Рабочая программа "Русский язык" 1 класс (Школа 2100)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Занина Татьяна Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._russ.yaz_.2014.doc361.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной и др. (Образовательная система «Школа 2100»), учебного плана МБОУ СОШ №__________ (Приказ № ______ от _______ 2014 г.).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует следующие цели:

  • познавательная предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления;
  • социокультурная – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период.

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, интереса к чтению.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой – учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звукобуквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте.

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные.

Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения, именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; при изучении буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Работа с текстом.

На материале текстов прописей начинается формирование у детей правильной читательской деятельности – системы приёмов понимания текста.

Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.

Слово.

Звуки речи гласные (ударные и безударные), согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Алфавит.

Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн.

Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.

Однокоренные слова. Корень слова.

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

Предложение. Текст.

Признаки предложения, оформление предложения на письме.

Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.

Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни,  на  осознании  себя  частью природного мира.  Любовь  к  природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ№2» с. Федоровка Федоровского района РБ на изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится 132 часа в год. (4 часа в неделю, 33 учебных недели).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

– овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

– овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

– овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

– приобретение и систематизация знаний о языке;

– овладение орфографией и пунктуацией;

– раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

– развитие чувства языка.

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из области фонетики – дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; ударением, ударными и безударными гласными; делением слова на слоги; обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звукобуквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии – первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий), предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

Разделы «Предложение» и «Текст».

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, разделы «Предложение» и «Текст».

В 1 классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Раздел «Слово».

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 1 классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, то есть написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й’] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, то есть обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.

Орфографически-правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

На этом подходе уже основан пропедевтический курс русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, необходимо обращение к составу слова уже в 1 классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

На протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, развития орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, многозначностью, переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе, как средство повышения орфографической грамотности.

В 1 классе в курсе обучения грамоте дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют  их – без  введения  термина  «междометие»). Так постепенно у детей  складывается  представление  о  трёх  группах слов  в  русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, так как знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т. д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану .

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Итоговый контроль предполагается проводить в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы и контрольного списывания. Предметная проверочная работа должна включать разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в такой проверочной работе будет уделено контролю освоения первоклассниками умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего, навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции. Ее результаты позволят дифференцировать продемонстрированные способности по уровню достижения.

Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний, умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах.

Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самоконтроля и самооценки учащегося.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Раздел, тема

Кол-во часов

Виды учебной деятельности обучающихся

Примечание

По плану

Факт.

I. «Говорим, рассказываем …»

15 ч.

Личностные: В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:  Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать предметы и их образы.

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе
и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

01.09

Знакомство с прописями.

1

02.09

Правила письма.

1

03.09

Прямые и наклонные вертикальные линии.

1

05.09

Обведение по контуру, штриховка.

1

08.09

Обведение по контуру, штриховка.

1

09.09

Обведение по контуру, штриховка.

1

10.09

Обведение по контуру и письмо овалов.

1

12.09

Письмо наклонных линий и овалов.

1

15.09

Письмо наклонных с петлёй внизу и вверху.

1

16.09

Упражнения в обведении по контуру и штриховке.

1

17.09

Письмо прямой с закруглением внизу.

1

19.09

Письмо е-образных элементов.

1

22.09

Письмо элементов буквы г.

1

23.09

Письмо основных графических элементов.

1

24.09

Письмо прямых и наклонных линий, графических элементов букв.

1

II. Учим буквы – учимся читать и писать.

82 ч.

26.09

Строчные буквы и ,г, п,, т, р.

1

29.09

Письмо слов
с буквами
и ,г, п,, т, р

1

30.09

Заглавная и строчная буквы О, о.

1

01.10

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1

03.10

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1

06.10

Заглавная буква О. Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами.

1

07.10

Строчная буква а.

1

08.10

Строчная буква ы.

1

10.10

Письмо заглавных букв Г, П, Т, Р.

1

13.10

 Заглавная буква И.

1

14.10

Строчная буква н.

1

15.10

Строчная буква к.

1

17.10

Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами.

1

20.10

Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами.

1

21.10

Знакомство с местоимениями он, она, оно, они.

1

22.10

Заглавная и строчная буквы У, у.

1

24.10

Упражнение в письме слов и предложений с изученными буквами.

1

27.10

Упражнение в письме слов и предложений с изученными буквами.

1

28.10

Строчная буква с.

