Конспект урока "части речи" 1 класс.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Грищук Елена Геннадьевна

Технологическая карта урока русского языка.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности  (организационный момент).

- Ребята, в этом году Зима со своими спутниками Стужей и Ветром  очень долго  не  пускала к нам Весну.  А сейчас  лучики солнца светят как-то по особенному,  готовятся согревать маленькие ростки новой жизни,    показывают все то, что  природа  так бережно хранила зимой. Мне сегодня так захотелось принести в класс частицу весны, чтобы на нашем уроке     было тепло и радостно, чтобы весеннее солнышко озаряло наши лица улыбками и весь урок у нас было приподнятое настроение.  Я долго думала, как  же это  сделать. И помогли мне ваши любимые герои Смешарики.

(звучит музыка, видео с распускающимся подснежником)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Подготовка класса к работе, психологический настрой на урок.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний (минутка чистописания).

-Кто знает, как называется этот цветок?                                               

-Как вы думаете, почему его так назвали?

 - Ребята, какой замечательный цветок нашёл Ёжик. Все Смешарики собрались на полянке полюбоваться им. А Лосяш рассказал друзьям о том, что подснежник очень закалённый цветок. И так как он вырастает прямо из-под снега, англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой, а немцы – снежным колокольчиком. В Шотландии проводится целый фестиваль подснежников. А великий русский композитор П.И.Чайковский написал в честь этого цветка музыкальную пьесу.

 - Ребята, Смешарики были так удивлены, что такой маленький цветочек такой необычный, что решили внести в календарь апрельских праздников   Праздник Подснежника. 

 - А какие апрельские праздники знаете вы?

 - Да, ведь действительно в апреле нет праздника Подснежника. Я думаю, что мы с вами вместе со Смешариками можем тоже принять участие в подготовке этого праздника.

- Начнем подготовку с оформления. Надо написать Праздник Подснежника.

 - А с какого звука начинаются эти слова?

 - Кто догадался, написание какой буквы нам надо повторить  на минутке чистописания?

- Запишите строку, сохраняя такую же закономерность.

- Что нужно помнить при написании этой буквы?

- На нашем празднике, я думаю,  пригодятся такие слова. Прочитайте  их (праздник, подснежник, проталина)

- Поработайте в парах, обсудите, что общего между этими словами,  и какое слово может быть лишним?

 - Составьте предложение, используя эти слова. Слова можно изменять, добавлять другие.

 - Ребята, а Бараш для начала праздника составил  вот такое предложение «Расцвёл белый подснежник». Давайте запишем  его на второй строчке.

 - Комментируем.

 - Выделите основу в этом предложении. О чём в нём говорится? Что он сделал? Какой он?

 - Подснежник.

 - Он появляется из под снега.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - 1апреля – День Смеха, юбилей «Полянки», День Птиц, 2 апреля - Международный день детской книги, 6 апреля – Благовещенье, 7 апреля – Всемирный День Здоровья, День рождения Интернета в России, 12 апреля – День Космонавтики…

 - Со звука «п».

 - Буквы «п».

 

 - О наклоне и соединении.

Дети пишут.

Работают в парах, обсуждают возможные варианты.

Составляют предложения со словами.

Комментируют и записывают предложение.

 - В предложении говорится о подснежнике, это подлежащее. Он расцвёл, это сказуемое. Подснежник белый.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения объектов, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

3.Постановка учебной задачи.

- Прочитайте еще раз предложение, которое мы записали. Обратите внимание, в нём все слова разные, потому что отвечают на разные вопросы, обозначают предмет, признак и действие. В русском языке все слова делятся на несколько групп, которые называются «Части речи».

- Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

 - Сформулируйте тему урока.

 -  И тема эта очень поможет нам в подготовке праздника. Ведь вы все знаете, что к любому празднику наводят чистоту и порядок. И сегодня мы поможем навести порядок Смешарикам и разделить слова на группы.  Для этого,  нам нужно будет  поработать в команде.

 

 

 

 

 - Узнать, какие бывают части речи.

- Части речи.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

постановка вопросов.

Познавательные:

общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические – формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 - А сейчас каждая группа подойдет к своему столу.

 - Слова, которые, находятся у вас в конвертах, вы должны разделить на 3 группы.

- Прочитайте, какие слова вы отнесли к первой группе.

 - А почему вы объединили их в эту группу. По каким признакам?

 - А у вас, ребята, есть слова, которые отвечают на такие же вопросы и обозначают предмет? Прочитайте.

Аналогично с другими группами.

 - Мы увидели, что действительно в русском языке есть несколько частей речи.

 - Как же называются слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет?

 - Слова, которые отвечают на вопросы какой? какие? и обозначают признак?

 - Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делают? и обозначают действие предмета?

 - Я вместе с вами выполняла это задание и у меня осталось слово «Бараш». Как вы думаете к какой части речи можно отнести это слово? Почему? Объясните.

- А как мы можем проверить правильность нашей схемы?

  - Как быстрее найти нужную страницу?

Самопроверка.

-Прочитай правило в учебнике и сравни со своим. (Учебник с.83, 85, 87, правило).

 - Мы были правы. Порядок наводить достаточно сложно, но часть работы мы выполнили, потому что  действовали вместе, помогая  друг   другу.  

Физминутка для глаз.

 

Учащиеся в группах обсуждают, зачитывают свои группы слов, объясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 - Существительные.

