формулировки)

Работа в парах.  (Упр. 163 в учебнике)

Дети повторяют правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- У кого оказались хорошие ученики?

Физминутка (музыкальная)

- Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать.

Голова огнём горит,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. 
(Свеча.)

- Какие орфограммы встретились в слове?

- Безударная гласная в корне. Как проверить безударную гласную?

- Гласные после шипящих ЧА.

- Запишем слово, подчеркивая орфограммы.

- Посмотрите внимательна на картинку, есть ли ещё слово по нашей теме. (Шишка.)

- Давайте запишем его, подчеркнём орфограмму.

http://festival.1september.ru/articles/638083/img1.jpg

- Слушайте следующую загадку

Эти маленькие крошки
Рады даже хлебной крошке,
Лишь зажгутся фонари
В норке прячутся они. 
(Мыши.)

- Орфограмма? Запишем слово, подчеркивая орфограмму.

- Посмотрите, нет ли здесь слов на такую же орфограмму? (Чайка.)

- Давайте запишем слово, подчеркивая орфограмму.

http://festival.1september.ru/articles/638083/img2.jpg

Загадка:

У неё во рту пила.

Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. 
(Щука.)

http://festival.1september.ru/articles/638083/img3.jpg

- Запишем слово, подчеркивая орфограмму

- Посмотрите, нет ли здесь слов на такую же орфограмму? (Ёршик.)

- 2 значения – речная рыба с колючими плавниками, щётка для чистки бутылок.

- Запишем слово, подчеркивая орфограмму.

- Какие правила мы повторили? (ЧА, ШИ, ЩУ.)

6. Применение знаний. Работа в группах (8 минут).

На карточках нужно написать слова с орфограммами жи-ши, ча-щу (каждый человек в группе должен написать по 4 слова , но чтобы слова в данной группе ребят не повторялись).

7. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации (6 мин.)

Физминутка(упражнения для глаз)

- Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!

Индивидуальная работа по карточкам с разноуровневыми заданиями (проверка по уровням).

- Возьмите карточки. Выберите уровень: красный – сложнее, зеленый – легче, синий – самый легкий. Прежде чем приступить к письменной работе в начале строчки нарисуйте кружок того цвета, который соответствует выбранному вами задания.

Учащиеся выполняют на карточках разно уровневые задания.

1 уровень.
Списать, вставив пропущенные буквы.

  • Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.

2 уровень.
Запишите, раскрывая скобки так, чтобы словосочетания стали верными.

  • Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).

3 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания ( где нужно, ставить точку).

  • Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….

Проверка.

8. Рефлексия.(5 мин.)

- Давайте подведем итог.

- Чему научились?

- Что нового узнали?

- Все ли цели выполнили? (Да.)

- Правила в стихах.

- Что было трудным?

- Как вы оцените свою работу?

Кружочки-смайлики: зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»; жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями»; красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

9.Оценивание (выставление отметок за урок) 2 мин.

10. Домашняя работа.(2мин.) для выполнения раздать карточки

Творческая работа.

- Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней?

- Представьте, что вы поймали говорящую щуку. Вы можете ей загадать желание. Подумайте, о чём бы вы могли попросить щуку и напишите.

- Какими словами начали бы свою просьбу? (По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы ...)

- Закончите предложение.

- Я думаю, что щука конечно бы могла постараться исполнить ваши желания. Но и вы сами должны приложить немного усилий.

- На щуку надейся, а сам не плошай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....