1

29.10

Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

1

05.11

Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

1

06.11

Обучение списыванию текста с печатного и письменного образца.

1

07.11

Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами.

1

11.11

Письмо строчных букв л, м.

1

12.11

 Письмо слогов и слов с заглавными буквами Л, М.

1

13.11

Заглавные буквы К, Н. Обучение списыванию с печатного образца.

1

14.11

Письмо слов с заглавными буквами К, Н.

1

18.11

Заглавная и строчная буква С, с. Письмо заглавной и строчной букв С, с.

1

19.11

Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами.

1

20.11

Упражнение в письме предложений с изученными буквами.

1

21.11

Заглавная буква М. Письмо слов с заглавными буквами.

1

25.11

Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.

1

26.11

Упражнения в списывании текста.

1

27.11

Строчная буква ш.

1

28.11

Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами.

1

02.12

Заглавная буква Ш. Упражнение в письме заглавной буквы в словах, обозначающих имена людей, клички животных.

1

03.12

Письмо слов и предложений с изученными буквами

1

04.12

Упражнения в письме слов, предложений и текста с изученными буквами.

1

05.12

Обучение выборочному списыванию.

1

09.12

Заглавная буква А. Письмо слов, предложений  с заглавной буквой А.

1

10.12

Самостоятельная работа по письму.

1

11.12

Письмо слов и предложений с изученными буквами

1

12.12

Строчная буква д.

1

16.12

Письмо слов с изученными буквами. Заглавная буква в именах людей.

1

17.12

Строчная буква в. Заглавная буква Д.

1

18.12

Заглавная буква В. Письмо слов, обозначающих имена.

1

19.12

Буква е. Письмо слогов и слов с буквой е.

1

23.12

Проверочная работа.

1

24.12

Буква ё. Письмо слогов и слов с буквой ё. Обучение списыванию с печатного образца.

1

25.12

Заглавные буквы Е, Ё. Упражнение в письме. Выборочное списывание.

1

26.12

Упражнение в письме. Списывание с печатного образца.

1

30.12

Строчная буква б.

1

15.01

Упражнение в письме. Письмо слов, предложений с изученными буквами.

1

16.01

Обучение выборочному творческому списыванию текста.

1

20.01

Заглавная буква Б. Упражнение в письме слогов, слов текста с буквой Б.

1

21.01

Строчная буква з.

1

22.01

Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных.

1

23.01

Строчная гласная  буква я.

1

27.01

Заглавная буква Я.

1

28.01

Строчная буква х.

1

29.01

Строчная буква ж.

1

30.01

Заглавные буквы X и Ж..

Письмо заглавных букв Х, Ж; слов с буквосочетаниями жи-, ши-

1

03.02

Развитие речи. Работа с текстом.  Списывание с печатного образца.

1

04.02

Строчная и заглавная буква й, Й.

1

05.02

Строчная буква ч. Правописание  буквосочетаний ча, чу.

1

06.02

Заглавная буква Ч. Письмо слов, предложений с заглавной буквой Ч.

1

10.02

Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ, Списывание с печатного образца.

1

11.02

Упражнения в письме слов с изученными буквами. Буквосочетания ща, щу.

1

12.02

Строчная  буква ф.

1

13.02

Заглавная буква Ф.

1

24.02

Строчная буква э.

1

25.02

Заглавная буква Э. Списывание с печатного образца.

1

26.02

Упражнение в письме слов с изученными буквами, слов с буквами парных согласных звуков на конце.

1

27.02

Строчная буква ю.

1

03.03

Заглавная буква Ю. Упражнения в  письме. Списывание с печатного образца.

1

04.03

Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.

1

05.03

Разделительный ь.

1

06.03

Буква ъ. Разделительный ъ. Письмо буквосочетаний с разделительным ъ.

1

10.03

Алфавит. Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

1

11.03

Проверочная работа по письму.

1

12.03

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

1

13.03

Повторение и закрепление графических навыков изученных письменных букв.

1

III. «Русский язык (первые уроки)»

34 ч.

  1. Слово

29 ч.

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей,

сочувствовать, сопереживать;  высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться  высказывать  своё  предположение  (версию)  на  основе  работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: ориентироваться  в  учебнике  (на  развороте,  в  оглавлении,  в  

условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  по-  

дробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне  предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

17.03

Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык (первые уроки)».

1

18.03

Гласные звуки и  буквы.

1

19.03

Гласные буквы обозначают

  мягкость и твердость согласных звуков на письме.