 

 - Прилагательные.

 - Глаголы.

 

 

- Это существительное, потому что отвечает на вопрос кто? и обозначает предмет.

 

 - По нашему учебнику.

 - По оглавлению, содержанию.

 

Читают правила в учебнике и делают вывод о правильности своих рассуждений.

 

5. Первичное закрепление.

-Отдохнули и продолжим наводить порядок в частях речи.

Составление алгоритма.

Чтобы правильно определить часть речи мы должны будем:

1.Задать вопрос к слову.

2.Определить, что обозначает это слово.

3.Назвать часть речи.        

 - Работаем по учебнику. Откройте его на стр.85  упр.115 (4 слова, остальное самостоятельно).

-  Молодцы! У нас полный порядок с распределением слов по частям речи. И можно снова отдохнуть.

Физминутка.

(звучит пьеса П. И. Чайковского)

- Сейчас вы услышите пьесу П. И. Чайковского. Представьте себе, что вы маленькая луковичка подснежника. С первыми лучами солнышка она медленно начинает расти, появляются первые листочки. Стебелёк растёт. И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок. Цветок хорошеет , вы  улыбаетесь друг другу. Он тянется к свету, к солнцу. И ещё одно семечко… 

- Сколько прекрасных подснежников распустилось на лесных проталинках.

Устная работа

- К любому празднику готовят угощение и веселые игры. И я вам тоже предлагаю поиграть в игру «Готовим угощение».  

- Что нам понадобится?

 - Подберите существительные. Докажите, что все это существительные.

 - Подберите прилагательные к этим существительным.  Докажите, что вы подобрали прилагательные.

 - Подберите глаголы к этим существительным. Докажите что это глаголы.

 -  Какое необыкновенное угощение мы приготовили  для нашего праздника с помощью частей речи.

 

 

 

 

Работают по учебнику, по очереди выходят к доске, объясняют с помощью алгоритма выбор части речи.

 

 

 

Выполняют движения, показывая распускающийся цветок.

 

 

 

 

 

 

Подбирают различные существительные, прилагательные, глаголы. Объясняют и доказывают свой выбор.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 - Порядок мы навели, угощение готово и  настало время подарков.  В любой праздник приятно получать подарки, а ещё приятнее их дарить. Давайте приготовим для Смешариков подарки – праздничные открытки, ведь это они придумали праздник подснежника. Чтобы ваши  открытки принесли радость, вы должны быть внимательными и аккуратными.

 - Листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Закрасьте цветным карандашом:

  • красным – существительные, то есть слова, обозначающие предмет;
  • зеленым – глаголы, это слова, обозначающие действия;
  • голубой – прилагательные, они обозначают признак.

- Проверьте свою работу. У девочек  должен  получиться такой рисунок, у мальчиков.

 - Поднимите свои рисунки те, кто выполнил задание правильно.

- Не расстраивайтесь те ребята, у кого получились другие открытки, Смешарики им тоже будут рады. После урока мы сложим ваши открытки в этот конверт. Мы все приготовили с вами к празднику подснежника, а проведем его  6 апреля на классном  часе.

 

 

 

 

 

Работают на индивидуальных карточках, закрашивают элементы рисунка соответственно словам, которые на них написаны.

Проверяют выполненную работу по эталону (образцы выводятся на слайд), рисунки мальчиков и девочек получаются различными.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

самоопределение.

7.Рефлексия деятельности (итог урока).

 - Наш урок подходит к концу.

 Закончите  предложения.      

Сегодня я убедился в том, что…

Теперь я умею определять…

Я знаю, что в русском языке…

 - Давайте оценим свои дела, свою работу на уроке сами. 

- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно показывает распустившийся подснежник.
- У кого ещё есть затруднения показывает бутон подснежника. В чём возникают затруднения?

 - Что вы расскажете дома о сегодняшнем уроке?

 - Ребята, глядя на ваши лица, я понимаю что мне действительно удалось принести в класс частицу весны, потому что наш урок    был наполнен теплом и радостью, это чувствовалось по вашим глазам, улыбкам, лицам.

 

Заканчивают предложения соответственно теме урока. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

рефлексия.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

8.Домашнее задание.

 - Подобрать игру для нашего праздника.

 - Нарисовать картину для украшения  класса.

 - Составить рассказ или сказочную историю про подснежник.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostinanu.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

снежн ая капл я снежн ая сер ё жк а снежн ый колокольчи к

Слайд 4

Праздник Подснежника

Слайд 5

1 апреля 7 апреля

Слайд 6

Праздник Подснежника.

Слайд 7

Праздник, подснежник, проталина.

Слайд 8

Расцвёл белый подснежник.

Слайд 9

Ц ель урока: узнать, какие бывают части речи Т ем а урока : Части речи

Слайд 11

1.Задать вопрос к слову. 2.Определить, что об означает это слово. 3.Назвать часть речи. Как определить часть речи:

Слайд 12

Работа с учебником стр.85 упр.115

Слайд 13

Пьеса П. И. Чайковского «Подснежник»

Слайд 15

Готовим угощение.

Слайд 16

Подарки к празднику

Слайд 17

Сегодня я убедился в том, что… Теперь я умею определять… Я знаю, что в русском языке…

Слайд 18

Домашнее задание. - Подобрать игру для нашего праздника. - Нарисовать картину, для украшения класса. - Составить рассказ про подснежник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"

Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс  по математике.Тема:  Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...

Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"

Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....