1

20.03

Согласные звуки и буквы.

1

01.04

Что мы знаем о звуках и буквах.

1

02.04

Слог и ударение.

1

03.04

Слог и ударение.

07.04

Перенос слов.

1

08.04

Развитие умения переносить слова.

1

09.04

Буквы гласных, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме.

10.04

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами

14.04

Проверочная работа.

1

15.04

«Пиши правильно» (работа над ошибками).

1

16.04

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами

1

17.04

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь.

1

21.04

Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.

1

22.04

Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу  в словах.

1

23.04

Повторение написания буквосочетаний чк, чн в словах.

24.04

Повторяем корень слова.

1

28.04

Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень.

1

29.04

Повторяем правописание букв безударных гласных в корне слова.

1

30.04

Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне.

1

Упражнение в написании слов с буквами  безударных гласных в корне, проверяемыми ударением.

1

05.05

Упражнение в написании слов с буквами  безударных гласных в корне, проверяемыми ударением.

06.05

Проверочная работа.

1

07.05

«Пиши правильно» (работа над ошибками).

1

08.05

Повторение слов, написание которых надо запомнить.

1

12.05

Повторение слов, написание которых надо запомнить.

1

13.05

Словарный диктант. Повторение.

1

2. Предложение, текст  

5 ч.

14.05

Что мы знаем о предлогах и предложении.

1

15.05

Повторяем правила оформления предложений на письме.

1

19.05

Итоговая проверочная работа.

20.05

Повторяем правила оформления предложений на письме.

1

21.05

«Пиши правильно» (работа над ошибками).

1

22.05

Чему мы научились за год.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Учебный комплект

1. Бунеев, Р. Н. Букварь : учебник по обучению грамоте и чтению / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – 4-е изд., перераб. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012. – (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

2. Пронина, О. В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» : в 5 тетрадях / О. В. Пронина ; под науч. ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс : Школьный дом, 2013.

3. Пронина, О. В. Тетрадь для письменных упражнений. 1 класс / О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2013.

4. Бунеев, Р. Н. Русский язык (первые уроки) : учебник для 1 класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

5. Бунеева, Е. В. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

6. Бунеева, Е. В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева [и др.] ; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2012.

7. Бунеева, Е. В. Русский язык. 1 и 2 классы : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева. – М. : Баласс, 2012.

8. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные основные образовательные программы. В 2 кн. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / под науч. ред. Д. И. Фильдштейна. – М. : Баласс, 2011.

9. Слова с непроверяемыми написаниями: пособие к учебнику «Русский язык – первые уроки» / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2012.

2. Дополнительная литература.

1. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений русского языка – М. : Рольф, 2000.

2. Бетенькова, Н. М. Игры и упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М. : АСТРЕЛЬ, 2006.

3. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 2006.

4. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : АРТ-ПРЕСС, 2006.

5. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных слов / Н. Г. Комлев. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.

6. Логинова, О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева ;  под  ред. О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2010.

7. Лопатин, В. В. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М. : Русский язык, 1990.

8. Лопатин, В. В. Русский  орфографический  словарь / В. В. Лопатин. – М. : Азбуковник, 1999.

9. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М. : Сфера, 2005.

3. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info|about|193

4. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа: http:// www.school2100.ru

4. Наглядные пособия.

1. Комплект наглядных пособий. 1 класс. Обучение грамоте : в 4 ч. / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева [и др.]. – М. : Баласс, 2010.

2. Лото с предметными картинками, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок, образцы печатных и прописных букв, образцы элементов, таблицы «Гласные и согласные звуки», «Алфавит», схемы звуков «Звуковички», слоговая таблица, лента букв, таблица с орфограммами.

5. Информационно-коммуникативные средства.

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).

6. Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Компьютер.

3. Проектор.

4. Экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс Школа 2100

УМК Школа 2100 рабочие программы...

Рабочая программа 1 класс школа 2100 ФГОС

Рабочая программа вместе с тематическим планированием по основным предметам...

Рабочая программа 2 класс школа 2100 ФГОС

Рабочая программа вместе с календарно-тематическим планированием по основным предметам для 2 класса с учётом ФГОС....

Рабочие программы 1 класс "Школа 2100"

Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы стандартов второго поколени...

Рабочие программы 4 класс "Школа 2100"

Рабочие программы "Школа 2100" 4 класс...

рабочие программы 4 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс....

рабочие программы 4 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 4 класс....